Монополстические объединения и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание

Цель работы – дать развёрнутую характеристику монополистическим союзам и определить их роль в рыночной экономике, т.е. выявить положительные и отрицательные стороны таких образований. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины появления и развития монополистических тенденций, и что является предпосылками возникновения таких объединений, каковы особенности ценообразования и как монополизм влияет на рыночную экономику.

Содержание

Введение 3
Понятие монополии 4
Определение монополии 4
Барьеры, защищающие монопольный рынок 4
Монополистические союзы 7
Предпосылки возникновения монополистических объединений 7
Причины появления и развития монополистических тенденций 7
Искусственная монополия 8
Монопольная цена 12
“Плюсы и минусы” монополистических объединений 15
Антимонопольное регулирование 17
Антимонопольная политика 17
Государственный контроль за конкуренцией в Узбекистане 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсов.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)
  • обеспечение совместно  с государственным  органом по  управлению государственным имуществом единого методологического подхода к  созданию конкурентной  среды  на  товарных  рынках,  координации,  разработки   и реализации отраслевых и региональных программ демонополизации;
  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение  и  недопущение  монополистической  деятельности, злоупотреблений  хозяйствующими  субъектами  доминирующим  положением на товарных   рынках,   принятие   мер   по   пресечению   недобросовестной конкуренции и ущемлению интересов потребителей;
  • введение   Государственного   реестра   Республики    Узбекистан объединений (предприятий) – монополистов;
  • обеспечение  гласности  в  работе,  информирование граждан через средства   массовой   информации,   в   том   числе   через  специальные периодические  издания,  о  ходе   реализации  мер  по   демонополизации экономики, развитию конкуренции и защите прав потребителей;
  • проведение   анализа    зарубежного    опыта    антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей.

Государственный антимонопольный орган осуществляет контроль за:

    1. созданием,  слиянием  и  присоединением  объединений юридических лиц;
    2. слиянием   и    присоединением   хозяйствующих    субъектов    с образованием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;
    3. ликвидацией  и разделением предприятий,  если  это приводит к появлению хозяйствующего  субъекта,  занимающего доминирующее положение на рынке.

В случае, когда  хозяйствующий  субъект, занимающий  доминирующее положение,   совершил   нарушения   антимонопольного   законодательства, государственный  антимонопольный  орган  вправе  подать  иск в суд о его

 

принудительном  разделении  или  выделении  из  его  состава  одного или нескольких юридических  лиц на  базе структурных  подразделений  с  целью развития конкуренции.

Принудительное   разделение   хозяйствующего   субъекта    может производиться при совокупности следующих условий:

а) возможности  организационного  и  территориального   обособления разделяемых структурных подразделений;

б) отсутствия   между   его   структурными   подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности  структурных  подразделений  в результате разделения самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Общественные объединения,  которые в  соответствии с  их уставами имеют  целью   содействие  развитию   конкуренции  и   защиту  интересов потребителей 

от  монополистической  деятельности,  вправе  совместно  с соответствующими   органами   осуществлять   общественный   контроль  за соблюдением антимонопольного законодательства.

При  нарушении  антимонопольного  законодательства хозяйствующие субъекты,  государственные  органы  управления  и органы государственной власти на местах обязаны:

- выполнить предписания государственного  антимонопольного  органа в установленный срок;

-  возместить причиненный ущерб;

-  уплатить штраф, пеню.

Лица, виновные в нарушении  антимонопольного законодательства, могут  быть привлечены в соответствии с  законодательством к административной, уголовной и иной ответственности. (Часть введена в соответствии с  Законом РУз от 20.08.1999 г. N 832-1)

 

Заключение

 В процессе работы  над темой курсовой работы, нам  стало известно, что в экономике различают шесть форм монополистических союзов: картель, синдикат,

 

 

трест и концерн, комбинаты и корнер. Каждый из выше перечисленных по-своему добивается господствующего положения на рынке. Картель, например – делит рынок. Синдикат совместно производит сбыт продукции и закупку сырья. Трест -

это полностью объединённые предприятия под единым руководством. Концерн – многоотраслевой комплекс, вкладывающий капитал в более доходные отрасли и так далее.

 Исследуя положительные и отрицательные стороны монополий, мы выяснили, что плюсы и минусы монополии имеют противоположную тенденцию;

что некоторые характерные  черты монополии могут оказывать положительное и отрицательное влияние на её эффективность. Например, высокие барьеры, препятствующие вступлению в монополистическую отрасль, могут сдерживать производство необходимых обществу товаров (это снизит общественную эффективность производства) или, наоборот могут обеспечить экономию затрат на основе эффекта масштаба производства.

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта  власть может базироваться  на различных  предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала),  тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены  на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли.

Таким образом, можно  сказать, что с появлением монополий  появилась и новая функция  у государства - антимонопольная  деятельность. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится  не допустить превращения крупного бизнеса,

возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного  механизма, а также  контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них 

 

признается законным и допустимым.

 

Список использованной литературы:

  1. Закон республики Узбекистан 27.12.1996 г. N 355-I “О конкуренции и

      об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”

  1. Авдашева С. Б., В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Под ред. А. Г. Цыганова. Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г.
  2. Булатов А. С. «Экономика» 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство БЕК,        1999 г.
  3. Жидков О. “Антитрестовское законодательство США”, М.,1963 г.
  4. Камаев В. Д. и коллектив авторов «Основы экономической теории» М.: "Владос", 1994 г.
  5. Куликов Л. М. «Основы экономических знаний» М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  6. Мочерный С. “Основы экономической теории” Тернополь, 1993 г.
  1. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” Курс рыночной экономики, М., 1994 г.
  1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.– Экономическая теория. - М.: Норма, Инфра-М, 2001г.
  2. Сальников Е. “Монополия: вчера, сегодня, завтра”, “Экономика и жизнь”, 1995 г., №28
  3. Тарин О. “Приоритет 1996 года —  борьба со злоупотребление монопольным положением”,“City”, 1996 г., 23 января.

* См. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 1985 г., с.326,

1Квота (от лат. quot сколько) – доля, часть, норма чего-либо.

1 Концерн: от англ. concern – фирма, предприятие.

2 Холдинг: от англ. hold – держать, владеть.

1 Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – государственная помощь фирмам. 

 




Информация о работе Монополстические объединения и их роль в экономике