Модель экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:39, доклад

Описание

Понятие экономической системы подразумевает под собой упорядоченную совокупность социально - экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. В экономике Германии основными можно определить следующие цели социального порядка:

Работа состоит из  1 файл

Германская модель экономики.docx

— 25.33 Кб (Скачать документ)

                                                        Модель экономики Германии

Понятие экономической  системы подразумевает под собой  упорядоченную совокупность социально - экономических и организационных  отношений между производителями  и потребителями благ и услуг, а так же состояние общества на определенном этапе его развития. В экономике Германии основными  можно определить следующие цели социального порядка:

· Развитие и совершенствование экономики, экономический рост, распределение возникающих при этом доходы в соответствии с общепринятыми нормами социальной справедливости;

· Обеспечение наиболее полной занятости, т.е. возможное избежание  безработицы;

· Высвобождение средств  для обеспечения нужд нетрудоспособного  населения или непроизводитель-но работающих членов общества;

· Обеспечение стабильной приемлемой покупательной способности, а главное недопущение инфляции;

· Обеспечение основных прав человека, способ-ствование их реализации и равномерному распре-делению шансов на экономическое развитие личности;

· Соблюдение интересов  экономического и социального характера, обеспечение координации интересов  работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества. 

  Предпосылки возникновения в Германии.

Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики  начинаются уже в первое десятилетие  после окончания второй мировой  войны. Бурное развитие и возрождение  Германской (в то время ФРГ) экономики  поразило даже экономистов, это даже называли «экономическим чудом».

Для начала стоит описать  послевоенную ситуацию. Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без функционирующей транспортной системы, с морально подавленным  населением, где голод и страх  убили надежду на будущее. Политика союзников, под властью которых  первое время находилась Германия, в начале определялась в основном соображениями мести за лишения  войны, что лишило немцев политико-экономической  самостоятельности. В соответствии с этим был произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были запрещены, остальные ограничены.

Денежная система  страны была неработоспособна. От военного времени осталась инфляция как результат  непомерных военных расходов, процветал  черный рынок, где цены в десять - сто раз превышали официально замороженные цены.

Первой предпосылкой к возникновению социального  рыночного хозяйства явилось  заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное  в 1948 году западными союзниками, которое  содержало основные направления  создания Федеративной Республики.

Следующим важным шагом  на пути к рыночному хозяйству  явилась валютная реформа, которая  одним ударом изменила протекание экономических  процессов в результате ее уже  к 1953 году практически исчез «черный  рынок», появились товары, вовсю  восстанавливалась транспортная система, закипели строительные работы. Подъем начался стремительными темпами  и огромным размахом практически  во всех областях экономической жизни  Германии.

Дальше была дана свобода  внешней торговле и конкуренции, что было необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного спроса.

Все это создало  важную законодательную базу для  построения в ФРГ социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о  предпосылках политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально ориентированного общественного, экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.

На основе этих идей была разработана концепция социального  рыночного хозяйства, основными  авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны.

Современная германская экономика.

За годы развития экономика  Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства  ФРГ до развитой рыночной экономики  современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно  охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения. 
 

  Денежные отношения. Валюта.

В экономике любой  развитой страны работоспособность  и стабильность общественного и  политического порядка во многом зависит от работоспособности и  стабильности денежного порядка. Устройство денежного обращения имеет огромное значение для экономического и социального  порядка страны.

Стабильность денежной системы является предпосылкой для работоспособной кредитной системы. Если между моментом получения кредита и моментом его возврата имела место инфляция, то кредитор получает обратно средства, обладающие меньшей покупательной способностью, чем в момент предоставления кредита, что имеет своим последствием снижение готовности к кредитованию. В то же время заемщик выигрывает в отношении покупательной способности.Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение, а именно: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости.Поэтому денежный порядок в конечном итоге оказывает влияние и на социальную обстановку.

Все это указывает  на то, что создание и регулирование  покупательной способности могут  быть доверены лишь учреждению, которое  не может извлечь для себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского  или кредитного дела. Поэтому самое  важное учреждение для денежного  порядка Германии - это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон - это закон о Немецком федеральном  банке. Согласно этому закону «Немецкий  федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие этого  закона… Они являются единственным неограниченным законным средством  платежа». Границы денежной и кредитной  политики, которую может проводить  сам федеральный банк так же определены законом, где говорится, что Немецкий федеральный банк регулирует «на  основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему, согласно данного  закона, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает через  банки платежи внутри страны и  за границей».

Несмотря на независимость  Немецкого федерального банка, существует его тесная взаимосвязь с правительством Германии. Валютную и кредитную политику банка определяет совет центрального банка. В настоящее время совет  центрального банка состоит из 16 президентов центральных банков земель. Президент, вице-президент и  члены директората назначаются  федеральным президентом по предложению  федерального правительства, причем правительство  должно учесть мнение совета центрального банка. Обобщая вышесказанное можно  назвать федеральный банк важнейшей  политической инстанцией Германии наряду с парламентом и правительством. Ему поручено заботится о снабжении  немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает  влияние на рынки, важнейшие для  развития экономики - денежный рынок  и рынок ссудного капитала.

В экономической системе, основанной на принципиальной свободе экономики, также невозможно отказаться от законодательного регулирования кредитного дела в связи с важностью сферы кредитования и теми опасностями, которые угрожают народному хозяйству при недостаточном надзоре за кредитованием. Эту функцию выполняет закон о кредитной системе. Он ограничивает свободу предпринимательства для кредитных институтов путем установления общих условий, за соблюдение которых несет ответственность федеральное ведомство надзора за кредитной системой, находящееся в Берлине. Ведомство выполняет следующие функции:

· Выдача и отмена разрешений на занятие банковским бизнесом;

· Контроль за предоставлением  кредитов;

· Контроль над оснащенностью  кредитных институтов основным капиталом  и ликвидными средствами

· Устранение в кредитной системе недостатков, ставящих под угрозу сохранность имущественных ценностей.

Вкратце кредитное  дело Германии можно представить  следующим образом: доминирующее положение  занимают сберегательные кассы и  кредитные банки. Лишь на шесть ведущих  крупных банков приходится 9% суммы  активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют  с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в  плане достижения своих общих  целей.

Финансовое  законодательство.

Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение  их между носителями государственной  власти. В Германии эту функцию  выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задач между  федерацией и землями и предусмотренное  общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между  землями, районами и общинами, разделение средств, необходимых для решения  государственных задач.

Такое распределение  средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению  более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель коллективными благами. Поэтому  Основной закон предусматривает  обеспечение специальным федеральным  законом финансового выравнивания между более сильными или более  слабыми в финансовом отношении  землями, которое должно учитывать  финансовые возможности и финансовые потребности земель. 
 

Роль  конкуренции в  социальном хозяйстве.

В Германии закон о  запрете ограничений конкуренции  был принят в 1957 году и получил  название «Основной закон социального  рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система  и порядок, регулирующий конкуренцию  как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей.

1. Обеспечение экономического  роста.

2. Содействие техническому  прогрессу.

3. Управление производством  с помощью хозяйственных субъектов.

4. Обеспечение экономической  и социальной стабильности.

5. Достижение и  обеспечение социальной справедливости.

Законы, регулирующие конкуренцию.

Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной и  той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными  способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы  тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов  разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

1. Закон о недобросовестной  конкуренции.

Он защищает от недобросовестных действий конкурента, за которые на последнего может быть возложено  обязательство по возмещению нанесенного  ущерба. Недобросовестными считаются  такие действия как:

· Воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;

· Подделка чужих товарных знаков;

· Сравнительная реклама  с элементами критики в адрес  конкурента;

· Утверждение и  распространение сомнительных сведений о конкуренте;

И другие подобные действия.

2. Закон о правовом  регулировании Общих условий  заключения сделок.

3. Закон о скидках.

Этот закон регулирует размеры допустимой скидки для конечного  потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит в  том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления цен, которые оказываются  искаженными, если скидки при продаже  конечному потребителю будут  существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной конкуренции  в установлении скидки привело бы к конкуренции в установлении скидки вместо конкуренции в области  цен.

Информация о работе Модель экономики Германии