Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.

Содержание

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.

4. Методы регулирования экономики.

Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

  Особое  место в воспроизводственной  структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

  Домашние  хозяйства в республике не обладают большим потенциалом как потребители товаров и услуг, и это отражает общую экономическую ситуацию даже при приросте ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является делом обычным, и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 % купили в этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили или построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой мебелью. Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является покупка акций или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают валюту. Эта сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза, которые сделали 5 % семей населения республики. 

  Социальная  структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно выделить следующие секторы: государственный (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

  Отраслевая  структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

   В структуре промышленности республики основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль — машиностроение и металлообработка—имеет развитую многоотраслевую структуру: тракторо- и      сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.

  Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный экономические районы со своими территориально - производственными комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

  Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли.

  Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

  Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

  Национальные  экономики отличаются друг от друга  и по структуре. Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

    Особенностью структуры национальной экономики Беларуси является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Так, для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой "сборочный цех" бывшего Союза и поэтому промышленность для нормальной работы нуждается в постоянных поставках комплектующих изделий из других стран СНГ. 

  Сельское  хозяйство в соответствии с прежними общесоюзными пропорциями специализируется на производстве мясо - молочной продукции, льна и картофеля. Структурные преобразования в сельском хозяйстве связаны с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

  Сфера нематериального  производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

  В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежит военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходит все остальные западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода оборонной промышленности на мирные рельсы, т. е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.

      Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих  компонентов и критериев: 

• воспроизводственная структура. Критерий ее выделения — особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры; 

• социальная структура. Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий; 

• отраслевая структура. Критерий выделения — однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и  других результатов; 

• территориальная  структура. Выделяется по критерию размещения производительных сил; 

• инфраструктура. Критерий выделения — особенности  обслуживания того или иного производства; 

• структура  внешнеэкономических связей. Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран. 

Понятно, что  устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации  этой структуры. 

Модель экономического кругооборота позволяет рассмотреть основные потоки в экономике. Пусть производится один вид товара (хлеб) с помощью одного фактора — труда (рис. 1). 

В данном упрощенном случае домашние хозяйства продают  фирмам свой труд, покупая на полученные деньги хлеб. В свою очередь, стоимость хлеба, продаваемого фирмами домашним хозяйствам, равна стоимости использованного при его производстве труда. 

Выводы. 

1. Продукт всегда  равен доходу. Стоимость произведенного  продукта обязательно распадается  на доходы производителей. 

2. Расходы равны  доходу. В данном случае национальный  доход (Y) 

равен потребительским  расходам домашних хозяйств (С) Y=С.

      Эти выводы верны и в том случае, если в экономике производятся разные виды товаров с использованием разных факторов производства.

      Усложним  схему, введя государство и заграницу, а также учтя сбережения.

Тогда не все  доходы домашних хозяйств превращаются в расходы на товары, произведенные  в стране. Есть три способа использования  денежных средств (национального дохода), не связанных с приобретением товаров и услуг произведенных национальными фирмами: а) сбережения (S); б) уплата налогов (Т); в) импорт (М). Эти способы расходования денежных средств называются утечками из кругооборота продукта и дохода.

      Следовательно, Y в процессе его использования распадается на потребительские расходы домашних хозяйств, включая расходы на импорт (С), сбережения домашних хозяйств (S) и налоги (Т) Y = C+S+T.

      С другой стороны существуют три вида расходов на отечественные товары, которые не являются расходами домашних хозяйств: а) инвестиционные расходы фирм (I); б) государственные расходы (G); в) экспорт (X). Такие расходы называются инъекциями, производимыми в кругооборот.

Совокупные расходы  на национальный продукт:

Y = C + I+G + X - M,

записанные в виде уравнения, называются основным макроэкономическим тождеством.

      Выражение (Х-М) представляет собой чистый экспорт  товаров и услуг. При исчислении величины национального продукта импорт

      Допуская, что стоимость продукции первой отрасли совпадает с созданной с ней добавленной стоимостью, имеем совпадение ВВП должен вычитаться из суммы личного потребления и «инъекций» во избежание повторного счета, поскольку переменные С, I и G включают расходы как на национальные, так и на импортные товары. Поскольку доходы равны расходам, то

Y=C+S+ T=C+I+G+X-M.

Отсюда

S+T+M=I+G+X.

      Следовательно, «утечки» равны «инъекциям». Однако в отдельных парах «утечек» и  «инъекций» равенства может и  не быть: сбережения домашних хозяйств S не обязательно равны инвестициям I, налоги Т не обязательно равны государственным расходам G, экспорт X не обязательно равен импорту М.

Поскольку государственные  сбережения есть разница между налогами и государственными расходами SG=T—G, а сбережения иностранцев есть разница  между импортом и экспортом (SF = M—X), то сумма сбережений домашних хозяйств, государства и иностранцев обязательно равна инвестициям: I=S+SG+SF

Из последнего уравнения следует:

1. Дефицит госбюджета (отрицательные сбережения государства) уменьшает инвестиции, поскольку для его покрытия государство вынуждено оттягивать на себя часть свободных ресурсов финансового рынка.

2. Отрицательный  чистый экспорт страны (положительные  сбережения иностранцев) увеличивает  инвестиции за счет иностранных  инвестиций. У иностранцев образуются свободные деньги, вырученные в данной стране, которые они имеют возможность вложить в ее экономику. Можно сказать и так: если страна не может предложить иностранцам достаточное количество своих товаров в обмен на импорт, то ей приходится либо брать у иностранцев деньги взаймы, либо продавать им свои предприятия. И то, и другое означает иностранные инвестиции в национальную экономику.

4. Методы регулирования  экономики.

   Существует несколько методов  регулирования экономики. Среди  них государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

    Правовая функция государства  связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; правовым оформлением отношений собственности, установлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д.

    Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей нужными материальными и духовными благами, а также условиями для их образования, производственного обучения и жизни. Государство способствует ускорению НТП, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные связи и повышении конкурентоспособности их товаров на внешнем рынке.

     Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации данной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития