Модернизация экономики Кузбасса. Диверсификация отраслевой структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:15, реферат

Описание

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....…. 3
1 Социально-экономическое развитие общества ……………….….……….… 4
2 Модернизация в Кузбассе ………………………………...………………..…. 5
3 Модернизация экономики моногородов …………………….…………….… 5
4 Задачи и перспективы промышленности Кузбасса ……………………….... 6
5 Диверсификация экономики Кузбасса ……………………………………..... 7
6 Диверсификация отраслевой структуры в России ………………………... 11
7 Перспективы Кузбасса ……………………………………………………….. 13
8 Инвестиционная политика Кузбасса ……………………………………...... 14
Заключение ……………………………………………………………………... 16
Список литературы ……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат на микру.docx

— 50.28 Кб (Скачать документ)

     Существует  два основных видовых направления  изменения структуры отраслевого  портфеля: горизонтальная и вертикальная диверсификация. 

     Горизонтальная  диверсификация отраслевого портфеля предполагает сохранение за регионами  так называемой «специализации»  по отраслевому признаку, которая  возникла в нашей стране еще в  условиях плановой экономики и используется в большинстве регионов до настоящего времени. Такая диверсификация предполагает структурное расположение и преобразование предприятий с учетом территориального фактора удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности  экспорта, переориентации деятельности этих предприятий на региональный рынок. Она, несомненно, способствует минимизации разрыва в ценах внутреннего и внешнего рынка, ставит отечественного товаропроизводителя в более выгодное положение в конкурентной борьбе, как с отечественными так и зарубежными конкурентами. Однако опыт прошлых лет доказывает, что чрезмерно усложненная вертикально интегрированная структура повышает зависимость хозяйствующего субъекта от плановой номенклатуры продукции, а также способствует снижению его маневренности в быстроменяющихся условиях внешней среды. Именно по этой причине попытки многих российских предприятий приспособить полученную от плановой экономики производственную систему к новым условиям хозяйствования показали их беспомощность перед меняющейся структурой спроса. Более того, подобные производственные структуры могут серьезно тормозить развитие, как отдельно взятого хозяйствующего субъекта так и целой отрасли. Положение усугубляется и тем, что при использовании подобной диверсификационной политики прямое вмешательство государства в экономические отношения внутри отрасли и между отраслями возможно только в случае необходимости поддержания и стимулирования конкуренции, что в российских условиях может привести к еще большим финансовым деформациям. Кроме того, закрепление определенной специализации за конкретным регионом неизбежно ведет к увеличению зависимости экономики страны от микроэкономической конъюнктуры. Известно, что существует тесная прямая зависимость привлекательности тех или иных отраслей бизнеса от микроэкономического цикла. При этом существует также ряд так называемых «защищенных отраслей», доходы в которых не зависят от циклического характера экономики и неизменны на всех фазах микроэкономического цикла. К ним относятся пищевая, медицинская, табачная промышленность, электроэнергетика. В периоды рецессии капитал на финансовых рынках начинает перетекать именно в такие "защищенные" отрасли, акции компаний в них активно растут.

     Вертикальная  диверсификация – создание крупных  корпоративных образований, не имеющих  ключевой компетенции. Предполагает отдельные  коррекционные элементы государственного регулирования структуры экономики  и ее совершенствования на основе стимулирования отдельных отраслей и предприятий. Подобная модель активно  используется США. Среди основных недостатков  подобной диверсификации, по мнению авторов, можно назвать: низкую степень готовности реального сектора экономики  России к корпоративизации; 
отсутствие реальной работы вторичного фондового рынка в России; низкий уровень защиты интересов акционеров, промышленных структур, функционирующих на открытом фондовом рынке.

     Следует обратить особое внимание на тот факт, что в настоящее время активное государственное вмешательство  в структуру отраслевого портфеля России может привести к негативному  воздействию на национальную экономику. В частности: во много раз увеличится риск неправильного выбора приоритетных отраслей; отсутствие эффективных методов  прогнозирования новых перспективных  сфер хозяйствования, может стать  причиной серьезных искажающих сигналов, привнесенных различными лоббистскими группами, для активного государственного вмешательства требуются финансовые ресурсы, которые, как правило, консолидируются в бюджете за счет увеличения нагрузки на другие сектора.

     Для успешного внедрения вертикальной диверсификации товарного портфеля необходима государственная поддержка  приоритетных отраслей, как часть  целостной программы совершенствования  системы реагирования экономики, приведенная  в соответствие с принципами равных условий конкуренции для всех участников рынка. Это требует одновременного выполнения целого рода условий, внесения кардинальных изменений практически  во все сферы государственной  политики (промышленной, денежно-кредитной, социальной и др.). Особо важное значение имеет реформирование бюджетно-налоговой системы. Среди недостатков подобной диверсификационной политики можно назвать тот факт, что нередко местные органы власти оказывают поддержку производителям на местах, и, в первую очередь, крупным, которые, финансируя социальную инфраструктуру региона, «наполняют» региональный бюджет. В этом случае поддержка фактически осуществляется либо за счет других предприятий или социальных групп региона, либо предприятий или населения других регионов - через «налоговую» конкуренцию, региональный протекционизм, лоббирование на федеральном уровне по поводу федеральных программ, трансфертов, специальных налоговых режимов и т.д. Такие действия властей отвечают, скорее, краткосрочной стратегии выживания поддерживаемых ими сфер бизнеса. Подобная политика может давать краткосрочный импульс развитию отдельных предприятий. Однако условия для долгосрочного устойчивого роста отрасли в целом в этом случае не создаются.

     Важной  проблемой для развития российского  бизнеса в условиях глобализации мирового хозяйства является проблема дополнения отраслевой (видовой) диверсификации товаров и услуг географической диверсификацией (распространением на новые для них сегменты мирового рынка, с постоянным отслеживанием  при этом появления новых «ниш»  как внутри страны так и на мировом рынке).  Анализируя рассматриваемые выше возможные направления диверсификации российского отраслевого портфеля, можно прийти к заключению, что в современных условиях ведения бизнеса, характеризующихся революционным изменением характера и направленности внешнеэкономических связей наиболее рациональным (и одновременно – реальным) может стать комбинированный подход к развитию экспорта и национальной экономики, а значит интеграции российского реального сектора экономики в мировое хозяйство. Он предполагает одновременную и параллельную реализацию трех названных видов диверсификации в их «пересечении» и взаимодействии. Речь идет по существу о реализации ресурсно-инновационного направления развития. При этом инновационная диверсификация экспортной деятельности не означает отказа от сложившейся в течение длительного времени традиционной внутренней и внешнеторговой специализации страны (тем более, что именно поставки традиционных товаров российского экспорта могут обеспечить финансовые ресурсы для реализации инновационной диверсификации внутри страны), а должна дополнять ее, занимая с течением времени более существенное место в российском экспорте.

     В качестве перспективных целей стратегии  диверсификации развития российской промышленности следует рассматривать организационно-технологические  приоритеты: технологическую модернизацию перерабатывающих отраслей промышленности за счет привлечения инвестиционных ресурсов из центров развития; формирование новых инновационных центров; обновление основного капитала промышленности и снижение уровня его физического  и морального износа; обеспечение  необходимого уровня качества промышленной продукции; модернизацию инфраструктуры промышленного комплекса.

     Роль  государства в поддержке процессов  диверсификации российской экономики  должна заключаться в комплексе  практических мер по всесторонней поддержке  отечественного экспорта. Особое значение в перспективном плане приобретает  формирование в стране системы инновационной  экономики и реализация государственной  стратегии наращивания и защиты отечественной интеллектуальной собственности.

     Наличие больших запасов природных ресурсов является конкурентным преимуществом. Однако следует отметить ряд моментов, не позволяющих считать богатую  сырьевую базу гарантом успешного развития страны: 
- природные запасы полезных ископаемых невосполнимы, поэтому на них нельзя строить долгосрочную экономическую политику; 
- мировой рынок полезных ископаемых, с одной стороны, подвержен спекулятивным воздействиям, с другой – существует «опасность» ввода в эксплуатацию альтернативных, возобновляемых и более эффективных источников энергии, в связи с чем страны с недиверсифицированной экономикой рискуют оказаться в числе экономических аутсайдеров. Для нашей страны этот риск весьма велик, поскольку ее экономика практически полностью ориентирована на доходы от экспорта природных ресурсов. Ситуация также осложняется стратегией определенных политических кругов западных стран, направленной на военно-политическое ослабление России. 
Сегодня официальной государственно-управленческой задачей является переориентация экономики России на инновационный тип. На наш взгляд, необходимо ввести количественную меру «инноватизации» экономики.
 
 

6 Диверсификация экономики в Кузбассе.

 

     10 лет назад никакой инвестиционной политики в Кузбассе не существовало и в помине, так как в регионе отсутствовали базовые условия для инвестиционной деятельности. Во-первых, социально-политические условия в Кемеровской области в тот период, мягко говоря, не привлекали инвесторов. Регион находился в кризисной ситуации: разрушенная экономика, долги по заработной плате, пустой бюджет, развалившаяся на "кружки по интересам" администрация региона. Во-вторых, напрочь отсутствовала законодательно-нормативная база.

В-третьих, отсутствовали организационно-экономические условия. Полностью отсутствовали самые необходимые институты не только инвестиционной, но и производственной деятельности. По сути, 10 лет назад Кузбасс был регионом-банкротом.

     За 10 лет в области с нуля были созданы условия для эффективно функционирующей инвестиционной политики. Именно они определяют поведение Кузбасса в вопросе привлечения инвестиций.

     Сейчас  руководство практически всех регионов страны заявляет о своей готовности внедрять инновационные и инвестиционные проекты, тем более что кризис в какой-то степени стал катализатором  этой работы. Кемеровская область  уже несколько лет назад одной  из первых заявила, что начала внедрение  ряда новых технологий, позволяющих  диверсифицировать экономику.

     Главный инвестиционный проект и новая подотрасль ТЭК – это проект по добыче метана из угольных пластов, реализуемый ОАО «Газпром». Первый в России метано-угольный промысел был запущен в середине февраля во время краткосрочной поездки в Кемерово президента России Дмитрия Медведева. Организация добычи метана в таких масштабах – к 2020 году выйти на уникальный для мировой практики уровень добычи газа – 3,5-4 млрд. кубометров – это не только прорыв в региональной энергетике, но и обеспечение безопасности труда шахтеров, ведь метан – главная причина аварий на шахтах.

     Реализуются проекты извлечения и использования  шахтного метана на уже действующих  шахтах. К примеру, ОАО «СУЭК-Кузбасс» на «Шахте имени Кирова» установил и использует три типа оборудования по утилизации шахтного метана.

     В области развивается новая отрасль  – нефтехимическая. Крупнейший проект реализует ООО «НефтеХимСервис» – в Яйском районе строит нефтеперерабатывающий завод мощностью переработки нефти до 3 млн. тонн в год.

     Итогом  переговоров области с Российским банком развития о выделении кредитных  ресурсов на финансирование предприятий  малого и среднего бизнеса стала рабочая встреча с председателем правления РосБР об открытии кредитной линии и выделении регионального лимита Кемеровской области в размере 353 млн. рублей. Определен перечень банков-партнеров, отобранных для участия в схеме рефинансирования под залог прав (требований) по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. В настоящее время установлены региональные квоты для банков: «Банк Москвы», Уралсиб, «МДМ банк», ВТБ 24, Промсвязьбанк на общую сумму 206 млн. рублей.

     В рамках реализации второго этапа программы и в целях использования свободного остатка регионального лимита администрацией области проведены переговоры с рядом банков. В результате «Банк Москвы» увеличил размер региональной квоты для своего Кемеровского филиала с 5 до 65 млн. рублей, а Промсвязьбанка – с 40 до 70 млн. рублей.

Таким образом, временно незадействованным коммерческими  банками остается лимит Кемеровской  области в размере 57 млн. рублей. 
 

     7 Перспективы Кузбасса. 
 

     У Кемеровской области один из самых  высоких в стране ресурсных потенциалов - очень высокий уровень урбанизации. Здесь более двух десятков городов, в том числе два — Кемерово и Новокузнецк — с населением свыше полумиллиона человек. Это означает, что кадры, социальная инфраструктура, сеть дорог и так далее — то есть ресурсы, необходимые для развития бизнеса, существуют практически во всех муниципальных образованиях. Но ситуация с трудовым балансом непростая и типичная для наших промышленных районов. У людей меняются предпочтения, и трудно удержать активные, высококвалифицированные кадры. В итоге формируется профессиональная шкала с так называемыми «загнутыми краями»: много работников с самой высокой и с самой низкой квалификацией. В то же время недостает специалистов средней квалификации и квалифицированных рабочих, и этот дефицит будет нарастать.

Информация о работе Модернизация экономики Кузбасса. Диверсификация отраслевой структуры