Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы дать описание теории потребительского поведения. В работе представлены взгляды четырех выдающихся экономистов в порядке, отражающем хронологию развития теории.
Введение
1. Экономическая модель Джона Мейнарда Кейнса
1.1 Кругооборот доходов и продуктов
1.2 Равновесие и мультипликатор
1.3 Определение уровня равновесия национального дохода
2.Ирвинг Фишер и межвременной выбор
2.1 Межвременное бюджетное потребление
2.2 Предпочтение потребителя
2.3 Оптимизация
2.4 Влияние изменений дохода на потребление
2.5 Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление
2.6 Ограничения по заимствованию
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла
4. Милтон Фридман и теория постоянного дохода
4.1 Теория
4.2 Рациональные ожидания и потребления
Заключение
Список использованной литературы
Для простоты рассмотрим проблему выбора, стоящую перед потребителем, живущем в двух временных периодах. Первый период представляет молодость потребителя, второй период – его старость. В первом периоде потребитель имеет доход Y1 и уровень потребления C1, во второй – доход Y2 и потребление C2, соответствнно. (Все переменные имеют реальное выражение, т.е. корректируются с учетом инфляции). Поскольку потребитель имеет возможность занимать средства и делать сбережения, потребление в каждый отдельно взятый период может быть либо выше, либо ниже уровня дохода соответствующего периода.
Рассмотрим, как доход потребителя в каждый из периодов ограничивает уровень потребления в эти периоды. В первом периоде сбережения равны доходу за вычетом потребления. Во втором периоде потребление равняется накопленным сбережениям, включая проценты на эти сбережения, плюс доход второго периода,
где – реальная ставка процента. Например, если процентная ставка равна 5%, то каждый доллар сбережений в первом периоде увеличивает потребление во втором периоде на 1 дол. 5 центов. Поскольку третьего периода нет, то во второй период
потребитель не делает сбережений. Эти два уравнения верны, если потребитель в первый период не накапливает сбережения, а делает долги. Переменная представляет и сбережения, и заемные средства. Если потребление в первом периоде меньше дохода первого периода, то потребитель делает сбережения, и они больше нуля. Если же потребление в первом периоде превышает соответствующий доход, то потребитель занимает средства, и сбережения меньше нуля. Для простоты примем, что процентная ставка по займам совпадает с процентной ставкой по сбережениям.
2.2. Предпочтения потребителя
ПРЕДПОЧТЕНИЯ - один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.
Благо в теории потребления - любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.
Набор благ - совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период. При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность. Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность?
Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.
1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведение потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", т. е. изменились вкусы.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему (или, короче, "больше всегда лучше").
Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, ибо они понижают уровень благосостояния данного потребителя. Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы определить функцию полезности.
2.3. Оптимизация
Потребитель заинтересован, в конечном итоге, получить наилучшее из возможных сочетаний потребления в этих периодах, что на графике соответствовало бы наивысшей кривой безразличия. Однако бюджетное ограничение требует, чтобы потребитель в итоге оказался на или ниже линии бюджетного ограничения, поскольку эта линия показывает все средства, которыми он располагает. Наивысшая кривая безразличия, которой может достичь потребитель, не выходя за рамки бюджетного ограничения, есть кривая, которая лишь касается линии ограничения. Точка, в которой эта кривая соприкасается с линией бюджетного ограничения и есть наилучшее сочетание потребления в первом и во втором периоде, доступное при данном бюджетном ограничении.
Потребитель распределяет потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения равнялась единице плюс реальная ставка процента.
2.4. Влияние изменений дохода на потребление
Рост сдвигает линию бюджетного ограничения. Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй периоды, т.е. потребитель может достичь более высокой кривой безразличия.
Потребитель в оба периода выбирает больший объем потребления. Хотя данная ситуация не является единственно возможной, она встречается чаще всего. Если потребитель желает получать больше, какого – либо блага по мере роста своего дохода, экономисты называют такое благо нормальным. Кривые безразличия на построены из того, что потребление и в первом, и во втором периодах является нормальным благом.
Из этого графика видно, что независимо от того, в какой период наблюдается рост дохода – в первый или во второй, – потребитель распределяет это приращение между обоими периодами. Поскольку потребитель может занимать средства и давать их взаймы в течение обоих периодов, время поступления доходов не имеет отношения к тому, сколько потребляется в каждый данный момент времени (за исключением того, что будущий доход дисконтируется по реальной ставке процента). Итак, потребление зависит от текущей стоимости дохода в данном периоде и дисконтированной стоимости будущего дохода. В отличие от потребления Кейнса, модель Фишера утверждает, что потребление зависит не только от текущего дохода. Потребление определяется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни.
2.5.Влияние изменения реальной процентной ставки на потребление
Рассмотрим два случая: случай, когда потребитель первоначально отводит часть
средств на сбережения, и случай, когда он первоначально выступает в роли заемщика.
Экономисты раскладывают влияние роста реальной ставки процента на потребление на две части: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении, которое вызывается переходом к более высокой кривой безразличия. Из – за того, что потребитель в большей степени склонен экономить средства, а не брать взаймы, повышение процентной ставки улучшает его положение. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальным благом, то потребитель захочет распространить такое улучшение своего положения на оба периода. Этот эффект дохода заставляет потребителя выбирать больший размер потребления в оба периода.
Эффект замещения – изменение в потреблении, вызванное изменением относительной цены потребления в оба периода. В частности, при повышении процентной ставки потребление во втором периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в первом периоде. Поскольку реальный процент по сбережениям оказывается выше, потребителю приходится отказываться от части потребления в первом периоде для получения дополнительной единицы потребления во втором периоде. Эффект замещения заставляет потребителя выбирать большее потребление во втором периоде, сокращая потребление в первом периоде.
Выбор потребителя определяется взаимодействием эффекта дохода и эффекта замещения. Они оба работают на повышение потребления во втором периоде; поэтому можно заключить, что повышение реальной процентной ставки ведет к повышению потребления во втором периоде. Однако на потребление в первом периоде эффекты дохода и замещения оказывает противоположное влияние. Повышение процентной ставки может либо увеличить, либо снизить потребление в первом периоде.
2.6. Ограничения по заимствованию
Модель Фишера предполагает, что потребитель может, как откладывать средства, так и брать взаймы. Возможность заимствовать позволяет тратить на потребление больше, чем величина текущего дохода. По сути, когда потребитель занимает средства, он потребляет сегодня часть своего будущего дохода. Однако для многих людей такое заимствование невозможно. Например, студент, желающий поехать на весенние каникулы во Флориду, скорее всего не сможет оплатить эту поездку с помощью банковского займа. Рассмотрим, как изменяется модель Фишера в том случае, если потребитель не имеет возможности брать средства в займы.
Невозможность заимствования не позволяет текущему потреблению превысить текущий доход. А это означает, что потребление в первый период меньше или равно размеру дохода в этот период. Это дополнительное ограничение для потребителя называют ограничением по заимствованию или, иногда, ограничением ликвидности.
Анализ ограничения по заимствованию дает возможность заключить, что имеются два типа функции потребления. Для некоторых потребителей ограничение по заимствованию не играет роли, и размер потребления зависит от текущей стоимости их дохода в течение жизни. Для других потребителей такое ограничение является существенным
Итак, для тех потребителей, которые хотели бы занять средства, но не могут этого сделать, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода.
3. Франко Модильяни и теория жизненного цикла
В серии работ, написанных в 50-е гг., Франко Модильяни и его коллеги Альберт Андо и Ричард Брумберг использовали модель поведения потребителя Ирвинга Фишера для изучения функции потребления. Одной из их задач было разрешение загадки потребления – объяснение явного противоречия, возникавшего при проверке функции Кейнса на некоторых данных. Согласно модели Фишера, потребление зависит от дохода человека в течение всей его жизни. Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.
Функция потребления основана на простой идее о том, что потребительское поведение индивидов в данный период связано с их доходом в данный период. Гипотеза жизненного цикла рассматривает индивидов так, как будто они планируют свое поведение в отношении потребления и сбережений на длительные периоды с намерением распределить свое потребление наилучшим образом на весь период жизни.
Гипотеза жизненного цикла рассматривает сбережения как следствия главным образом желаний индивидов обеспечить необходимое потребление в старости. Теория указывает на ряд факторов, влияющих на норму сбережений в экономике, например, возрастная структура населения является важным фактором, определяющим поведение людей в отношении потребления и сбережений.
Функция потребления здесь имеет вид:
где WR – реальное богатство, а – предельная склонность к потреблению в отношении богатства, YL – трудовой доход, с – предельная склонность к потреблению трудового дохода. Трудовой доход представляет собой доход, заработанный трудом, в отличие от дохода, получаемого другими факторами производства, такими как рента с земли или прибыль с капитала.
При использовании гипотезы жизненного цикла сбережений и потребления можно увидеть, как определяются значения параметров «а» и «с» в уравнении, почему богатство должно влиять на потребление.
Рассмотрим индивида, который предполагает прожить NL лет, работать, получать доход WL лет и находится на пенсии (NL – WL) лет. Первый год жизни индивида есть первый год работы. Предположим также, сбережения не приносят процента, так что текущие сбережения полностью переходят в будущие потребительские возможности. При этих предположениях можно поставить два вопроса о сбережении и потреблении. Во – первых, каковы потребительские возможности индивидов в течение жизни? Во – вторых, каким образом индивид сделает выбор относительно распределения своего потребления в течение жизни?
Рассмотрим потребительские возможности. Доход YL и потребление, С измеряются в реальных величинах. При данном числе лет трудовой жизни WL трудовой доход, полученный в течение жизни, равен (YL * WL) – доходу за рабочий год, умноженному на число лет работы. Потребление в течение жизни индивида не может превышать доход, полученный им, если только данный индивид не получил наследства, что в данной модели не учитываются. Соответственно первая часть проблемы потребителя – нахождения границы потребления в течение жизни.
Предположим, что индивид захочет распределить потребление в течение своей жизни таким образом, чтобы иметь более или менее равномерный поток потребления
Он предпочитает потреблять равные количества благ в каждый период, чем, потреблять много, в один период, и мало, в другой.
Информация о работе Модели потребительского поведения в трактовке разных потребительских школ