Прогрессивное развитие рыночных
отношений объективно приводит к
формированию рыночной экономики. Понятия
“рынок” и “рыночная экономика”
не тождественны. Как отмечалось, рынок
в тех или иных формах существует
с тех пор, как стало существовать
товарное производство. Однако не всегда
и не обязательно товарное производство
и рынок приводят к рыночной экономике,
хотя последняя предполагает высокий
уровень развития рынка. Рыночная экономика—
это качественное состояние, тип
функционирования экономической системы,
базирующейся на всеобщности рыночных
отношений во всех звеньях и на
всех стадиях общественного воспроизводства
и регулирующих функциях государственных
структур. В рыночной экономике движение
ресурсов предопределено состоянием платежеспособного
спроса, а деньги являются основным
связующим средством взаимодействия
экономических субъектов.
Эффективное функционирование
рыночной экономики зависит от
выполнения ряда условий.
1. Экономическая
свобода и самостоятельность
хозяйствующих субъектов. Каждый
субъект вправе самостоятельно
выбирать вид деятельности и
решать, какие товары и услуги
и в каком количестве производить,
где и по каким ценам их
реализовывать с учетом конъюнктуры
рынка. Тем самым создаются
предпосылки наиболее полной
реализации экономическим субъектом
своих возможностей и способностей.
2. Многообразие
форм собственности. Реализация
данного условия позволяет, во-первых,
выявить наибольшую эффективность
тех или иных форм собственности,
во-вторых, осуществить право личности
на выбор определенной формы
хозяйственной деятельности. В рыночной
экономике все формы собственности
должны иметь равные “права
гражданства”. В этой связи вряд
ли можно согласиться с теми
авторами, которые, ссылаясь на
практику широкой приватизации
в западных странах, пытаются
доказать малую эффективность
государственной собственности.
Это одностороннее утверждение.
История развития этих стран
знает периоды не только приватизации,
но и ускоренного развития
государственной собственности.
3. Ликвидация монополизма
в производстве и реализации
товаров. Это необходимое условие
поддержания здоровой конкуренции
и один из основополагающих
свойств рыночной экономики. Например,
по действующим в США правилам
ни одна из крупнейших фирм
не вправе держать в своих
руках более 31 % от общего объема
продаж, три фирмы — более 54,
четыре — более 64 %. Если это
соотношение нарушается, государство
либо ограничивает участие фирмы
на рынке, либо вводит экономические
санкции. Со своей стороны добросовестная
конкуренция препятствует монополизации
производства и сбыта. Практика
показывает, что для нормальной
деятельности рыночной экономики
необходимо, чтобы каждый субъект
рынка имел не менее 5—7 конкурентов,
в противном случае возможна
ситуация возникновения монополии.
4. Рыночные цены,
формируемые под влиянием колебаний
спроса и предложения. В условиях
отсутствия монополизации рыночная
цена, как правило, не опускается
ниже себестоимости и не поднимается
выше суммы себестоимости и
прибыли, которая соответствует
среднему нормативу рентабельности.
Если прибыльность производства
данного товара достаточно высока,
его активно начинают производить
конкуренты, предложение увеличивается
и цена соответственно снижается.
Конечно, подобные процессы возможны
только в сложившейся рыночной
экономике. В переходный период
к рынку неизбежны “взлеты”
розничных цен, порой весьма
значительные.
5. Обеспечение
примата потребителя. При дефицитной
экономике неминуема власть производителя
над потребителем. В рыночной
экономике при товарном насыщении
рынка фактически начинается
борьба за потребителя, покупателя,
производство ориентируется на
них. Для реализации этой задачи
выработана целая наука — маркетинг,
сущность которого определяется
принципом “продавать то, что
безусловно находит сбыт, а не
пытаться навязать покупателю продукцию”.
Ориентация на потребителя требует изучения
реальных и потенциальных потребностей
рынка.
6. Устойчивость
финансовой и денежной систем.
В механизме функционирования
рыночной экономики должны быть
предусмотрены экономические методы
укрепления национальной денежной
единицы, преодоления дефицита
госбюджета, сокращения непроизводительных
расходов, создания гибкой банковской
системы, которая бы обеспечивала
управление кредитом и денежной
массой.
7. Открытость экономики.
Данное условие реализуется путем
предоставления права предприятиям
и организациям осуществлять
внешнеэкономические связи и
операции при соблюдении установленных
правил. Иностранные предприниматели,
в свою очередь, имеют право
выступать на внутреннем национальном
рынке не только в роли товаропроизводителей
и продавцов, но и владельцев
собственности.
Серьезным препятствием
на пути более широкого включения
нашей экономики в систему
мирового рынка являются такие
факторы, как слабость экспортной
базы, тяжелое состояние платежного
баланса, неконвертируемость рубля.
8. Обеспечение
социальной защищенности населения.
В странах с развитой рыночной
экономикой системы социальной
защиты в целом сложились и
показывают свою высокую эффективность.
Они включают в себя прежде
всего реализацию таких мер,
как организация рациональной
занятости населения, выплаты
по безработице, система компенсаций
и индексаций доходов людей,
поддержание должного жизненного
уровня малообеспеченных граждан,
семей, имеющих детей, граждан
с фиксированными доходами. В
тех случаях, когда обеспечение
доступности каких-либо благ признается
социально необходимым, практикуется
предоставление субвенций предприятиям
с тем, чтобы они могли сохранять
низкие цены. Если численность
остро нуждающихся сравнительно
невелика, применяются благотворительные
акции в форме прямых выплат.
9. Достаточно полный
охват экономики рыночными отношениями,
полноценное функционирование товарного,
финансового рынков и рынка
рабочей силы. Что касается наших
условий, то пока можно говорить
о более или менее развитом
товарном рынке. Формирование
рынка рабочей силы, особенно
финансового, отстает от потребностей
экономики.
10. Развитая инфраструктура,
т. е. комплекс отраслей и
хозяйственных служб, обеспечивающих
общие условия производства и
жизнедеятельности людей. Различают
производственную и социально-
бытовую инфраструктуры. Первая
— это все виды транспорта
и транспортного хозяйства в
целом, линии электропередач, энергосистемы,
средства передачи и обработки
информации и иные системы,
без которых не может обеспечиваться
нормальное производство. Ко второй
относят отрасли торговли, здравоохранения;
все виды пассажирского транспорта
и связи, занятые обслуживанием
населения; городские коммуникационные
сооружения, предприятия общественного
питания и иные службы.
Не существует
единой модели рыночной экономики.
Их специфика зависит от исторических
особенностей развития конкретной
страны, уровня ее экономического
развития, соотношения функций государственных
и общественных структур, выбора
приоритетов общественного развития
и т. д. В этом смысле наиболее
часто выделяют такие модели
рыночной экономики, как американская,
японская, немецкая и шведская.
Для американской модели
характерна наибольшая приближенность
к реализации принципа “свободной игры
рыночных сил”. Здесь активно поощряется
предпринимательство, а высокий уровень
экономического развития позволяет за
счет частичного перераспределения национального
дохода поддерживать приемлемый жизненный
уровень для малообеспеченных слоев населения.
В целом же модель социальной политики
строится на том, что каждый трудоспособный
должен на себя, свою семью и обеспечение
своей старости заработать сам.
Функционирование японской модели
в основном основано на исторических традициях
этой страны, на приоритете интересов
нации над личными интересами, высокой
трудовой дисциплинированности и ответственности
работников, сильно развитой восприимчивости
ко всему новому. За счет перечисленных
и других факторов достигается значительное
снижение себестоимости продукции, ее
высокое качество, что обеспечивает высокую
конкурентоспособность японских товаров
на мировом рынке. Японцы не преувеличивают
роль “свободного рынка” и, начиная с
послевоенных лет, активно применяют механизмы
макроэкономического планирования.
Для рыночной экономики
ФРГ характерны значительный удельный
вес государственной собственности, развитые
государственные структуры управления,
активная рационализация производственного
аппарата. Здесь сильны позиции частного
предпринимательства и рыночного механизма
в формировании структуры хозяйства, в
то же время действующее законодательство
направлено на строгое соблюдение договорных
обязательств, качество продукции, защиту
добросовестной конкуренции, охрану окружающей
среды. Велика роль государства в решении
социальных вопросов.
Шведская рыночная
модель отличается прежде всего сильной
социальной направленностью и мощным
государственным регулированием. Высокая
норма налогообложения позволяет государству
сосредоточивать в своих руках значительные
финансовые средства и направлять их на
решение социальных задач. В результате
в стране один из самых низких уровней
безработицы, в значительной степени выравнены
текущие доходы населения. В последнее
время, правда, все чаще звучат голоса
о том, что подобная “благотворительная”
деятельность государства вносит негативные
моменты в развитие общественной деловой
активности, не инициируя ее.
Если обобщить
сказанное и рыночную практику
других стран, то все множество
путей развития национальных
рыночных экономик с известными
допущениями можно свести к
двум моделям: либеральной (рис.
4.9, а) и социально ориентированной
(рис. 4.9, б).
Для либеральной
модели рыночного развития характерно
прежде всего господство частной
собственности, всяческое поощрение
частного предпринимательства. Экономические
функции государства реализуются
в основном на макроэкономическом
уровне. В подобной системе вообще
отсутствует принцип “социального
равенства”, а государственная социальная
деятельность направлена главным
образом на самые обездоленные
слои населения. Из экономически
развитых стран к названной
модели ближе всего стоят США
и Англия.
Для социально
ориентированной экономики характерны
сильные позиции государства
в регулировании воспроизводственных
процессов и решении социальных
проблем. Социальная политика
государства действует по отношению
ко всем членам общества. Регулируются
занятость населения, уровень
доходов, в отдельных случаях
— и цены. При этом регламентирующие
функции государства распространяются
не только на макроуровень
хозяйственной деятельности, но
и на деятельность субъектов
микроэкономики. Сторонники данной
модели утверждают, что абсолютно
“свободный рынок”, рынок без
государственного регулирования,
способен привести ктаким же
последствиям, к каким приводит
действие централизованно управляемой
системы. Социально ориентированная
рыночная экономика характерна
для Швеции, ФРГ, Австрии.
Жизненность и
дееспособность рынка как формы
функционирования товарного производства
подтверждена длительным периодом
развития человеческой истории.
Такое его “долголетие” предопределено
тем, что в самой сути развитого
рынка содержатся механизмы его
саморазвития и саморегулирования.
Государство своей экономической
деятельностью лишь дополняет и направляет
эти процессы. До сих пор речь шла о рынке
как некоей статической модели. Динамику
же рынка можно понять, лишь изучив механизм
его функционирования.