Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:27, реферат
Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. На западе Беларусь граничит с Польшей, на северо-западе — с Литвой, на севере — с Латвией, на северо-востоке и востоке — с Россией, на юге — с Украиной. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полоцкий государственный университет»
«Национальная экономика Беларуси»
по теме:
«Формы
интеграции Республики Беларусь со странами
СНГ»
Кесарева Инна Игоревна
Новополоцк, 2010
Беларусь занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в восточной части Европы. На западе Беларусь граничит с Польшей, на северо-западе — с Литвой, на севере — с Латвией, на северо-востоке и востоке — с Россией, на юге — с Украиной. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Географическое расположение Беларуси предоставляет широкие возможности её экономической интеграции с другими странами за счет транзитного потенциала. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России и азиатскими странами. Этот ресурс используется Беларусью в достаточной мере, особенно что касается трубопроводного и железнодорожного транспорта. Развитие перевозок автомобильным транспортом несколько сдерживается существующей законодательной базой. Главными факторами, сдерживающими транзитные потоки через Беларусь, являются высокие сборы за проезд, регулярная практика обязательного таможенного сопровождения груза, отсутствие придорожного сервиса. Однако ограниченность альтернативных возможностей транспортировки груза из стран ЕС в Россию обеспечивает Беларуси стабильный доход от транзита и в текущих условиях. Более того, за последние годы произошли ощутимые улучшения в законодательстве, регулирующем перевозки, в том числе повышены страховые гарантии по перевозимому грузу, что резко снизило число случаев обязательного конвоя. Наблюдавшееся при этом уменьшение объема грузоперевозок объясняется экономическим кризисом, приведшим к сокращению объемов мировой внешней торговли. Несмотря на кризис, вклад транспортного сектора в экономику Беларуси постепенно рос. Так, по данным за 3 квартала 2009 г. доля экспорта транспортных услуг в общем объеме экспорта Беларуси достигла 9.5% .
Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной и валютной сферах.
Иностранные инвесторы вправе создавать в нашей стране юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также филиалы и представительства.
В
нашей стране действует Консультативный
совет по иностранным инвестициям,
возглавляемый премьер-
Действующие при Совете постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных режимов на белорусском рынке, формирования благоприятного инвестиционного имиджа страны.
В состав Совета входят руководители министерств, а также крупнейших иностранных, международных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории республики.
Беларусь имеет положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями.
Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким "МАН" (выпуск грузовой автомобильной техники), датским "Маерск Медикал" (производство медицинской техники и продукции), немецким "Фрезениус" (выпуск медицинского оборудования).
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства.
Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, 83% металлорежущих станков, 88% холодильников и морозильников, около 90% телевизоров и калийных удобрений.
В
Беларуси создано шесть свободных экономических
зон с либеральными условиями хозяйствования
в виде льготного налогового и таможенного
режимов. Ставки налогов на прибыль и на
добавленную стоимость для резидентов
СЭЗ в два раза ниже, чем по республике.
Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за
счет реализации продукции собственного
производства, освобождается от налогообложения
сроком на пять лет с момента ее объявления.
Природные ресурсы, которые выделяются в качестве важного источника функционирования государства, в Беларуси достаточно ограничены. Единствен-ным таким ресурсом является хлористый калий, запасы которого в Беларуси позволяют ей влиять на цены на мировых рынках. Доля калийных удобрений в экспорте товаров Беларуси достигла 10.3% и снижение их цен в 2009 г. стало дополнительны вызовом для экономической политики, так как усугубило дефицит текущего счета платежного баланса. Тем не менее, при достаточной ограниченности природных ресурсов в экспорте Беларуси они составляют до 80% всего экспорта во вне Союза Независимых Государств (СНГ). Такая ресурсоориентированная структура экономики объясняется легким доступом к российским природным ресурсам и зачастую льготными ценами на них. Для Беларуси это стало возможным в результате тесного и длительного взаимодействия с Россией Так, до 2010 г. Беларусь ежегодно импортировала 21 млн. тонн нефти по льготным ценам и порядка 15 млн. из них экспортирует в страны Европы в виде нефтепродуктов. Данный бизнес гарантировал в 2008 г. 2,4 млрд. долларов США чистой валютной выручки (с учетом собственной нефти) и обеспечил 36% экспорта товаров. Другим важным преимуществом взаимоотношений с Россией являются более низкие по сравнению с европейскими цены на газ, который также является ценным энергетическим ресурсом, необходимым для развития экономики страны.
На данном этапе развития отношений Беларуси и России главным событием является создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. После подписание образования Таможенного союза на территории этих стран начали действовать определённые льготы, связанные с ввозом и вывозом товаров, реализацией разного вида услуг между государствами. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусскому рынку, но и к огромной емкости российской территории.
В результате создания Таможенного союза Беларусь выдвинула предложение об отмене пошлин на нефть в рамках Таможенного союза, которое пока не было принято руководством России. В связи с этим Беларусь продолжает принимать меры, направленные на отмену данных пошлин и в марте обратилась с соответствующим иском в Экономический суд СНГ. Впоследствии Беларусь смогла добиться внесения соответствующего вопроса в повестку дня предстоящего в апреле заседания комиссии Таможенного союза. Однако, несмотря на все принимаемые усилия, вероятность согласия России на пересмотр действующего механизма взимания экспортных пошлин на нефть в текущем году представляется достаточно низкой. Поэтому белорусское руководство также пытается способствовать решению проблемы поставок нефти посредством активизации политического и экономического сотрудничества с Венесуэлой. По итогам мартовского визита А. Лукашенко в эту страну была достигнута договоренность о поставке в ближайшее время в Беларусь пробной партии венесуэльской нефти в размере 80 тыс. тонн. В дальнейшем планируется, что в течение года объем поставок нефти из данной страны достигнет 4 млн. тонн. При этом цена, по которой будет поставляться венесуэльская нефть, официально не была обнародована. Большинство экспертов в нефтяной сфере отмечают, что для того, чтобы данная схема с учетом чрезмерно высоких транспортных издержек оказалась работоспособной, цена поставок нефти Венесуэлой должна быть в разы ниже рыночной. Кроме того, важным в таком механизме является маршрут поставки нефти. Изначально заявлялось о том, что она будет поставляться танкерами в Одессу, а оттуда посредством железнодорожного транспорта в Беларусь. Использование Одессы в качестве транзитного пункта вновь ставит на повестку дня и вопрос об использовании нефтепровода Одесса-Броды в реверсном направлении (в настоящий момент российские компании используют этот нефтепровод в реверсном направлении для поставок нефти в Центральную и Восточную Европу). В этом случае также могут возникнуть дополнительные предпосылки для координации политики в сфере транзита энергоресурсов Беларусью и Украиной. Таким образом, если Венесуэла будет предоставлять Беларуси нефть со значительной скидкой, это может по- влечь за собой концептуальные изменения в механизмах поставок энергии в Центральной и Восточной Европе.
В феврале существенно обострились взаимоотношения Беларуси и Польши на фоне конфликта вокруг Союза поляков Беларуси. Если на первых этапах этот конфликт можно было охарактеризовать как локальный и двусторонний, то уже к концу февраля он перешел на уровень отношений Беларуси с ЕС в целом. В поддержку прав белорусских поляков выступили официальные представители других стран ЕС и Европарламента. В результате белорусско-польский конфликт стал катализатором для проявления комплекса противоречий между Беларусью и ЕС, отразив различные подходы и ожидания сторон от расширения сотрудничества в политической сфере. В марте Европарламент принял резолюцию, в которой в числе прочего говорится и о возможности отмены моратория на санкции против Белорусского руководства. Кроме того, в марте было перенесено без указания конкретной даты первое заседание парламентской ассамблеи Восточного партнерства – Евронеста, в связи с отсутствием компромисса между Европарламентом и белорусскими властями относительно состава белорусской делегации на этом заседании. Наконец, еще одна волна критики со стороны институтов ЕС была обусловлена новыми случаями применения смертной казни в Беларуси. В целом, события произошедшие в последнее время свидетельствуют об исчерпанности потенциала формата отношений между Беларусью и ЕС.
Отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья по вопросу торговли остаются неустойчивыми. По итогам 2009 г. дефицит торговли товарами составил USD 7.3 млрд, увеличившись на 6.9% г/г (13.1% г/г в ян-варе-ноябре) и составив 14.9% от ВВП (11.3% в 2008 г.). В целом за 4 квартал дефицит торговли снизился на 12.7% г/г, тогда как в 3 квартал на 43.6% г/г.
Отрицательное сальдо в торговле с Россией в декабре выросло на 43.3% г/г и 3.3% м/м и составило USD 1.1 млрд. В декабре экспорт в страны вне СНГ вырос как в годовом, так и в помесячном выражении (37.3% г/г и 8.9% м/м), а импорт сократился на 9.2% г/г, но вырос по сравнению с ноябрем на 34.4% м/м.
Рост экспорта был обусловлен ростом поставок нефтепродуктов на 18,7% м/м за счет роста физического объёма на 13.5% м/м и цен на 4.5% м/м, а также ростом экспорта черных металлов на 82.1% м/м. Существенный прирост импорта в декабре на четверть был обусловлен ввозом легковых автомобилей в преддверии введения новых более высоких пошлин из-за вступления Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. В целом, по итогам декабря можно говорить о том, что тенденция восстановления спроса на основных экспортных рынках пока не является устойчивой.
Основной программный документ, определяющий формирование инвестиционной политики в нашей стране, — Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, одобренная правительством в 2002 году.
Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а также законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. Цель Программы — привлекать в экономику страны начиная с 2003 года не менее $1 млрд и к 2010 году выйти на объемы свыше $10 млрд.
При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Эти страны достигли значительных успехов в эффективном использовании внешних инвестиций для развития своего экономического потенциала.
Беларусь является участницей Вашингтонской конвенции 1965 г. "О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". Беларусь также участвует в Сеульской конвенции 1985 г. "Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". Республикой подписано около 50 двусторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций с такими странами, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Чехия, Китай, Турция, Египет, Кипр и др. Беларусь заключила более 40 договоров об избежании двойного налогообложения.