Монетаристская теория инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание

В экономической науке есть концепция, интерес к которой является своеобразным показателем реальной «рыночности» экономики данной страны. Эта концепция называется «монетаризмом».

Работа состоит из  1 файл

Монетаристская теория инфляции(оригинал).doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение


Высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)


 

 

Факультет Юридический 


Специальность 030900.62 – Юриспруденция

 

 


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


 

На тему: Монетаристская теория инфляции 

По дисциплине: Экономика 

 

Исполнитель


студент группы 121зб  ____________________________  Ю.А. Лебедев


 

 

Руководитель 

Старший преподаватель  __________________________ Фатеев Д.М. 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

                                      Благовещенск 2012

                   Монетаристская теория инфляции

 

В экономической науке  есть концепция, интерес к которой  является своеобразным показателем реальной «рыночности» экономики данной страны. Эта концепция называется «монетаризмом».

Вытеснение с исторической сцены золотомонетной денежной системы  бумажноденежной («символической») знаменовало  настоящую «монетарную революцию», в результате которой современная экономика стала тотально монетарной. Неудивительно: в отличие от «природной» поставки золото-денежного материала в системе символических денег денежный материал становится «рукотворным».Отныне нельзя понять ни одного экономического процесса, не преобразовав его в «монетарное состояние».

Экономическая политика обычно опирается  на определенную экономическую концепцию, стремясь осуществить вытекающие из данной концепции практические выводы. Не составляет исключения и монетарная экономическая политика, которая ориентируется на монетаризм – «денежный» портрет смешанной экономики. Однако при всех особенностях той или иной экономической политики все они преследуют одну и ту же цель – оптимизацию состояния экономики.

Хотя экономика необъятна, набор инструментов для ее «ремонта» у политиков ограничен. Поэтому экономическую политику можно уподобить «миксеру» - она должна отыскивать как можно простое и дешевое средство, целенаправленное маневрирование которым способно создать многократно умноженный макроэкономический эффект (эффект «мультипликации»).

В концепции Дж. Кейнса, например, такой  инструмент – фискальная политика: маневрируя размером налогов и трансфертов, пытаются раскрутить макроэкономические потоки ресурсов и товаров.

В теории монетаризма этого добиваются, применяя иной инструмент, - маневрируя денежной массой (правда, надо помнить, что в рамках монетаризма «деньги» сведены к форме богатства, а не к средству обмена). Если это так, то возможность проведения в России монетарной политики была бы объективным свидетельством необратимости рыночной трансформации отечественной экономики; увы, от подобного свидетельства нас отделяют еще годы упорных рыночных реформ.

Эффективной экономикой считается  та, в которой минимальными совокупными затратами ресурсов максимизируют совокупный результат («валовый национальный продукт» - ВНП). При этом величина реального ВНП прямо зависит от величины прироста объема инвестиций. Иными словами: чем больше инвестиции, тем больше будет – при прочих равных условиях – и размер ВНП. Отсюда очевидна постановка основной проблемы экономической теории и практики – как сделать так, чтобы поток инвестиций постоянно прирастал?

Классическая политэкономия отвечала на этот вопрос довольно прямолинейно, а именно – поскольку инвестиции есть лишь перемещение накоплений (от сберегателей к инвесторам), то необходимо, создать условия, при которых сберегателям было бы выгодно одалживать свои накопления инвесторам, а инвесторам было бы выгодно брать накопления сберегателей в долг под реальные инвестиции (в расчете на возврат долга из будущей прибыли, да еще и на получение прибыли). При этом, очевидно, что чем выше процент, тем счастливее сберегатели-кредиторы (но несчастнее инвесторы-должники), и наоборот – чем ниже процент, тем счастливее инвесторы, но соответственно несчастнее кредиторы.

В этой ситуации «волшебным ключом»  к обоюдному счастью сберегателей (кредиторов) становится уровень процента. Короче говоря, перед нами «политико-экономическая» ситуация несовпадения интересов разных групп участников общественного производства, поскольку прирост прибыли у одних за счет ее убыли у других. Возможно ли примирение сберегателей и инвесторов во имя процветания экономики (а это процветание – не забудем – состоит в постоянном приросте величины реального ВНП)?

Да, возможно, и название этому счастью  – «равновестный» процент (название «классического рынка» в сберегательно-инвестиционной сфере). Знакомому с принципиальной моделью классического рынка  легко представить методику абстрактного нахождения равновесного процента: если по оси абсцисс обозначить возможные величины сбережений и инвестиции, а по оси ординат – возможную динамику уровня процента, то незамысловатая логика поведения сберегателей и инвесторов будет изображена на графике двумя соответствующими кривыми – «сбережений» (с положительным наклоном) и «инвестиций» (с отрицательным наклоном).

Описанная выше классическая концепция подкупает своей упрощенностью, так как сводит все дело к тому, чтобы помочь сберегателям передать свои сбережения инвесторам.

Монетаризм сложнее  классической трактовки инвестирования, ибо он построен на более сложном  основании. Сведение классической теории эффективности сбережения к простому инвестированию требовало только одного – создания условий, способствующих ускоренному перемещению источников экономического роста от одной группы рыночных субъектов (сберегателей) к другой (инвесторам). Монетаризм же имеет принципиально иное основание – он изначально исходит из объективно существующей в условиях рыночной конкуренции двух форм сбережений – «денежной» (налично-купюрной) и «не денежной» (ликвидно-активной). Меняющая эффективность каждой формы вынуждает сберегателей постоянно метаться между «одалживанием» или «не одалживанием» своих сбережений инвесторам.

Иными словами, монетаризм реализует  принцип косвенного регулирования  экономического роста – через  противостояние одного рыночного института  другому: монетаризм регулирует динамику совокупных инвестиций посредством  изменения объема денежной массы!

В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной монетарной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты, вместе взятые, позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка, валютный курс.

Политика рефинансирования, которую  называют также учетной политикой, есть выражение процентной политики; она заключена в воздействии  центрального банка посредством  процентной ставки на объем кредитных  ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетную ставку процента, в соответствии с которой он переучитывает векселя у коммерческих банков и предоставляет им кредиты. В более широком плане коммерческие банки приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банка и затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Так что центральный банк способен влиять на цену кредитных денег на финансовом рынке. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку (по которой учитываются проданные ему векселя коммерческих банков), центральный банк сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая учетную ставку – способствует увеличению денежной массы. Центральный банк способен также устанавливать ограничительные контингенты для рефинансирования, оказывая прямое влияние на величину денежной экспансии.

Политика рефинансирования представляет собой составную часть  политики регулирования процентных ставок (процентной политики), которая может проводиться не только центральным банком и коммерческими банками, но любыми кредиторами, предоставляющих деньги в долг под процент. Однако в последнем случае имеет место выход за пределы государственной монетарной политики.

Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способно оказать, осуществляя через центральный банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в этом банке. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать своими денежными средствами обладают коммерческие банки, т.е. происходит уменьшение денежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению денежной массы в обращении. При нехватке денег в обращении следует уменьшить норму резервирования, а при избыточности денег – увеличивать ее.

Предложение денег коммерческим банкам зависит от наличия у них  денег, эмитируемых центральным  банком. Так что центральный банк, а в его лице государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих баков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности за счет изменения количества денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банков для проведения им операций. Несмотря на то, что государство, опираясь на центральный банк, держит в своих руках мощные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной политики, в ряде критических ситуаций оно оказывается не всесильным.

С точки зрения монетаристов, «инфляция в конечном счете связана  с темпом прироста предложения денег, который существенно превышает  темпы роста реального производства. При этом тем инфляции равен разности между этими двумя переменными».

Таким образом, монетаристы видят непосредственную причину инфляции в чрезмерном увеличении денежной массы, которое порождается соответствующим ростом количества денег ЦБ.

Но как увеличение денежной массы вызывает повышение  цен? Мы уже познакомились с передаточным механизмом влияния (импульсов) денежной политики, на основные макроэкономические переменные и поэтому ограничимся здесь кратким обобщением. Увеличение денежной массы нарушает равновестную структуру активов (портфелей) экономических единиц, и приводит к повышению спроса на ценные бумаги (т.е. к замещению денег ценными бумагами). Рост спроса обуславливает увеличение цен (курсов) ценных бумаг, что (при данных купонных процентных ставках) равнозначно снижению фактических процентных ставок. Поэтому при неизменных ценах и доходов от реальных активов становится выгодным замещение долговых, ценных бумаг подобными активами, вследствие чего начинает возрастать спрос на потребительские и инвестиционные блага, что в дальнейшем приводит к повышению цен. Процесс роста цен приостановится тогда, когда они вырастут на столько, как трасакционный спрос на деньги, будет в точности равен дополнительной денежной массе. Помимо начального импульса, нам необходимо описать движущие силы инфляционного процесса. Монетаристы делают акцент на постоянно возобновляющемся чрезмерном расширении денежной массы, осуществлямом денежными властями во избежание политически нежелательного кризиса занятости, к тому привело бы ограничение роста денежной массы через соответствующее сжатие спроса на блага.

Напрашивается вывод о том, что монетариское объяснение инфляции не имеет принципиальных отличий от описанной выше теории инфляции спроса. Разница состоит, прежде всего, в том, что монетаристы видят причину инфляции не в росте спроса в реальной экономике (например, вследствие повышения ожидаемой прибыли предпринимателей или увеличение расходов государства на национальный продукт), а в первоначальном росте денежной массы.

Но так как в обеих  теориях рост денежной массы как  необходимое условие продолжительного процесса, мнение монетаристов и теоретиков кейсианской инфляции спроса в результате не слишком противоречат друг другу.

Предыдущий анализ следует  дополнить одним замечанием: при  фиксированных обменных курсах избыток  платежного баланса автоматически  ведет к росту денежной массы, так как ЦБ должен скупать излишек валюты, при паритетном курсе выплачивая за него экспортерам отечественные деньги (например – рубли). Следовательно, при функционировании системы фиксированных обменных курсов не обязательно рост денежной массы может быть вызван не сознательной политикой, а внешнеэкономической ситуацией. Здесь мы имеем дело с третьей формой проявления импортируемой инфляции, которая в системе гибких обменных курсов полностью теряет свое значение.

Помимо того, что инфляция спроса и предложения в силу рассмотренных нами наслоений могут выглядеть как идентичные процессы, оба они могут быть сведены к одной и той же причине: попытке разных групп хозяйствующих субъектов перераспределить в свою пользу национальный продукт. Разница между различными видами инфляции состоит лишь в том, что борьба за распределение:

- при инфляции спроса  ведется в сфере использования  национального продукта через  повышение расходов, в результате  чего они превышают сам совокупный  продукт; 

- при инфляции предложения ведется в сфере создания доходов через возрастание зарплаты и цен.

 Но в обоих случаях  борьба за распределение доходов  порождает повышение цен, сознательно  учитываемое в государственной  экономической политики, поскольку  повышение цен позволяет избежать более резких последствий этой борьбы (последствия смягчаются за счет инфляции). Повышение цен начинает выполнять функцию «социального ускорения».

До сих пор мы не учитывали влияние инфляционных процессов на главные общеэкономические  переменные. Но знание о них позволяет правильно оценить настоятельность инфляционной политики. Следует учесть, что инфляционные эффекты носят многослойный характер и изменяются в зависимости от конкретных обстоятельств. Наряду с издержками и выгодами инфляции важно учитывать также издержки и выгоды с инфляцией.

Информация о работе Монетаристская теория инфляции