Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:50, курсовая работа
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Исходя
из вышеперечисленных
Либеральная
модель развитой рыночной экономики
характеризуется относительно более
низким уровнем государственного вмешательства
в экономику. Для данной модели характерно
использование исключительно
Необходимо отметить, что социальная помощь в этих странах оказывается лишь наиболее нуждающимся слоям населения.
«Азиатская» (японская) разновидность либеральной модели развитой рыночной экономики отличается рядом специфических характеристик, определяемых историческими и культурно - цивилизационными особенностями японского общества. Капиталистическое общество в Японии является значительно более молодым по сравнению с любой другой страной. Японский капитализм, формировавшийся ускоренными темпами по давлением вызова со стороны более передовых держав, включил в себя многие элементы феодально-общинных традиций.
Для японской экономической системы свойственно наличие целого ряда формальных и неформальных институтов, выходящих за рамки стандартной либеральной экономики.
Среди
таких институтов можно упомянуть
систему многостороннего
Наличие подобного рода традиций, норм и правил поведения, подкрепленных элементами конфуцианской идеологии объясняет более значительную роль государства в регулировании японской экономики.
Эти черты сообщают японской экономике как позитивные, так и негативные импульсы. К числу преимуществ относятся: высокая степень социальной стабильности в обществе и высокая степень консолидации внутри фирм, основанные на коллективной ответственности. Также Япония проводит активную промышленную и структурную политику, не возлагая на экономику значительное налоговое бремя. Но в то же время традиционные механизмы социального регулирования содержат в себе потенциал косности, пассивности, мешают активному инновационному поведению.
Истоки шведской модели нужно искать в 30-х, когда социал-демократическое правительство, пришедшее к власти после мирового финансового кризиса, заключило соглашение с крестьянской партией о государственном регулирование экономики для стабильного процесса общественного производства. Главной целью такого решения является поддержание эффективного спроса и полная занятость населения.
Данные меры позволили в ускоренном темпе преодолеть по следствия Великой депрессии. Источники СМИ назвали эти достижения шведской моделью экономического развития.
Как
мы знаем, Швеция обладает достаточным
количеством природных
Важным элементом шведской модели является политика на рынке труда. В такой системе задействовано около 400 государственных служб занятости, но в настоящее время разрешены и частные агентства по трудоустройству.
Каким образом государство регулирует экономические процессы? Основными методами являются экономические и правовые. Государство разрабатывает необходимые законодательные акты, предоставляет льготы перспективным направлениям. Главным же инструментом такой политики является государственный бюджет. Также в государственный сектор входят образование, промышленная политика, трудоустройство, социальное обеспечение, защита окружающей среды и т.д.
В мире известна система социального страхования, которая оказывает помощь любому жителю страны, независимо от его деятельности.
Несомненно, что модель шведского развития действует и очень продуктивна на сегодняшний день. По показателям ООН, благосостояние жителей Швеции является одним из самых высоких в мире. Но несмотря на это в этой стране существуют и различного ряда проблемы.
К примеру, проблема налогов. Уровень налогов в Швеции – 51,5%, и это наивысший уровень в Европе. И маловероятно, что в ближайшей перспективе налоговое бремя будет снижено. Но в, то, же время, процент по банковскому кредиту сегодня чрезвычайно низок – всего 2%. Это означает, что люди могут иметь чрезвычайно выгодные займы. В итоге потребление постоянно растет и Швеция превращаемся в общество потребителей – по аналогии с американской моделью. Шведы берут сегодня кредиты на недвижимость в надежде, что стоимость имущества будет возрастать. Но внезапный рост процентной ставки может разрушить эти надежды – стиль такой жизни довольно рискованный.
Кроме того, сегодня в Швеции иммигрантский бум, это в основном беженцы с Балкан. Нам ли не знать каковы последствия данной проблемы! Но несмотря на это, в Швеции большое число безработных, которые живут лишь на социальные пособия, а эти пособия выплачиваются «из кармана» работающего класса.
В
связи с рассмотренными особенностями
развития шведского государства, стоит
отметить, что данная модель, на мой взгляд
подходит для государств с переходной
экономикой, потому что особую роль играет
государство. Нос стоит помнить, что шведская
модель построена на фундаменте рыночной
экономике: 95% предприятий Швеции – частные,
именно они обеспечивают хороший рост
производства.
В этой главе мне бы хотелось рассмотреть комплекс вопросов, связанных с геоэкономическим положение Российской Федерации. Постараться раскрыть причины экономического спада в период с 1991 по 1998 гг. Рассмотреть факторы перехода к экономическому росту в стране в последующий период. Хотелось бы проанализировать конкурентные преимущества и слабости России на фоне на фоне развития современной мировой экономики.
Россия является молодой страной, именно поэтому пока мы не можем говорить о какой-либо стабильности. Рухнули старые уклады жизни, и теперь Россия стоит перед выбором в каком направлении осуществлять экономическое развитие страны, какой из предложенных путей выбрать, или проложить свою собственную дорогу к экономическим богатствам. Без сомнения, что потенциал есть, а главное правильно им воспользоваться!
В настоящее время мы можем причислить Россию к странам с так называемой новой переходной экономикой. Такая система движется к рыночной экономической системе от социалистической. В ней присутствуют элементов как административно-командной системы, так и рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.
В России в последние годы осуществлялись экономические реформы. Так например, осуществлялись экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствованием и приватизацией собственности (7, стр. 63).
Стоит заметить, две основные особенности постсоциалистической экономки:
Хотелось бы уделить особое внимание неполной зрелости рыночных институтов в российской экономике (4, стр.65).
Сферы экономической жизни | Проявление неразвитости рыночных институтов в России |
Отношение собственности | Низкая легитимность прав собственности, незаконченная спецификация прав собственности, чрезмерное развитие теневой экономики |
Субъекты экономики | Фирмы: незавершенный
процесс адаптации к условиям рынка; низкая
договорная дисциплина; неадекватность
законодательства о банкротстве
Домашние хозяйства: у большинства домохозяйств отсутствуют права собственности на все ресурсы, кроме фактора «труд» Государство: отсутствие опыта регулирования переходной экономикой |
Рынки факторов производства | Труд: резкое
несоответствие структуры спроса и предложения,
низкая мобильность рабочей силы
Капитал: слабость связей между рынком реального капитала и кредитно-финансовыми рынками Земля: ранняя стадия формирования рынка земли Научно-технический прогресс, информация: слабая правовая защита интеллектуального капитала |
Механизмы рыночной саморегуляции | Свобода
предпринимательства: сильные административные
барьеры, олигархизм и политизация ряда
сфер бизнеса
Суверенитет потребителя: низкий уровень защиты пра потребителя Конкуренция: внеэкономические формы борьбы, сильные проявления монополизма |
Денежное обращение | Нарушение ряда функции денег – бартер, неплатежи, суррогатные деньги, долларизация экономики |
Социальная сфера | Гипертрофированное социальное неравенство, слабость среднего класс, неразвитость социального партнерства труда и капитала, слабое государственное регулирование социальной сферы |
Мы можем привести пример о несостоятельности законодательства по поводу банкротства российских предприятий. Действовавший до 1998 г. закон признавал банкротом только то предприятие, стоимость имущества которого была меньше его суммарной задолженности. Это переводило судебные процессы по признанию фирмы банкротом в плоскость сложнейших бухгалтерских экспертиз, затягивало и запутывало всю процедуру банкротства.
Только вступивший в действие в марте 1998 г. Закон о несостоятельности (банкротстве) создал возможность судебного восстановления нарушенных прав кредиторов. Положения в законе позволяли завести уголовные дела против мноргих отечественных предприятий. (1)
И волна банкротств действительно началась. За 1998 г. арбитражными судами было возбуждено более 4,5 тыс. дел о банкротстве ¾ во много раз больше, чем за все предшествующие годы вместе взятые. Однако это были лишь «первые ласточки» набиравшего силу процесса. Так в 2000 г. возбужденных дел уже было 19 тыс. И вряд ли процесс остановился бы на этой цифре. Чтобы убедиться в обоснованности такого прогноза достаточно взглянуть на статистику финансового положения предприятий страны. (см. диаграмму 1 в приложении)
С легкой руки журнала «Эксперт» Закон о банкротстве часто называют «худшим законом России». Дело в том, что с его помощью банкротство стало использоваться не по своему прямому назначению ¾ как последнее средство заставить должника выполнять свои обязательства ¾ а для передела собственности.
Хотелось бы начать эту главу, со слов великого деятеля, министра финансов С.Ю.Витте «До тех пор, покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономики, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим…».(2, стр.162)
Я согласна с высказыванием этого великого человека. Действительно, за последнее десятилетие в России много сказано и сделано – правильного и неправильного – по части использования зарубежного экономического опыта. Не можем не согласиться с тем, что большая часть наших рыночных реформ строилась на заимствовании неких теоретических и отчасти практических моделей западной, т.е. развитой капиталистической экономики. Теперь стало ясно, что перенесение этих моделей на российскую почву сопряжено с негативными побочными эффектами как минимум по трем причинам: