Модели национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы выступает изучение особенностей белорусской модели развития экономики.
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современные модели национальной экономики;
- выявить какие существуют разновидности моделей национальной экономики;
- изучить особенности формирования белорусской модели национальной экономики;
- определить сценарии развития Беларуси на ближайшую перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие макроэкономической модели
1.2. Типовые модели национальной экономики
2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА
2.1. Разновидности переходной экономики
2.2. Формирование белорусской модели национальной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Modeli_natsionalnoy_ekonomiki.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

Социальная устойчивость как главный критерий социально  ориентированной рыночной экономики - это такое состояние общества и его членов, которое характеризуется  стабильностью их экономического и  социального положения, а также  способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.

Надо признать, что нарастающая  стандартизация и глобализация экономических  взаимосвязей являются важнейшими признаками современной экономической действительности.

Применительно к данной теме глобализация означает, что национальные экономики разных стран все более  становятся однотипными, функционируют  на базе одних и тех же принципов. Идет активный обмен передовым хозяйственным  опытом. Размываются национальные границы  хозяйственной деятельности. В процессе интернационализации экономической  жизни формируются первоначально  типовые модели, а затем обнаруживается тенденция формирования некой единой модели экономики, которая обеспечивается однотипными институтами и организациями.

 Процессы глобализации, охватившие в данный момент  наиболее развитые регионы мирового  хозяйства, принципиально изменяют  соотношение между внешними и  внутренними факторами развития  национальных экономик в пользу  первых. Во второй половине XX века  международные хозяйственные связи превратились в важный инструмент распределения ресурсов и обеспечения экономического роста.

 

1.2 Типовые модели национальной экономики

 

В рамках смешанной экономики  можно в настоящее время выделить несколько основных типов моделей: модель социальных приоритетов (Германия, Швеция), модель бизнесовых приоритетов (США), модель национальных приоритетов (Япония).

Германская модель в наиболее ярком виде является моделью социального рыночного хозяйства.

Главная особенность этой модели состоит в предоставлении всем формам хозяйства под эгидой государства возможности эффективного и устойчивого развития. Причем особым покровительством государства в  рамках этой системы пользуются так  называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия. Поощрение государством предприятий этого типа заключается в создании более льготных условий в виде налогов, цен, квот, норм и т. д.

Такая политика государства, направленная на активизацию деятельности и поощрение труда большинства, занятого в этих хозяйствах, увенчалась успехом, выразившемся в росте благосостояния населения этой страны.

Шведская модель направлена на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Естественно, что это   возможно только в условиях жесткой фискальной политики.

Функция производства в такой  модели ложится на предпринимателя. Государство активно участвует  в обеспечении экономической  стабильности и перераспределении  доходов. Особенность шведской модели заключается в высоком уровне налогообложения, который составляет примерно 50% ВНП.

Около 40% всех расходов бюджета  направляются на здравоохранение, социальное обеспечение, развитие образования  и культуры. В результате в стране до минимума сведена безработица, выровнены текущие доходы населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний, они занимают прочное место на мировом рынке.

Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Главное  достоинство – она позволяет  сочетать высокий экономический  рост с повышением благосостояния населения  и с обеспечением его занятости.

Американская модель основывается на системе активного поощрения предпринимательской активности и создания условий для роста доходов населения, участвующего в предпринимательской деятельности.

Что касается малообеспеченных слоев населения, то государство  применяет различные форма его  поддержки, сочетающие социальные программы  с периодическими мероприятиями  в зависимости от складывающейся в экономике ситуации.  При  этом государство на ставит задачи социальной справедливости, т.к. его политика и идеология направлены на массовую ориентацию населения на достижение богатства за счет личных успехов.

Японская модель построена на учете особенности населения, которая состоит в особом отношении к труду, обусловленном обычаями и традициями, направленными на его качество. Модель основана на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом.

Отличается весьма развитым планированием и координацией экономической  деятельности правительства и частного сектора. Общегосударственное экономическое  планирование в Японии носит рекомендательный характер. Для японской модели характерно сохранение своих традиций и, в то же время, заимствование у других стран всего того, что нужно  для развития страны. Это позволяет  создавать им такие системы управления и организации производства, которые  в Японии дают больший эффект, чем  в других странах.

Ограниченность типовых  моделей. Познание закономерностей  функционирования национальных экономических  моделей передовых стран (регионов) мира в современных условиях является важнейшей интеллектуальной предпосылкой проектирования национальной экономики.

Всегда есть величайший смысл  учиться на чужих ошибках и  не повторять все зигзаги исторического  развития. Есть резон заимствовать передовой опыт экономического строительства, а не блуждать в потемках по кривым закоулкам.

Вместе с тем надо признать, что ни одна из современных типовых  моделей не в состоянии корректно  и в полном объеме учесть те специфические  условия развития, которые присущи  конкретной стране.

Данное обстоятельство имеет  для белорусской экономики принципиальное значение и подчеркивается выше далеко не из праздного любопытства. Дело в  том, что игнорирование национальных обстоятельств всегда грозит потерями не меньшими, нежели тотальное отрицание общих закономерностей развития. Любая экономическая реформа, проводимая без учета национальной специфики, неизбежно превращается в полуреформу. В свою очередь такая незавершенная реформа чаще всего оборачивается контрреформой, т. е. откатом назад к устаревшим формам организации экономической жизни.

Возьмем, к примеру, ту или  иную типовую модель национальной экономики, которая полностью оправдала  себя в конкретной стране мира (ФРГ, США и т; д.). Вряд ли копирование в белорусских условиях классической схемы экономического развития будет предполагать обеспечение в полном объеме экономической безопасности страны или последовательную реализацию национальных экономических интересов на мировых рынках. Такая модель будет абсолютно бесполезной в условиях тесной экономической интеграции с Россией, при разработке предложений, направленных на повышение конкурентной способности белорусского производителя.

Страноведческие модели. Поэтому  не случайно кроме типовых на планете  существует большое созвездие конкретно-исторических или страноведческих моделей  национальной экономики.

Для удобства в произношении они обозначаются, например, как  «национальная экономика Франции» или «французская модель национальной экономики», как «национальная экономика  Беларуси» или «белорусская модель национальной экономики».

В страноведческих моделях  отражаются не только общечеловеческие ценности, общие тенденции формирования смешанной экономики, но и прямое воздействие национальных факторов социально-экономического развития.

Анализ показывает, что  среди страноведческих моделей, наряду с так называемыми статическими моделями (типичные, классические сбалансированные и т. п. модели), следует выделять модели национальной экономики переходного  типа или модели переходной экономики.

 

 

 

2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО  ТИПА

 

2.1. Разновидности переходной  экономики

 

Переходная экономика  представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Переходный период – это  период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы. Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими  ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной  и современной рыночной систем с  их зачастую противоречиво функционирующими элементами. Во-вторых, если для командной  и рыночной экономик свойственна  определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика  характеризуется неустойчивостью  состояния, нарушением целостности. Такое  положение, являющееся кризисным для  сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в  течение относительно длительного  времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение  цели. Если в обычной, устойчивой системе  такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики –  трансформация в другую систему. В-третьих, переходная экономика характеризуется  количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по  наследству» остались структурные  элементы предыдущей системы: государственные  предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои «функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят «переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие  «переходная экономика» является не новым в истории развития нашей  страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических  укладов: социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный  и патриархальный. Однако ее цели и  направленность трансформационных  процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась  в переходе от многоукладной экономики  к одноукладной – социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача – заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

Основная трудность переходного  периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в  широком смысле представляют собой  правила экономического поведения  и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без  которых не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность  хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и  глубина идущих преобразований. Они  захватывают основы существующего  строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход  к рыночной экономике требует  глубоких изменений в институциональной  структуре общества, институциональной  трансформации: преобразования отношений  собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения  роли государства, формирования новых  субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический  кризис. Возникший как результат  краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением  жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного  хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

Информация о работе Модели национальной экономики