Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа
В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно-
кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они
рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом
денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки — ведущий
инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения
на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.
Введение
Поиск новых подходов 6
Исходные постулаты 7
Уравнение обмена И. Фишера 9
Кембриджская формула 11
Спрос на деньги 12
Предложение денег 14
Как достичь равновесия? 16
Деньги и цены 18
Ожидания и инфляция 20
Денежное правило Фридмена 21
Монетаризм и кейнсианство 24
Монетаристские рецепты и российская экономика 25
Краткие выводы 29
освободиться от «горячих» денег. Их трансформируют в другие виды активов,
например, в ценные бумаги, недвижимость, а не в производство, ибо риск
инвестиционных
вложений растет.
Исходные положения монетаристской теории — устойчивость рыночного
механизма,
его способность к
наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства
предполагает, что средний класс обладает основными формами богатства и
может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы
предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов;
совокупный
спрос на деньги должен стабилизироваться.
Согласно представлениям монетаристов, инфляция — чисто денежное явление.
По словам Фридмена, «центральным актом является то, что инфляция всегда и
везде представляет собой денежный феномен». Причина инфляции — избыток
денежной массы, «много денег — мало товаров». Изменения в спросе на деньги
обычно возникают как реакция на происходящие процессы, на рыночную
ситуацию,
перемены в сфере хозяйственной
политики.
Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемую (нормальную)
и непредвиденную (не соответствующую прогнозам и представлениям участников
экономического процесса). При ожидаемой инфляции создаются предпосылки для
достижения равновесия на рынках товаров и услуг: темп роста цен
соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме
информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому
приспосабливаются
производители, продавцы, покупатели.
Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожидаемого. Резкий рост
цен сопровождается различными нарушениями, отклонениями от привычного ритма
хозяйственной
деятельности.
Цены на товары, по Фридмену, похожи на термометр в том смысле, что
последний регистрирует жару, но не создает ее. Но подобная аналогия вводит
в заблуждение. «Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на
измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность... Цены
не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в
самом
экономическом процессе»'.
В данном случае, пожалуй, более уместна аналогия с паровым котлом,
приводящим в движение воздуходувку. «Контролируя температуру в одной
комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите
температуру в других комнатах. Отключив все радиаторы, вы поднимете
давление
в бойлере и увеличите
отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в
различных
комнатах».
Используя аналогию с паровым котлом, Фридмен стремится подкрепить свое
отрицательное отношение к регулированию цен, к сдерживанию роста цен. Он
утверждает, что контроль над ценами и заработной платой не способен
устранить
инфляцию.
Ожидания и инфляция
Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в
краткосрочном периоде имеет место обратная связь между инфляцией и
безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. В
долгосрочном плане не существует альтернативы между уровнем инфляции и
размерами безработицы. Постоянно возобновляемая политика денежного
стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все
увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой рост цен составляет уже не 3%, а
6%, затем 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа
безработных.
Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие
непредвиденную инфляцию. Программа борьбы с инфляцией направлена на
обеспечение
низких темпов роста денежной массы.
Нужно устранить дефицит государственного бюджета («дефициты бюджета часто
служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником
инфляции»,
если «они финансируются путем
денежной эмиссии»). Нужно ограничить давление профсоюзов; сократить
государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание
полной занятости («политика полной занятости может стать источником
инфляции,
если она рождает чрезмерную денежную
эмиссию»).
Оптимальный рост цен должен быть стабильным на протяжении длительного
времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная политика
государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует
точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции
денежная
масса в обращении растет быстрее,
чем цены.
Рост цен рассматривается в
этот период «жизненного
временное, случайное явление. Затем ситуация меняется: «Так как
покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим
способом хранения активов»'. От «лишних» денег стремятся освободиться.
«Поэтому на данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег, и
иногда
намного быстрее».
Что касается инфляции издержек, то, по словам Фридмена, она не
заслуживает особого внимания: «теория инфляции издержек имеет очень
ограниченное применение». При этом делается ссылка на то, что подлинные
источники денежной экспансии были очень различны в разные времена и в
разных районах. Чтобы притормозить инфляцию издержек, монетаристы выдвигают
два рецепта: поддержание конкуренции и использование плавающего курса
валют.
Денежное правило Фридмена
Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на
достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост
денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, чтобы
обеспечивалась стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать
с различными
показателями прироста денег весьма
сложно.
Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее, и
невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на
экономическое
развитие. Принимаемые решения, как
правило, запаздывают.
«Если
рассматривать кредитно-
скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие
решение
рассматривают лишь ограниченную
область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в
целом»', — писал Фридмен. По его мнению, центральному банку следует
отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти
к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения
денежной
массы.
Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Монетарные
факторы «работают» на ценовые, стоимостные показатели. Поэтому под
воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не
увеличение реального объема общественного продукта. Это обстоятельство
должно
учитываться при выработке
При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило
«механического» прироста денежной массы, который отражал бы два фактора:
уровень
ожидаемой инфляции и темп прироста
общественного продукта.
Фридмен считает, что среднегодовой темп прироста денежной массы следует
устанавливать в размере 4—5%. При этом он исходит из 3%-ного роста
реального ВНП (для Соединенных Штатов Америки) и небольшого снижения
скорости
обращения денег.
Этот 4— 5%-ный прирост денег должен идти непрерывно — месяц за месяцем,
неделя за неделей. «Как именно будет установлено понятие денег и какие
именно будут установлены темпы роста, имеет куда меньшее значение, чем сам
факт, что
это понятие твердо определено и
что темпы четко обозначены».
В практике денежного регулирования обычно устанавливают не твердый
норматив (согласно денежному правилу), а своего рода вилку, вокруг которой
должно колебаться денежное предложение (поступление денег), или «мишень»,
т.е. потолочный
уровень, который не должен быть превзойден.
Например, в США Совет управляющих ФРС устанавливал в 1967 г. ориентиры
прироста М\ в размере 3—5% в год. В Англии в 1976—1977 гг. предел для МЗ