Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:57, реферат
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Введение…………………………………………………………….…3
Глава 1.
Характерные черты………………………………………………..…5
Глава 2.
Барьеры для вступления в отрасль………………………..……...7
Глава 3.
Виды монополий…………………………………………….………14
Заключение………………………………………………..………….19
Список литературы…………………………………………………. 21
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Характерные черты………………………………………………..…5
Глава 2.
Барьеры для вступления в отрасль………………………..……...7
Глава 3.
Виды монополий…………………………………………….………
Заключение………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………. 21
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Cуть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.
Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая.
Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара.
Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.
Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется .
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX - начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
Глава 1.
Характерные черты.
Монополия – это единственный поставщик товара, у которого нет конкурента. Давайте сначала рассмотрим признаки чистой монополии и затем приведем несколько примеров.
1.Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль - синонимы.
2.Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления фирмой добрых намерений, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом. Поскольку у них нет прямых конкурентов, монополистам в стремлении побудь больше людей купить их продукты не нужно обращаться к рекламе типа «наши лучше, чем их», столь характерной для радио и телевидения. Напротив, восхваление монополиста, вероятно, будет таким: « Мы действительно прекрасные ребята и, конечно, не станем делать ничего, чтобы эксплуатировать другие фирмы, наших служащих или, боже упаси, покупателей».
3. «Диктующий цену».Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Если это выгодно, мы можем ожидать, что эта способность будет использована таким образом.
4.Заблокированное вступление. Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причиной такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.
Примеры.
В большинстве городов принадлежащие государству или регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания – все являются монополиями или по сути таковыми.
Классическим примером частной нерегулируемой монополии является алмазный синдикат»Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до
85 % мирового предложения алмазов. Хотя монополия в очень точном смысле слова фактически не существует в американской промышленности, были и есть ряд фирм, приближающихся к ней по типу.
Монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в маленьком и географически изолированном населенном пункте.
Глава 2.
Барьеры для вступления в отрасль.
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль. Эти помехи также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры к довольно большому числу фирм, характерному для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить очень большое число конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вступления в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к « частичным монополиям», которые так характерны для нашей экономики. Какие формы принимают эти барьеры для вступления в отрасль?
Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки.
Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства.
При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность является несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существующая «Большая тройка», и следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейном и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей « с задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из « Большой тройки» в автомобильной отрасли.
В большинстве отраслей минимальный эффективный размер предприятия может быть достигнут фирмой, доля которой в объеме внутреннего потребления очень мала. Это предполагает, что высокая степень отраслевой концентрации- чистая монополия – часто неоправданна с точки зрения эффекта масштаба.
Предприятия общественного пользования.
В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и в большинство из них так называемых предприятий общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно представило.
Технология в этих отраслях такова, что требуются большие постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Это проблема обостряется тем, что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять пиковым нагрузкам, которые случаются в жаркие летние дни, когда поливают газоны и работают кондиционеры. Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с числом кубических фунтов или киловатт-часов электроэнергии, поставленных каждой фирмой.
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу МR – МС, считают выгодным расширять производство. В результате конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное сливание уцелевших. Развивающая чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство будет обычно представлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги и осуществлять автобусные перевозки. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.
Легальные барьеры: патенты и лицензии.
Государство создает также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензия.
Патенты. Представляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же , конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов- « Нэшнл кэш реджистер», « Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид». Деятельность компании « Юнайтед шу машинери»- ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. « Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Оно распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей ее патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду все другое сапожное оборудование.