Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 16:02, курсовая работа
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек.
Введение…………………………………………..……………………………..3
Сущность монопольной власти и её показатели……………………… 9
Источники монопольной власти………………………………………..14
Экономические последствия монопольной власти……………………18
Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ……...21
Заключение…………………………………………………..……………….....25
Список использованных источников…………………………………………..27
2)
отказ от тотального
3)
не столько реорганизацию
Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно охватывает практически все хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.
Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще, формироваться как орудие его тотального разрушения. Существуют сферы, где монополия неизбежна и эффективна.
Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы. Критерием допустимости монополизма должно быть оздоровление экономики, т. е. способность той или иной его формы влиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов.
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика направлена на ограничение чрезмерного государственного монополизма, с другой — решение этой проблемы вызывает его оживление.
На основе выше сказанного, можно сделать вывод, что государство принимает меры по регулированию монополией. Применительно к нашей стране государственная власть вырабатывает ряд законов, которые будут направлены на развитие конкурентных отношений и частичному прекращению монопольной деятельности.
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
Конкуренцию
белорусским компаниям
Список
использованных источников:
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия