Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:31, доклад

Описание

В своем докладе я бы хотела рассмотреть структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией — монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

Работа состоит из  1 файл

монополистическая конкуренция.doc

— 31.50 Кб (Скачать документ)

 

В своем докладе я бы хотела рассмотреть  структуру рынка, при которой  действуют многочисленные фирмы, продающие  близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято  называть монополистической конкуренцией — монополистической в том  смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары. Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, которая занимает промежуточную позицию между монопольным рынком и рынком с совершенной конкуренцией.

Основы модели монополистической  конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом  в работе "Теория монополистической  конкуренции".

 

Основные черты монополистической конкуренции:

Дифференциация продукции

Большое количество продавцов

Относительно низкие барьеры вхождения  и выхода из отрасли

Жесткая неценовая конкуренция

 

Дифференциация продукции —  ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация товаров может  быть основана на:

физических характеристиках товара;

месторасположении;

"мнимых" различиях, связанных  с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

вертикальная основана на делении  товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");

горизонтальная предполагает, что  при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

Дифференциация товаров создает  возможность ограниченного влияния  на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме  даже при некотором повышении  цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.

 

Большое количество производителей

Аналогично совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция  характеризуется большим количеством  продавцов, так что отдельная  фирма занимает небольшую долю отраслевого рынка. Как следствие, монополистически конкурирующая фирма обычно характеризуется как абсолютно, так и относительно малыми размерами.

Большое количество продавцов:

с одной стороны, исключает возможность  сговора (и согласованных действий между фирмами);

с другой — не позволяет фирме  существенным образом влиять на рыночные цены.

 

 

Барьеры вхождения в отрасль

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

малым эффектом масштаба производства;

небольшими первоначальными инвестициями;

небольшим размером уже действующих  предприятий.

Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение  на рынок более сложно, чем при  совершенной конкуренции. Новая  фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:

усиление дифференциации своей  продукции, т.е. обеспечение ей таких  качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;

 

Неценовая конкуренция

Жесткая неценовая конкуренция  — также характерная черта  монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции, может применять три  основных стратегии влияния на объем продаж:

изменять цены ;

производить товар с определенными  качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным  показателям);

пересмотреть стратегию рекламы  и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся  к неценовым формам конкуренции  и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая  конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

 

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента

В условиях монополистической конкуренции  отдельная фирма имеет дело с  убывающей кривой спроса (в отличие  от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции.

 

 

Очевидно, что  при увеличении объема производства общая выручка увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара (равную цене товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара.


Поскольку каждый товар фирмы обладает отличительными характеристиками, фирма  обладает определенным влиянием на рыночные цены. Назначая цены несколько ниже цен конкурентов, фирма может ожидать некоторого роста объема продаж, так как ее товар является хорошим заменителем товаров конкурентов. И наоборот, повышая цену, фирма может столкнуться с сокращением объема продаж, так как ее покупатели перейдут на более дешевые товары.

Кроме того, наличие  большого количества хороших товаров-заменителей  делает кривую спроса отдельной фирмы  высоко эластичной в соответствующем  диапазоне цен.

Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы в соответствующем ценовом диапазоне. (О высокой ценовой эластичности косвенно говорит тот факт, что фирмы-монополистические конкуренты обычно ведут себя так, как если бы они считали, что их кривые спроса высоко эластичны по цене. Они обычно продают свою продукцию по почти одинаковой цене и не допускают значительного по сравнению с конкурентами роста цен.)

В случае, когда  фирма действует в условиях совершенной  конкуренции, предполагается, что фирма  не способна по своему желанию воздействовать на цену продаваемого товара. В этом случае кривая спроса соответствует прямой D, изображенной на рисунке 5.


 

 

Причем фирма сможет (или считает, что сможет) продать  по данной цене любое количество единиц продукции. Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене.


 

Преимущества рынка монополистической  конкуренции:

дифференциация продукции расширяет  возможности выбора потребителя;

сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции);

рыночная власть отдельной фирмы  сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;

это рынок наиболее благоприятный  для покупателей.

Недостатки рынка монополистической  конкуренции:

Фирмы, действующие в условиях монополистической  конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры  рынка.

Нестабильность рыночных условий  и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих.

Малые размеры фирм и жесткое  действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска  и проведения инновационной деятельности (поскольку для этого необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия). И хотя существуют исключения (персональный компъютер Apple был разработан впервые в гараже), большинство малых фирм не являются технически передовыми или инновационными.

 

 

 

Примеры:1).продажа компакт-дисков, компьютерных игр, рестораны, уроки  музыки, продажа мебели.2). В июле 2006 г. три крупных российских оператора сотовой связи — МТС, "Вымпелком" и "Мегафон" договорились между собой, что стоимость использования сетей, принадлежащих этим компаниям, для партнеров по соглашению будет ниже, чем для других компаний. После такой договоренности издержки мелких компаний, отнесенные к одной минуте разговора, оказались выше, чем у компаний, заключивших соглашение, и мелкие компании стали терять клиентов. 3).Автомобильный рынок в Европе, где группа крупнейших фирм ("Форд", "Дженерал Моторс", "Фольксваген", "Рено", "Пежо", "Фиат", "Вольво" и в последнее время — "Ниссан") предлагают все довольно разные, но тем не менее конкурирующие между собой машины. Но главное достоинство модели монополистической конкуренции — это вовсе не реализм, а простота.



Информация о работе Монополистическая конкуренция