Модели социально ориентированной рыночной экономики

Автор работы: m***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:01, реферат

Описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал оживлённый интерес в странах, вступивших на путь системной трансформации, ещё в начале 90-х годов ХХ века. Он по-прежнему используется как в политических, так и теоретических дискуссиях на тему экономической модели, к которой стремятся экономики, подвергшиеся радикальным рыночным системным преобразованиям. Это понятие остаётся привлекательным и сегодня, и не только в странах Восточной, но и Западной Европы. Об этом свидетельствует и то, что предложенный Европейской комиссией в июне 2003 года проект Европейской конституции называет в статье 3 социальную рыночную экономику основой экономического порядка Европейского союза

Работа состоит из  1 файл

2 вопрос.docx

— 33.71 Кб (Скачать документ)

МОДЕЛИ  СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

   Термин «социальная рыночная экономика» вызвал оживлённый интерес в странах, вступивших  на путь системной трансформации, ещё в начале  90-х годов  ХХ века. Он по-прежнему используется как в политических, так и теоретических дискуссиях на тему экономической модели, к которой стремятся экономики, подвергшиеся радикальным рыночным системным преобразованиям. Это понятие остаётся привлекательным и сегодня, и не только в странах Восточной, но и Западной Европы. Об этом свидетельствует и то, что предложенный Европейской комиссией в июне 2003 года проект Европейской конституции называет в статье 3 социальную рыночную экономику основой экономического порядка Европейского союза [16, с. 13].

   Опыт  формирования  социальной  рыночной  экономики  в   странах   Западной Европы позволяет  сформулировать  основные  принципы   этого   вида экономической системы.

    - Принцип  главенства  права. Социально рыночная  экономика может 

     быть  реализована только в правовом  государстве, где  утверждается

     всеобщее  уважение и соблюдение  общественных  законов, особенно

     в   сфере  экономики.           

 - Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы

    для   всеобщего и справедливого благосостояния.                

 - Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования

    в рамках существующих законов.    

 - Принцип  полной  занятости  трудоспособного  населения, условия для

   которого должно создавать государство.

 - Принцип установления социальных гарантий населению.

 - Принцип социальной  справедливости.

 - Принцип социальной защиты людей.

 - Принцип   социального партнерства, обеспечивающее равноправие и

    равноответственные отношения между нанимателями, работниками

    и  государством.

  -Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как

    своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни [12, с. 25].

 

   Теперь приведём примеры реализации социально ориентированной рыночной экономики на базе таких стран, как Германия и Швеция. 

   Отправной точкой постепенного формирования в Германии политики социальной рыночной экономики стала валютно - денежная и экономическая реформа 1948 года. « Духовным отцом» реформы считается Людвиг Эрхард.

Эта реформа  не только позволила учредить новый  экономический порядок, но и создала  исходные предпосылки для «экономического  чуда»  50-х и 60-х годов. В социальной экономике её «отцы» видели, прежде всего, способ улучшения материальных условий человеческой жизни и одновременно -средство защиты от характерных для экономики свободного рынка значительных диспропорций  в доходах, трудно воспринимаемых с точки зрения постулата социальной справедливости.

   В 90-е годы возникли факторы, способствующие сохранению интереса к немецкой концепции социальной рыночной экономики. Во-первых, Германия во внешней торговле постсоциалистических стран постепенно начала занимать ведущее место. Её участие во внешнеторговом обороте большинства стран Центральной Европы составляет свыше 30%. С количественной точки зрения, это сравнимо с участием бывшего Советского Союза во внешнем торговом обороте стран Совета Экономической Взаимопомощи. Во-вторых, эта естественная заинтересованность экономикой самого большого торгового партнёра значительно выросла после вступления многих постсоциалистических стран в Европейский  союз, который реализует экономическую политику, близкую к концепции социальной рыночной экономики. В-третьих, популяризация рассматриваемой концепции способствует  и то, что она представляет широкое поле для различных интерпретаций.

   Людвиг Эрхард, характеризовал социальную рыночную экономику, как синтез экономической свободы и ответственности экономических субъектов и социального равенства. Одной из основных задач любой концепции экономической политики является попытка «перевести» её главные положения на конкретный язык поставленной цели. Итак, экономическая политика должна быть направлена на достижение необходимого для неё эффективного функционирования уровня операционализации.

   У Эрхарда предпосылкой удачного синтеза свободы индивидуума и социальной справедливости в условиях рыночной экономики было усиление ответственности свободных индивидуумов за себя и за общество. Для достижения главной цели политики формирования свободного экономического порядка предполагалось решить следующие задачи:

   - обеспечить  по возможности полную занятость  факторов производства в масштабе  всей экономики, и особенно  фактора труда;

  - стабилизировать стоимость денег;

   -создать условия для полной материальной ответственности экономических субъектов за ущерб, нанесённый другим в процессе хозяйствования.

   Безработица, согласно Эрхарду, является своего рода «первородным грехом» экономики, поскольку не позволяет безработным получить минимум, достойный свободного человека [11, c. 16 - 18].

  В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов. Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.

  Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Немецкая  модель характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное  равенство - рыночное распределение  доходов обусловлено объемом  вложенного капитала или количеством  индивидуальных усилий, в то время  как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве;

- антициклическое  регулирование;

- стимулирование  технологических и организационных  инноваций;

-  проведение  структурной политики;

- защита и  поощрение конкуренции [9, c. 105 - 106]

   На данном этапе, благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевременным и плодотворным реформам, проведенным  Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран Европейского Союза и занимает одно из ведущих мест в мире.

  Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида изделий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей Германской Демократической Республики от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация дорогостоящей системы социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократического аппарата.

  Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.

  В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту товаров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и средние фирмы, которых насчитывается около 3 миллионов. В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций — как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, социальных страховок, пособий.

  Социальная политика основана на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран Европейского Союза было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопросов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт устойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка; б) стоимость работы не должна быть слишком высокой [11, с. 22 -23].

   Концепция «социального рыночного хозяйства»  Эрхарда  имеет много общего с концепцией другого социал - демократического теоретика Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма. Мюрдель был приверженцем социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики. Подчёркивая регулирующую роль государства, Мюрдаль считал его способным преодолеть стихию рынка. Вмешательство государства, по его мнению, преобразует стихийное рыночное хозяйство в новую регулируемую экономику, свободную от противоречий и недостатков старого строя, в которой осуществлён идеал всеобщего равенства и созданы равные экономические возможности для всех. Особая модель социального государства в Швеции основывалась на сложной системе прямых и косвенных налогов, изымаемых у населения. По мнению Мюрдаля, главное в «государстве благосостояния» - это социальная защита населения, под которой он понимал систему законодательных, экономических, социальных и социально – психологических гарантий, равные условия для повышения благосостояния за счёт личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства – для трудоспособного населения и создание определённого уровня жизнеобеспечения для нетрудоспособных граждан [5,  с. 218].

  Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде - всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

  Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий:

-    в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

-    в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата;

Информация о работе Модели социально ориентированной рыночной экономики