Модели современного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:05, реферат

Описание

Тема модели современного рынка представляется достаточно актуальной и представляет научный и практический интерес. В своей контрольной работе я определю понятие и функции рынка, несколько основных рыночных структур, или моделей современного рынка. Ознакомлюсь с наиболее общим способом, которым определяются цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие и сущность рынка……………………………………………...3
2.Структура и функции рынка…………………………………………….6
3.Модели современного рынка……………………………………………8
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы:……………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

модели рынка.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)
 

      Содержание: 

      Введение…………………………………………………………………….2 

    1.Понятие и  сущность рынка……………………………………………...3

     2.Структура  и функции рынка…………………………………………….6

     3.Модели  современного рынка……………………………………………8

     Заключение………………………………………………………………..15

     Список  используемой литературы:……………………………………...16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение        

     Современный рынок — это один из главных  элементов сложной системы хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют  рыночный механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты. Он включает также состояние общественного сознания (культура, правосознание, идеология).

     Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких  промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

     Тема  модели современного рынка представляется достаточно актуальной и представляет научный и практический интерес. В своей контрольной работе я определю понятие и функции рынка, несколько основных рыночных структур, или моделей современного рынка. Ознакомлюсь с наиболее общим способом, которым определяются цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

       Экономисты различают четыре  довольно несхожие рыночные ситуации или модели современного рынка: свободную конкуренцию,    монополистическую конкуренцию, чистую монополию, олигополию. Они будут рассмотрены в этом порядке в следующих пунктах моей контрольной работы. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Помочь прояснить дело может рассмотрение модели рынка (рыночной модели). В таблице №1 будут кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие и сущность рынка 

     Стороннему  наблюдателю может показаться, что  он, безусловно, знает, что такое  рынок, но это представление обманчиво, так как рынок - это сложнейшее социально-экономическое образование. И как и всякое многогранное явление, рынок имеет много определений (например, совокупность отношений между покупателями и продавцами; совокупность отношений между производителями и потребителями, принимающая форму купли-продажи товаров, и так далее).

     С древних времен рынок определялся  как место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в  нашей стране в виде колхозных  рынков, где реализуются, главным образом, продукты питания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, но их удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. С углублением общественного разделения труда, развитием товарного производства понятие «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественного производства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком, т. е. сферой обращения и реализации товаров.

     Возникновение рынка непосредственно связано  с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

     Исторически рынок формировался постепенно и  первоначально был связан с розничной  торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для  такой торговли отводились специальные  места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного рода часто называют базаром, и в этом виде он сохранился и до наших дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также фондовых рынках, где продаются и покупаются не только товары, но и акции и другие ценные бумаги.

     Понятие "рынок" по мере развития общественного  производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

     В зарубежной и отечественной литературе даются самые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

     Рынок – это, прежде всего, место встречи  продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о  которой удалось договориться. При  этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию  и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и продавцы.

     Таким образом, рынок представляет собой  специфический способ организации  экономической деятельности, где  хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится к другим. Когда вы покупаете товар за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается в некоторых условиях хозяйствования.

     Рынок – это центральная категория любого экономического механизма, основанная на обмене продукции общественного труда. 

     2.Структура  и функции рынка 

     Главная задача в рассмотрении особенностей функционирования рынка сводится к  выявлению закономерностей определяющих формирование цен на товары и услуги под воздействием спроса и предложения.

     Рынок и каждый составляющий его элемент  выполняет следующие функции:

     - информационная – о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять своё производство с меняющимися условиями рынка;

     - посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика по качеству продукции, её цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

     - ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре;

     - стимулирующая – побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной  для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;

     - регулирующая – это важнейшая функция, поскольку рынок даёт ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех её видах.

     Многообразие  рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая  независимость и самостоятельность  в производстве, торговле, тесна  взаимосвязь спроса и предложения, т.е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

     По  своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или  отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают здесь цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда. 

     3.Модели современного рынка        

     Любая попытка исследовать каждую отдельную  отрасль экономики была бы бесконечной  и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

     Рыночные  отношения оказывают через спрос  и предложение постоянное влияние  на развитие производства. Однако это  влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

     На  основе функционирования различных  моделей рынка в обществе через  свободу предпринимательской деятельности поддерживается тенденция к формированию общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг и формирования равновесной цены.

     Различают четыре модели современного рынка:

    - рынок свободной конкуренции;

    - рынок чистой монополии;

    - рынок монополистической конкуренции;

    - рынок олигополии.       

     Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В таблице № 1, кратко охарактеризованы основные черты этих четырех моделей.

Информация о работе Модели современного рынка