Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 03:17, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия национальной экономики и измерение результатов ее функционирования.
Для достижения поставленной цели, автором были поставлены и решены следующие задачи:
1 Изучен и изложен теоретический материал посвященный понятию национальная экономика, изложены цели и задачи национальной экономики, описана методика измерения результатов;
2 Проведен анализ динамики основных результатов характеризующих эффективность развития национальной экономики: ВВП, ВНП, ЧВП, НД, ЛРД в Республике Беларусь за 2006-2010 гг.;
3 Изложены основные проблемы экономического роста в Республике Беларусь и проведен анализ перспектив развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Содержание

Введение 3
1 Национальная экономика: цели, задачи и показатели экономической эффективности 5
1.1 Предпосылки становления национальной экономики Республики Беларусь 5
1.2 Национальная экономика Республики Беларусь, ее цели и задачи на
современном этапе 8
1.3 Показатели экономической эффективности национальной экономики 11
2 Анализ динамики показателей экономической эффективности национальной экономики Республики Беларусь 14
2.1 Динамика ВВП, ВНП и НД Республики Беларусь 14
2.2 Экономический рост как индикатор развития национальной хозяйственной системы 17
2.3 Динамика социально-экономического развития Республики Беларусь 20
3 Перспективы развития национальной экономики Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список используемых источников 31

Работа состоит из  1 файл

Тема.doc

— 417.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение              3

1 Национальная экономика: цели, задачи и показатели экономической эффективности              5

1.1 Предпосылки становления национальной экономики Республики Беларусь              5

1.2 Национальная экономика Республики Беларусь, ее цели и задачи на
современном этапе              8

1.3 Показатели экономической эффективности национальной экономики              11

2 Анализ динамики показателей экономической эффективности национальной экономики Республики Беларусь              14

2.1 Динамика ВВП, ВНП и НД Республики Беларусь              14

2.2 Экономический рост как индикатор развития национальной хозяйственной системы              17

2.3 Динамика социально-экономического развития Республики Беларусь              20

3 Перспективы развития национальной экономики Республики Беларусь              25

Заключение              29

Список используемых источников              31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы курсовой работы: «Национальная экономика: цель, развитие и измерение результатов» заключается в том, что национальная  экономика   является   исторически   сложившейся   системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой  отраслей  и видов производств, охватывающей существующие  в  народном  хозяйстве  формы общественного труда и попытки измерения уровня экономического развития и совокупных доходов предпринимались  П. Буагильбером. Подсчет государственных доходов в России был впервые осуществлен в конце XVIII века И. Ф. Германом. Однако систематическим и рациональным национальное счетоводство стало лишь с формированием методологических предпосылок макроэкономики, т. е. в  XX в.

Национальное счетоводство – один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов. Эта роль определяется функциями национального счетоводства как инструмента экономической политики, экономического прогнозирования, оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран, связи экономической теории с практикой.

До 80-ых гг. для измерения национального богатства использовался материально-вещественный подход. При этом существовали две альтернативные системы: система национальных счетов (СНС) и  баланс народного хозяйства (БНХ). С вступлением развитых государств в постиндустриальную  стадию  возникла  необходимость   создания    новой  концепции национального богатства и смены ее парадигмы. Только здоровый человек и сохраненная для будущих поколений природа являются настоящей ценностью и итогом национального богатства, поэтому при его измерении особое значение стали получать социальные и экологические факторы. Для этого П.Самуэльсон предложил использовать показатель чистого экономического благосостояния – ЧЭБ.

Проблеме измерения результатов национальной экономики и национального счетоводства отдельно посвящена глава в учебнике В.И. Шимова: «Национальная экономика» в котором изложены ключевые моменты функционирования современной СНС в Республике Беларусь. Она представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб. Она содержит более 500 различных стандартных счетов, которые дополняются 25 вспомогательными  таблицами.

В основе СНС лежит использование статистического межотраслевого баланса. (МОБ) производства и распределения продукции, имеющий ряд модификаций. МОБ представляет собой шахматную таблицу и может быть «большим» и «малым», в зависимости от числа включенных отраслей. В настоящее время одним из наиболее известных является межотраслевой баланс В. Л. Леонтьева, получившего название «Затраты – выпуск». Это связано с тем, что отрасли национальной экономики выступают как производители и формируют предложение благ и услуг, продавая их другим отраслям. Эти же отрасли выступают как потребители, и в этом качестве они формируют спрос, являются покупателями материальных благ и услуг других отраслей.

Кроме того в учебном пособие О.И. Приходченко «Национальная экономика Беларусь», подробно описываются цели и развитие национальной экономики Республики Беларусь на современном этапе. Подробно изложена методика прогнозирования роста ВВП в долгосрочной перспективе как ключевого показателя роста национальной экономики.

Целью написания курсовой работы является раскрытие понятия национальной экономики и измерение результатов ее функционирования.

Для достижения поставленной цели, автором были поставлены и решены следующие задачи:

1 Изучен и изложен теоретический материал посвященный понятию национальная экономика, изложены цели и задачи национальной экономики, описана методика измерения  результатов;

2              Проведен анализ динамики основных результатов характеризующих эффективность развития национальной экономики: ВВП, ВНП, ЧВП, НД, ЛРД в Республике Беларусь за 2006-2010 гг.;

3              Изложены основные проблемы экономического роста в Республике Беларусь и проведен анализ перспектив развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Объектом написания курсовой работы является национальная экономика и методика измерения ее результатов.

Предметом написания курсовой работы является национальная экономика, национальная система счетоводства, проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь.

В процессе написания курсвой работы автором были испольхзованы следующие методы исследования: метод сравненияметод наблюдения, метод обобщения  теоретического  и   практического материала, анализ динамики экономических показателей, метод табличного и графического представления аналитической информации.

В процессе написания курсовой работы были использованы как отечественные так и зарубежные учебники экономической теории, макроэкономике, статистические сборники, периодические издания по экономической тематике.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

1 Национальная экономика: цели, задачи и показатели экономической эффективности

 

1.1 Предпосылки становления национальной экономики Республики Беларусь

 

Специфика переходной экономики. В переходный период от административно-командной системы (АКС) к новой эконо­мической системе рыночного типа возникает масса крайне сложных и весьма специфических задач.

Принципиально важное значение имеет закрепление в обще­ственном сознании истинных причин кризиса АКС. Стратеги­ческое значение приобретает вывод о том, что данный кризис имеет системный характер. Это ориентирует на демонтаж АКС, на последовательное заимствование опыта институционального строительства, накопленного передовыми странами мира.

В переходный период «Макроэкономика» призвана опреде­лить основные черты новой экономической системы, а также пути и методы ее формирования.

Надо учитывать, что в переходной экономике кризисные явления образуют единый комплекс торможения. Наличие та­кого комплекса не позволяет приступить к интенсивному про­ведению широкомасштабных преобразований национального производства, включая и столь необходимые структурные сдви­ги. Это придает особое значение разработке и осуществлению специальных антикризисных программ.

Известный белорусский экономист, профессор И.М. Лемешевский по этому поводу пишет: - «Известно, что кризис АКС рельефно обнаружился через тотальную незаинтересованность наемного работника повышать производительность труда. Надо признать, что в переходный период цроблема формирования эффективного собственника сохраняется. Она касается не только государственных, но и ча­стных предприятий. Решение данной проблемы во многом за­висит от формируемого макроэкономического окружения, включая систему налогообложения, законодательную базу, социаль­ное партнерство и т. д.» [1, с. 36]

Для успешного осуществления указанных трансформацион­ных процессов необходимы достаточные предпосылки и усло­вия, создание которых позволит придать экономической систе­ме качественные и количественные характеристики зрелой на­циональной экономики (суверенность, целостность, социаль­ность, рыночность, эффективность, национальную ориентиро­ванность, внешнюю открытость):

-              общесистемные — носят конституционно-правовой, ми­ровоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

-              системные — включают единство экономического, инсти­туционально-правового пространства, общность характера хо­зяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

-              внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффек­тивности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Анализ международного опыта эволюции рыночных эконо­мик показывает, что многие страны мира развивались под воз­действием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию ев­ропейской культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени инди­видуальной предприимчивости, растущей дифференциации об­щественных структур) во многих странах мира смогли одновре­менно вызреть множественные предпосылки развития рыноч­ной экономики: экономические, правовые, политические, идей­но-культурные, социально-психологические, цивилизационные,

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпо­сылками выступают первичность суверенитета, открытость эко­номики страны, многовекторность внешней политики, стабиль­ность стратегических приоритетов международного сотрудни­чества и дипломатических отношений, глубокое знание и прог­ноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченны­ми сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения сво­их потребностей в разнообразных товарах и услугах посредст­вом торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в боль­шой степени зависит от экспортных товарных потоков в Рос­сию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения ка­чества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития нацио­нальной экономики.

Внутриполитическими предпосылками являются совер­шенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, опти­мизация государственных структур управления, формирова­ние общественных объединений и повышение гражданской ак­тивности.

Важнейшей предпосылкой является и уважение социаль­ных, социально-психологических, культурных, ценностных ори­ентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллек­тивизма, дружбы народов, — это мощный социальный потен­циал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и разви­тия национальной экономики обеспечивается также совокуп­ностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее реги­онов и секторов экономики, регулирующей отношения собст­венности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизвод­ства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Граждан­ским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодек­сами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет спе­цифики страны в сфере экономики, Беларусь располагает дол­говременными факторами развития: высококвалифицирован­ным кадровым, значительными научно-техническим, промыш­ленным и агропромышленным потенциалами, большими запа­сами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негатив­ные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; фи­зически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспо­собность многих видов продукции и услуг и др. Данные явле­ния должны объективно оцениваться при формировании потен­циала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает соз­дание внутрисистемных условий перевода экономики на инно­вационный, высокотехнологический, наукоемкий тип разви­тия, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, техноло­гической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправлен* ности, тактической гибкости, структурной гармоничности, уче­та социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффектив­ного хозяйствования.

Данные предпосылки носят двойственный характер, С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требования­ми к преобразованию государства, общества, экономики, обес­печению политической и социальной стабильности в стране [2, с. 24].

Подводя итоги данного раздела курсовой работы отметим:

Принято считать, что в переходный период функционирует так называемая переходная экономика — особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикаль­ные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением социальной ориентации и рыночных принципов хозяйствования. Известно так­же, что переходная экономика не имеет будущего. Это времен­ное, неустойчивое и крайне противоречивое формирование.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, импе­ративов комплексно и последовательно включаются в програм­мы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

 

1.2 Национальная экономика Республики Беларусь, ее цели и задачи на современном этапе

 

Национальная экономика как область хозяйственной деятельности - это хозяйственная система страны, отвеча­ющая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия функционирования:

-              суверенитет наций и государства;

-              территориальная целостность;

-              единство экономического пространства и юридической среды;

-              общность характера хозяйственных институтов, вклю­чая институт собственности;

-              наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;

-              развитость внутреннего рынка и стабильность внешне­экономических и геополитических отношений;

-              эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации [3, с. 9].

Состав национальной экономики может рассматриваться в различных аспектах. В связи с этим выделяют ее различные структуры.

Показатель воспроизводственной структуры дает пред­ставление о соотношении факторов, определяющих динамику развития в перспективе, т. е. соотношение между долями пот­ребления и накопления, между конечным и промежуточным продуктом и др. Это позволяет судить об инвестиционных возможностях национальной экономики.

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, социальной ориентации, науко-емкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения и др.

Технологическая структура конкретизирует эти при­оритеты данными о динамике соотношений между традици­онными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

Региональная (территориальная) структура отражает пропорции в размещений и комплексном развитии производства.

Институциональную структуру характеризует с развития форм организации и управления производством.

Социальная структура отражает соотношение социаль­ных групп (в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, дохо­ды, квалификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур отражают сложность на­родного хозяйства, механизм взаимодействия его составных элементов [4, с. 243].

Национальная экономика каждой страны стремится достичь определенных задач. Основной функциональной задачей национальной экономики Республики Беларусь является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда целей.

1) Стабильный, устойчивый экономический рост означает устойчивый рост объема производства товаров и услуг в стране без спадов и кризисов, что и создает возможность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление.

Степень достижения этой цели характеризуют такие показатели как темпы прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) в целом или на душу населения.

2) Стабильный уровень цен. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового внутреннего продукта, снижают занятость населения. Низкие цены привлекают потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавный регулируемый рост, который отвечает точке равновесия спроса и предложения. Уровень стабильности цен проверяется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). Для его расчета используют так называемую "потребительскую корзину", в которую включаются все товары и услуги, покупаемые и оплачиваемые средним жителем страны. Сумма всех цен на них – есть цена потребительской корзины.

3) Высокий уровень занятости. Он достигается, когда каждый желающий получить работу находит ее. Если же не все желают получить работу, то это означает, что полная занятость не охватывает все трудоспособное население. Кроме того, в любой стране в каждый момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Наряду с этим всегда существует структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест структуре имеющейся рабочей силы. Таким образом, полная занятость, как правило, составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

4) Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильности обменного курса национальной валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс – величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

5) Достижение высокой эффективности производства, которая предполагает получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Необходимо отметить, что в данном случае общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо обеспечить и достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

6) Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной экономики справедливыми будут те доходы от вложенных факторов производства, которые будут определяться эффективностью производящих ресурсов. Однако в обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т л.), которые не владеют ни одним из факторов производства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не получают рыночного дохода и занятые в производстве общественных товаров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) или путем вмешательства в механизм ценообразования, введения законодательства о минимальной заработной плате, установления закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.

7) Защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека. Эта очень важная цель, ибо загрязнение окружающей среды пагубно влияет на здоровье людей, на продолжительность их жизни. В тоже время, издержки на защиту окружающей среды увеличиваются, а это приводит к уменьшению ВВП, из которого они удерживаются, и в конечном итоге ухудшается благосостояние населения. И тем не менее задача национальной экономики состоит в том, чтобы обеспечить охрану окружающей среды, создание и внедрение технологий, обеспечивающих безотходное производство, развитие медицины и т.д. В различных экономических системах реализация этой цели имеет свои особенности и во многом обусловлена экономической политикой государства. В Республике Беларусь вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов тесно связаны с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

8) Экономическая свобода. Все субъекты национальной экономики должны обладать в своей хозяйственной деятельности высокой степенью свободы, что стимулирует поиск путей роста эффективности производства [5, с. 222].

Подводя итоги данного раздела курсовой работы отметим:

Национальную экономику можно определить как исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. систему, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. В соответствии с этим экономика страны включает в себя производственную (материальное и нематериальное производство) и непроизводственную сферы.

Целевой функцией национальной экономики является удов­летворение потребностей человека. Структура человеческих по­требностей предопределяет наличие на каждом этапе системы целей. Цели могут взаим о дополнять друг друга, а могут вступать в противоречие. Общество должно разработать «систему при­оритетов» в реализации определенных им целей. Общепризнан­ными являются следующие цели:

-              стабильный, устойчивый экономический рост;

-              стабильный уровень цен;

-              высокий уровень занятости;

-              стабильные положительные результаты внешней торговли;

-              защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека.

Наряду с общими целями национальной экономики важно различать конкретные задачи ее развития. Применительно к на­циональной экономике Беларуси весьма актуальны вопросы осуществления радикальной реформы, обеспечения соответст­вующих структурных сдвигов. Экономическая политика должна включать вопросы технического перевооружения, закрепления устойчивых источников энергоносителей, ресурсосбережения, экономической интеграции, включения в экономические процес­сы Европейского союза, валютной самоокупаемости, высокоэф­фективного функционирования государственного сектора, транс­формации «колхозно-совхозного строя» и т. д.


 

1.3 Показатели экономической эффективности национальной экономики

 

Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурирован­ных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная эконо­мика является подсистемой, управляемой общественными и ес­тественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели эко­номики, которые она реализует через свои институты и функ­ции. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельно­сти нации, удовлетворение ее растущих материальных и духов­но-культурных потребностей, повышение уровня благосостоя­ния. В связи с этим базовыми функциями экономической систе­мы страны являются производство, распределение, обмен, по­требление материальных благ и услуг.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и воз­можностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатыва­ют в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рам­ках информационных систем государственные статистические службы — в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа.

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населе­нии, его занятости, уровне жизни, данные о.национальном бо­гатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, ин­вестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве [7, с. 279].

Цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистиче­ской информации: всем субъектам хозяйствования — для вы­работки рыночной стратегии, научным организациям — для научных исследований и прогнозирования, государственным структурам — для формирования экономической политики.

Основные статистические показатели рассчитываются в сис­теме национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязан­ных показателей, применяемых для описания и анализа макро­экономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко­номический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта [6, с.407].

Валовой национальный продукт (BHП) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведенной на предприятиях, принадлежащих иностранцам.

Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми являются понятия «конечный продукт», «промежуточный про­дукт», «повторный счет» и «добавленная стоимость».

Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для ко­нечного потребления, т. е. не используемых для промежуточного потребления.

Промежуточное потребление товаров и услуг - это использо­вание приобретенных товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.

Промежуточный продукт представляет собой стоимость то­варов и услуг, произведенных в данном году и приобретенных для промежуточного потребления, т. е. для дальнейшей перера­ботки или перепродажи.

При подсчете ВВП возникают различные проблемы. Главная из них - проблема повторного счета. Дело в том, что многие произведенные продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд р. Затем из этого металла бы­ли изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд р. Стои­мость всех произведенных продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд р. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действитель­но валовой продукт будет меньше на сумму повторного счета, т. е. меньше на 4 млрд р., которые составляют стоимость метал­ла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд р. из 10 млрд р. стоимости автомобилей, мы полу­чим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд р. (4+6 = 10) [8, с. 168].

Точно так же проблема повторного счета решается при под­счете ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счета, из стоимости произведенной продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, т. е. стоимость промежуточ­ного продукта. В итоге остается стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.

На практике стоимость конечного продукта называют добав­ленной стоимостью. В нашем примере стоимость автомобилей (10 млрд р.) включает стоимость металла, из которого они изго­товлены (4 млрд р.). Эти 4 млрд р. составляют стоимость проме­жуточного продукта (промежуточное потребление), а оставшие­ся 6 млрд р. - стоимость конечного продукта, или добавленную стоимость.

Добавленная стоимость - это стоимость, добавленная пере­работкой. Представляет собой разность между стоимостью про­изведенной продукции и стоимостью предметов труда, исполь­зованных в производстве этой продукции.

Существуют и другие показатели СНС, используемые в мак­роэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:

-              чистый внутренний продукт;

-              национальный доход;

-              располагаемый доход.

Чистый внутренний продукт - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потребленно­го в производстве.

Национальный доход представляет собой совокупный доход общества, произведенный в экономике и полученный владель­цами всех факторов производства. Он рассчитывается как разни­ца между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, по­лученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.

Располагаемый доход - это доход, остающийся в распоряже­нии домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.

Соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений, формулы (1-4):

 

                                            ВВП = С + I + G + NX,                                                 (1)

 

где Сличные потребительские расходы;

       I – валовые инвестиции;

      G – государственные закупки товаров и услуг;

      NX – чистый экспорт.

 

                                   ВНП = ВВП + чистый доход из-за рубежа,                                 (2)

 

где  ВНП валовой нацио­нальный продукт.

 

                                          ЧВП = ВВП – амортизация,                                                   (3)

 

где  ЧВП чистый внутренний продукт.

 

                                            НД = ЧВП – косвенные налоги,                                           (4)

 

где НД – на­циональный доход [9, с. 235].

 

Подводя итоги данного раздела курсовой работы отметим:

Основная цель СНС - описание взаимоувя­занных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Поэтому для макроэкономики важно понимание национального счетоводства как комплексной системы понятий и категорий, которые объяс­няют создание распределения, перераспределения и использова­ния национального продукта и национального дохода в эконо­мической системе.

СНС изучает и фиксирует процесс создания распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Посредством национального счетоводства мож­но определить макроэкономические показатели состояния эко­номики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести срав­нительный анализ экономических потенциалов разных стран.

 

 

 

 

2 Анализ динамики показателей экономической эффективности национальной экономики Республики Беларусь

 

2.1 Динамика ВВП, ВНП и НД Республики Беларусь

 

В таблице 1 «Динамика ВВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг.» представлены данные по динамике ВВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг., в текущих ценах отчетного периода, по динамики ВВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг., в постоянных ценах в процентах к предыдущему году, а так же динамика индекс-дефлятора ВВП, в разах к предыдущему году. 

 

Таблица 1 – Динамика ВВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

79267,0

97165,3

129790,8

137442,2

162963,6

Отклонение (+,-), в млрд р. к предыдущему периоду

-

17898,3

32625,5

7651,4

25521,4

Темп роста, в % к предыдущему периоду

-

122,6

133,6

105,9

118,6

Валовой внутренний продукт (в постоянных  ценах),  в % к предыдущему периоду

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

Изменение в п.п. к предыдущему периоду

-

-1,4

+1,6

-10,0

+7,4

Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году

1,1

1,1

1,2

1,1

1,1

 

Источник: собственная разработка на основании [10, с. 300].

 

Как видно из таблицы 1,  ВВП в Республике Беларусь (в текущих ценах) за 2006-2010 гг.,  имел тенденцию роста: в 2007 году относительно 2006 года рост в абсолютном выражении составил 17898,3 млрд р., в относительном темп роста составил 122,6 %;  в 2008 году относительно 2007 года рост в абсолютном выражении составил 32625,5 млрд р., в относительном темп роста составил 133,6 %;  в 2009 году относительно 2008 года рост в абсолютном выражении составил 7651,4 млрд р., в относительном темп роста составил 105,9 %; в 2010 году относительно 2009 года рост в абсолютном выражении составил 25521,4 млрд р., в относительном темп роста составил 118,6 %.

Кроме того, ВВП в Республике Беларусь (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему периоду, в период 2006-2010 гг., так же имел положительную динамику, и в 2006 году относительно 2005 года составил 110,0 %;  в 2007 году относительно 2006 года составил 108,6 %; %;  в 2008 году относительно 2007 года составил 110,2 %; %;  в 2009 году относительно 2008 года составил 100,2 %; %;  в 2010 году относительно 2009 года составил 107,6 %.

Индекс-дефлятор ВВП в разах к предыдущему году в 2006, 2007, 2009 и 2010 гг. составил 1,1 раза, в 2008 году – 1,2 раза.

В таблице 2 «Динамика ВНП Республики Беларусь за 2006-2010 гг.», представлены данные по динамике  ВНП Республики Беларусь за 2006-2010 гг., в текущих ценах отчетного периода.

 

Таблица 2 – Динамика ВНП Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

79267,0

97165,3

129790,8

137442,2

162963,6

Чистый доход из-за рубежа, в млрд р.

611,0

687,5

750,6

905,3

1327,5

Валовой национальный продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

79878,0

97852,8

130541,4

138347,5

164291,1

Отклонение ВНП (+,-), в млрд р. к предыдущему периоду

-

17974,8

32688,6

7806,1

25943,6

Темп роста ВНП, в % к предыдущему периоду

-

122,5

133,4

106,0

118,8

        

Источник: собственная разработка на основании [11, с. 44].

 

Как видно из таблицы 2 ВНП в Республике Беларусь (в текущих ценах) за 2006-2010 гг.,  так же как и ВВП имел тенденцию роста: в 2007 году относительно 2006 года рост в абсолютном выражении составил 17974,8 млрд р., в относительном темп роста составил 122,5 %;  в 2008 году относительно 2007 года рост в абсолютном выражении составил 32688,6 млрд р., в относительном темп роста составил 133,4 %;  в 2009 году относительно 2008 года рост в абсолютном выражении составил 7806,1 млрд р., в относительном темп роста составил 106,0 %; в 2010 году относительно 2009 года рост в абсолютном выражении составил 25943,6 млрд р., в относительном темп роста составил 118,8 %.

Сравнивая данные по темпам роста ВВП и ВНП из таблицы 2, видно, что в Республике Беларусь суммы ВВП и ВНП, отличаются  не значительно.

В таблице 3 «Динамика ЧВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг.», представлены данные по чистому валовому продукту Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

  

Таблица 3 – Динамика ЧВП Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

79267,0

97165,3

129790,8

137442,2

162963,6

Амортизация, млрд р.

21132,6

16498,5

12892,5

15814,2

29894,1

Чистый внутренний продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

58134,4

80666,8

116898,3

121628,0

133069,5

Отклонение ЧВП (+,-), в млрд р. к предыдущему периоду

-

22532,4

36231,5

4729,7

11441,5

Темп роста ЧВП, в % к предыд. периоду

-

138,8

144,9

104,0

109,4

            

Источник: собственная разработка на основании [10, с. 280, 286].

 

Как видно из таблицы 3 ЧВП в Республике Беларусь (в текущих ценах) за 2006-2010 гг.,  так же как и ВВП имел тенденцию роста: в 2007 году относительно 2006 года рост в абсолютном выражении составил 22532,4 млрд р., в относительном темп роста составил 138,8 %;  в 2008 году относительно 2007 года рост в абсолютном выражении составил 36231,5 млрд р., в относительном темп роста составил 144,9 %;  в 2009 году относительно 2008 года рост в абсолютном выражении составил 4729,7 млрд р., в относительном темп роста составил 104,0 %; в 2010 году относительно 2009 года рост в абсолютном выражении составил 11441,5 млрд р., в относительном темп роста составил 109,4 %.

В таблице 4 «Динамика НД Республики Беларусь за 2006-2010 гг.», представлены данные по национальному доходу Республики Беларусь за
2006-2010 гг. 

  

  Таблица 4 – Динамика НД Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

Чистый внутренний продукт (в текущих ценах),  в млрд р.

58134,4

80666,8

116898,3

121628,0

133069,5

Косвенные налоги, в млрд р.

17647,8

23717,7

33672,0

29952,6

31211,4

Национальный доход, в млрд р.

43261,2

59591,0

86398,5

94513,0

104947,3

Отклонение НД (+,-), в млрд р. к предыдущему периоду

-

16329,8

26807,5

8114,5

10434,3

Темп роста НД, в % к предыд. периоду

-

137,7

145,0

109,4

111,0

         

Источник: собственная разработка на основании [10, с. 304].

 

Как видно из таблицы 4 НД в Республике Беларусь (в текущих ценах) за 2006-2010 гг.,  так же как и ВВП имел тенденцию роста: в 2007 году относительно 2006 года рост в абсолютном выражении составил 16329,8 млрд р., в относительном темп роста составил 137,7 %;  в 2008 году относительно 2007 года рост в абсолютном выражении составил 26807,5 млрд р., в относительном темп роста составил 145,0 %;  в 2009 году относительно 2008 года рост в абсолютном выражении составил 8114,5 млрд р., в относительном темп роста составил 109,4 %; в 2010 году относительно 2009 года рост в абсолютном выражении составил 10434,3 млрд р., в относительном темп роста составил 111,0 %.

Еще, одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагае­мый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Расчет ЛРД представлен в таблице 5 «Динамика ЛРД Республики Беларусь за 2006-2010 гг.».

 

Таблица 5 – Динамика ЛРД Республики Беларусь за 2006-2010 гг. 

Показатель

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

Личный располагаемый доход (в текущих ценах),  в млрд р.

79033,9

97033,9

129012,9

135659,1

161692,5

из них:

 

 

 

 

 

- оплата труда работников, в млрд р. (+)

64458,5

77970,8

101944,2

108089,6

126715,3

Окончание таблицы 5

1

2

3

4

5

6

- прочие поступления, в млрд р. (+)

27951,9

35476,0

49084,0

49711,7

58976,2

- налоги, в млрд р. (-)

17647,8

23717,7

33672,0

29952,6

31211,4

- субсидии, в млрд р. (+)

4271,3

7304,8

11656,7

7810,4

7212,4

Отклонение ЛРД (+,-), в млрд р. к предыдущему периоду

-

18000,0

31979,0

6646,2

26033,4

Темп роста ЛРД, в % к предыд. периоду

-

122,8

133,0

105,2

119,2

 

Источник: собственная разработка на основании [10, с. 304].

 

Как видно из таблицы 5 личный располагаемый доход в Республике Беларусь (в текущих ценах) за 2006-2010 гг.,  так же как и ВВП имел тенденцию роста: в 2007 году относительно 2006 года рост в абсолютном выражении составил 18000,0 млрд р., в относительном темп роста составил 122,8 %;  в 2008 году относительно 2007 года рост в абсолютном выражении составил 31979,0 млрд р., в относительном темп роста составил 133,0 %;  в 2009 году относительно 2008 года рост в абсолютном выражении составил 6646,2 млрд р., в относительном темп роста составил 105,2 %; в 2010 году относительно 2009 года рост в абсолютном выражении составил 26033,4 млрд р., в относительном темп роста составил 119,2 %.

Подводя итоги данного раздела курсовой работы отметим, что в целом по Республике Беларусь за последзние пять лет с 2006 по 2010 гг. наблюдается рост основных макроэкономических показателей, характеризующихз степень развития национальной экономики, ВВП, ВНП, ЧВП, НД, ЛРД.

Динамика валового внутреннего продукта складывается таким образом, что наряду с ростом номинальных показателей, ВВП в текущих ценах, наблюдается и рост реальных показателей (ВВП в постоянных ценах), т.е. ВВП скоректированное на ИПЦ или же индекс-дефлятор ВВП.

 

2.2 Экономический рост как индикатор развития национальной хозяйственной системы

 

Экономический рост представляет собой одну из  важнейших  макроэкономических категорий, которая, является показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способностью экономической системы удовлетворять растущие потребности населения и повышать качество жизни. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью и т.д.

Хотя проблемы экономического роста является важнейшей проблемой экономической теории XX в., однако понятие экономического роста восходит к трудам экономистов XVIII—XIX вв. (Ж.-Б. Сэя, И. фон Тютена и др.), только в конце 30-х годов XX столетия изучение этой проблемы стало осуществляться в рамках самостоятельной теории.

Родоначальниками теории роста считаются американский экономист Е. Домар и англичанин Р. Харрод, стоявшие на неокейнсианских позициях. В современной экономической теории можно выделить три ведущих направления в изучении этого процесса. Первое направление — это неоклассические теории роста, основывающиеся на положениях о рыночной саморегуляции, разработанных А. Маршаллом, Л. Вальрасом. Ведущим идеологом этого направления в настоящее время считают М. Фридмена. Второе направление представлено неокейнсианскими теориями, объединяющими несколько течений (Д. Тобин, О. Симомура, С. Фудзино). Третье направление, только формирующееся, которое называют эволюционным, представляет собой трактовку экономического развития, основанную на работах К. Маркса, И. Шумпетера, Дж. Ст. Милля. Все вышеперечисленные направления сходны отсутствием четких границ между теориями роста и теориями равновесия, циклов и кризисов, проблем воспроизводства, теорий и практики государственного регулирования.

В отечественной науке исследования экономического роста первоначально велись в рамках обоснования и объяснения темпов роста с использованием общепринятого в мировой практике математического аппарата, применение которого осуществлялось с учетом специфики планового ведения хозяйства. Внимание к проблемам экономического роста усилилось в конце
70-х годов, когда появились закономерности в замедлении темпов роста советской экономики [12, с. 446].

В экономической литературе встречаются следующие определения понятия экономического роста:

- экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующее решению проблемы ограниченности ресурсов и повышения уровня жизни [13, с. 264];

- экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны [14, с. 174];

- экономический рост – это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.

Во всех перечисленных определениях ключевыми являются:

- тенденция: «увеличение», «продолжительный прирост», «долгосрочная тенденция увеличения»;

- реальное увеличение ВВП «общественный продукт», «производственный потенциал», «реальный ВВП».

Увеличение реального ВВП, а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реаль­ного объема производства.

Главная цель экономического роста — рост благосостояния и увеличение национального богатства. Чем больше производственный потенциал страны и чем выше темпы экономического роста, тем выше уровень и качество жизни. Как однажды заметил известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Лукас (Robert Lucas): «Значение этих проблем для благосостояния человечества таково, что, начав размышлять над ними однажды, невозможно думать о чем-либо другом».

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: меж­ду ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения произ­водственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффектив­ного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении про­изводственных возможностей не все общественные потребности удовлетворяются. Общественные потребности всегда первичны по отношению к производственным ресурсам, хотя возникают они только тогда, когда производство продуктов, удовлетворяющих эти потребности, уже освоено либо производителями данной страны, либо поставщиками импортируемой продукции. Это объясняется тем, что возникшая потребность постепенно превращается в мас­совую, что предполагает непрерывное развитие производства.

Развитие производственных возможностей обусловливается не только и не столько количественным ростом общественных потреб­ностей, сколько изменением их структуры, повышением в структуре потребительских предпочтений доли одних потребностей и уменьшением доли других. Производственные ресурсы и структура выпуска, как правило, не могут изменяться столь же быстро, как структура потребностей. Это обусловлено тем, что для возникнове­ния новой потребности в продукте или услуге достаточно факта их одномоментного производственного освоения, т.е. появления на рынке нового товара, отвечающего своей ценой и качеством пла­тежеспособным запросам потребителей. В то же время для массово­го освоения производства данного товара необходим известный период. Производители могут добиться лишь минимизации такого отставания, но не его постоянного устранения.

Отсюда следует, что стремление основных субъектов экономи­ки к экономическому росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные ус­ловия производства далеко не всегда позволяют реализоваться по­тенциалу роста. В этих условиях наступает депрессия или экономи­ческий спад, которые могут быть обусловлены как внутренними экономическими факторами, так и внешними по отношению к на­циональной экономике (например, войнами, изменениями внутренней или международной политики и т. д.) [15, с. 440].

Подводя итоги данного раздела курсовой работы отметим:

Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном ин­тервале.

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: меж­ду ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может.

 

 

 

 

2.3 Динамика социально-экономического развития Республики Беларусь

 

В таблице 6 «Данные по социально-экономическому развитию Республики Беларусь за 2008-2010 года» представлены данные социально-экономического развития Республики Беларусь за 2008-2010 гг.

 

Таблица 6 – Данные по социально-экономическому развитию Республики Беларусь за 2008-2010 года

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Численность населения, тыс. чел.

9514,0

9500,0

9481,0

Среднегодовая численность населения занятого в экономике

4611

4644

4666

Численность зарегистрированных безработных, в % к экономически активному населению

0,8

1,3

1,0

Валовой внутренний продукт, млрд р. (номинальный)

129791,0

137442,0

162964,0

Продукция промышленности, млрд р.

130830,0

127316,0

165214,0

Производство потребительских товаров, млрд р.

29298,0

32747,0

41289,0

Продукция сельского хозяйства, млрд р.

25052,0

26595,0

35613,0

Инвестиции в основной капитал, млрд р.

37202,0

43378,0

54218,0

Объемы внешней торговли Республики Беларусь млн долл. США

78597,3

55247,8

67077,6

- экспорт

36992,3

24865,0

29826,0

- импорт

41605,0

30382,8

37251,6

- сальдо

-4612,7

-5517,8

-7425,6

 

Источник: [16, с. 35].

 

Как видно из данных таблицы 3.1, численность населения Республики Беларусь в период с   2008  по 2010 год имела тенденцию к снижению. Так в 2009 году по отношению к 2008 году численность населения Беларуси снизилась на 14,0 тыс. чел., или  на 0,15 %, в 2010 году по отношению к 2009 году численность населения уменьшилась на 19,0 тыс. чел, или на 0,2 %.

Численность занятого населения за 2008-2010 год имела тенденцию роста: в 2009 году по отношению к 2008 года численность экономически активного населения выросла на 33,0 тыс. чел., или 100,7 %, в 2010 году по отношению к 2009 году на 22,0 тыс. чел., или на 100,5 %.

Численность безработных в процентах к экономически активному населения в Республике Беларусь за 2008 и  2010 года не превышала 1 %. В 2009 году численность безработных в процентах к экономически активному населения в Республике Беларусь составила 1,3 %, что так же  является высоким показателем, поскольку 2-3 % от численности безработных в процентах к экономически активному населению является нормальным уровнем безработицы для стран с развитой рыночной экономикой.

ВВП в 2008 году составил 129791,0 млрд р., в 2009 году – 137442,0 млрд р., в 2010 году – 162964,0 млрд р. Рост в 2009 году по отношению к 2008 году в абсолютном выражении составил – 7651,0 млрд р., в относительном выражении 105,9 %, а в 2010 году по отношению к 2009 году рост в абсолютном выражении составил 25522,0 млрд р., в относительном выражении – 118,6 %.

Структура производства валового внутреннего продукта представлена на рисунке 1 «Структура ВВП Республики Беларусь за 2008-2010 гг., в %».

 

 

 

Рисунок 1 – Структура ВВП Республики Беларусь за 2008-2010 гг., в %

 

Источник: собственная разработка на основании [16, с. 31].

 

Как видно из рисунка 3.1 наибольший удельный вес в ВВП имеет производство товаров, в 2008 году – 46,2 %, в 2009 году – 44,5 %, в 2010 году – 46,3 %. Производство услуг в структуре ВВП в 2008 году занимало 37,7 %, в 2009 году – 38,8 %, в 2010 году – 37,8.  На чистые налоги и на продукты и импорт приходилось около 14,5 %, в 2008 году – 14,0 %, в 2009 году – 12,8 %, в 2010 году. На косвенно измеряемые услуги финансового посредничества в 2008 году приходилось -1,6 %, в 2009 году - -2,7%, в 2010 году - -3,1%.

Динамика инвестиций в основной капитал представлена следующими данными:

-              в 2008 году – 37202,0 млрд р.;

-              в 2009 году – 43378,0 млрд р., (рост относительно 2008 года в абсолютном выражении составил 6176,0 млрд р., в относительном выражении 116,6 %);

-              в 2010 году – 54218,0 млрд р., (рост относительно 2009 года в абсолютном выражении составил 10840,0 млрд р., в относительном выражении 125,0
%) [16, с. 7].

Валовой внутренний продукт в Республике Беларусь за 2008-2010 гг. имел тенденцию к росту не только в текущих ценах, а так же и в сопоставимых ценах к предыдущему году. В 2009 году относительно 2008 года реальный ВВП составил 100,2 %, в 2010 году относительно 2009 года реальный ВВП составил 107,6 %, индекс-дефлятор ВВП за аналогичные периоды составил – 1,1 раза.

В таблице 7 «Реальный ВВП в странах СНГ, за 2009-2010 гг., в %» приведены данные по реальному ВВП по странам СНГ за 2009-2010 года.

 

Таблица 7 – Реальный ВВП в странах СНГ, за 2009-2010 гг., в %

Страна

2009 год

2010 год

Темпы роста 2009 года к 2008 году в п.п.

Азербайджан

109,3

105,0

-4,3

Армения

85,6

102,1

16,5

Беларусь

100,2

107,6

7,4

Казахстан

101,0

107,0

6,0

Кыргызстан

102,3

98,6

-3,7

Молдова

94,0

106,9

12,9

Россия

92,2

104,0

11,8

Таджикистан

103,4

106,5

3,1

Туркменистан

106,1

109,2

3,1

Узбекистан

108,1

108,5

0,4

Украина

85,2

104,2

19,0

Средний по странам СНГ

98,5

105,4

-

 

Источник: собственная разработка на основании данных [10, с. 629].

 

Из данных таблицы 7 можно, сказать что в 2009 годы на фоне всеобщего спада производства в Республике Беларусь реальный ВВП составил 100,2 % темпы роста реального ВВП Беларусь были выше среднего по странам СНГ на 1,7 п.п. и был ниже только чем у Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.

В 2010 году темп роста реального ВВП в Республике Беларусь по отношению к прошедшему периоду вырос на 7,4 п.п., а так же был выше среднего значения по странам СНГ на 2,2 п.п. В 2010 году из стран СНГ по реальному ВВП Республика Беларусь занимала 3 место уступив лишь Узбекистану (108,5 %), Туркменистану (109,2 %).

Как видно из таблицы 6 объем внешней торговли в 2009 году по отношению к 2008 году снизился на 23349,5  млн долю США, темп роста составил 70,3 %. Увеличение отрицательного сальдо с -4612,7 млн долл. США до -5517,8 млн долл. США было достигнуто за счет роста темпов импорта над экспортом с 112,5 % в 2008 году до 122,2 % в 2009 году.

В 2010 году по отношению к 2009 году объем внешней торговли Республики Беларусь вырос с 55247,8 млн долл. США до 67077,6 млн долл. США, рост в абсолютном выражении составил 11829,8 млн долл. США, в относительном выражении 121,4. Рост отрицательного сальдо был  достигнут за счет роста темпов импорта над экспортом с 122,2 % в 2009 году до 124,9 % в 2010 году.

Наибольший вклад в формирование отрица­тельного сальдо внешней торговли товарами вносит результат экспортно-импортных опе­раций с промежуточными товарами (энерго­носители, сырье, материалы и комплектующие). Стоимостной объем экспорта промежуточных товаров по сравнению с 2008 годом снизился в 1,6 раза, импорта - на 28 %. В итоге отрицатель­ное сальдо внешней торговли по этой группе товаров достигло 5,8 млрд. долларов и по срав­нению с 2008 годом возросло на 582,1 млн дол­л. США.

Поиски новых рынков сбыта расширили гео­графию внешнеэкономических связей респуб­лики, которая в настоящее время поставляет свою продукцию на рынки 141 страны.

Стратегическим внешнеторговым партне­ром Беларуси была и остается Российская Фе­дерация, объем взаимной торговли с которой в 2010 году составил 28,0 млрд. долларов США. На долю России приходится более 30% экспорта и почти 60% импорта товаров.

В Россию поставляется свыше 90% экспор­тируемой мясной продукции, электрических трансформаторов и обуви; более 80% дорож­ной и строительной техники, двигателей внут­реннего сгорания, молочной продукции; три четверти поставляемых на экспорт холодильни­ков и морозильников, тары из пластмасс, кера­мической плитки; две трети вывозимых частей для автомобилей и тракторов, мебели; более половины грузовых автомобилей, седельных тягачей и кабельной продукции. Из России вво­зятся, в основном, энергоносители, сырье, ма­териалы и комплектующие. Доля этих товаров в общем объеме импорта из России составляет почти 90%.

Структура внешней торговли товарами Рес­публики Беларусь с отдельными странами в 2010 году представлена на рисунке 2 «Структура внешней торговли товарами Республики Беларусь с отдельными странами в 2010 году».

 

 

Рисунок 2 – Структура внешней торговли товарами Республики Беларусь с отдельными странами в 2010 году

 

Источник: [14, с. 30].

Как видно из рисунка, 2 на Украину, в Соединенное Королевство,  Нидерладны, Казахстан в прошедшем году экспорт товаров из Беларуси превышал импорт.

По остальным государством взаимосвязь товарооборота было противоположной, импорт товаров из Чехии, Франции, Турции, США, России, Польши, Китая, Италии, Германии, Венесуэлы, Бельгии превышал, экспорт товаров из Беларуси.

Основными торговыми партнерами респу­блики в 2010 году являлись: Россия (57% от обще­го объема товарооборота рассматриваемых государств), Нидерланды (6,4%), Германия (5,8%), Украина (9,0%), Польша (4,0%), Китай (4,4%), Соединенное Ко­ролевство (2,5%), Венесуэла (3,0%).

На основании вышеизложенных расчетов сделаем следующие выводы: в 2008-2010 гг. не смотря на мировой финансовый кризис, основные макроэкономические показатели Республики Беларусь характеризующие экономический рост имели тенденцию к увеличению не только в реальном но и в номинальном выражении относительно к предыдущему периоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития национальной экономики Республики Беларусь

 

На докладе Правительства и Национального банка Республики Беларусь «О работе экономики в первом полугодии 2010 года и о проектах прогнозного бюджета и денежно-кредитной политики на 2011 год» главой государства А. Лукашенко, главной целью экономического развития страны на следующий год и ближайшую пятилетку, был определен: - «Рост благосостояния людей и повышение конкурентоспособности национальной экономики».

Справедливости ради сто­ит отметить, что в целом оте­чественная экономика относи­тельно неплохо преодолела полосу препятствий, которую выстроил перед ней мировой экономический кризис.

Об­щий объем ВВП за первое  полугодие 2010 года вырос на семь процентов, и новые рынки сбыта продукции открыли в 24 странах, и рубль удержали в заданном коридо­ре. А главное, удалось не до­пустить массовых увольнений и сокращений людей, не зак­рылись заводы и фабрики, а большинство населения, по оценкам социологов, относи­тельно безболезненно пере­жило непростой период.

В один только МАЗ государство инвестировало почти триллион рублей. Цифра соизмерима с затратами западных компаний на техническое перевооружение. Но у них на выходе новые разработки, новая техника, у нас же дальше смены номера модели и незначительных косметических изменений дело не сдвинулось.

Но за многоликой статисти­кой и внешним благополучием скрываются серьезные недос­татки, и Александр Лукашенко еще во вступительном слове обозначил все пробелы испол­нительной власти, которая «провалила выполнение важ­нейших параметров прогноза на текущий год». Это сущест­венно повлияло на темпы роста валового внутреннего продукта (107 процентов при прогнозе 111 — 113 процентов). В то вре­мя, когда в мире с каждым днем растет цена на продо­вольствие и на продаже мяса и молока можно "озолотиться", мы сбавляем темпы роста в сельском хозяйстве. Сокращаются инвестиционные ресурсы на модернизацию произ­водств, а чистое поступление прямых иностранных инвести­ций в экономику страны соста­вило всего лишь 20,5 процента от прошлогоднего уровня.

Одной из проблем экономического роста национальной экономики заключается в отрицательном сальдо торгового баланса страны. Сохраняется несбаланси­рованность во внешней тор­говле, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами за полугодие соста­вило 2,4 млрд долл. США.

Один из путей решения об­щеэкономических проблем правительство видит в продаже стратегических объектов гос­собственности. Мол, выручен­ных денег как раз хватит, чтобы закрыть платежный баланс. Од­нако ведь по сути это все равно, что лечить болезнь обезболивающим, дыры в бюджете надо закры­вать экспортом рентабельной продукции.

Отдельный разговор — о привлечении инвестиций в эко­номику. Если просуммировать все инвестиционные проекты, которые были отклонены по формаль­ным основаниям, их набралось бы столько, что Национальному банку Республики Беларусь не пришлось бы ломать голову над тем, как поддержать белорус­ский рубль и пополнить золото­валютные запасы. Самый све­жий пример связан с Белорус­ским торговым домом в Ерева­не, о чем напомнил Александр Лукашенко. Армянский инвес­тор за полгода (!) выстроил ши­карное здание-картинку. А бе­лорусские чиновники, чтобы на­полнить его товарами, развели многомесячный круговорот бу­маг в природе, отписали друг другу с полтора десятка резо­люций, но торговый дом по-прежнему пуст [17, с. 2].

Объективными факторами, сдерживающими экономичес­кий рост в Беларуси, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, ее сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструк­туры. Это определяет необходимость проведения структурных преобразований, определения и реализации новых приорите­тов, ускорения НТП, привлечения инвестиций в экономику страны.

Темпы и качество экономического роста непосредственно за­висят от его типа — экстенсивного или интенсивного. Экстен­сивный тип роста основан на вовлечении в производство допол­нительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. Интенсивный тип — рост производ­ства на базе использования новых технологий, улучшения ка­чества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих. Долю интенсивных факторов и соответственно тип экономического роста можно рассчитать по формуле (5):

 

                                                                                                         (5)

 

где - Ки – коэффициент интенсификации;

Iпр – индекс роста потребленных ресурсов приведенных к единой размерности;

IВВП – индекс роста валового внутреннего продукта   

 

При расчете коэффициента интенсификации за потребленные ресурсы примем «Промежуточное потребление» из счета «Производство», системы национальных счетов.

 

 

 

Как видно из приведенных расчетов в течение 2007-2008 годов экономический рост в Республике Беларусь был экстенсивным, в 2009-2010 годах за счет удорожания углеводородных ресурсов, и экономии удалось достичь снижения потребления ресурсов, а коэффициент интенсификации составил положительное значение – свидетельствующее о интенсивном экономическом росте [2, с. 151].

Если предположить, что душевой темп прироста ВВП в Республике Беларусь составлял:

- в 2005 году 6,656 млн р. на чел.;

- в 2006 году 8,160 млн р. на чел.;

- в 2007 году 10,015 млн р. на чел.;

- в 2008 году 13,407 млн р. на чел.;

- в 2009 году 14,457 млн р. на чел.;

- в 2010 году 17,171 млн р. на чел.

В долларовом эквиваленте, это было:

- в 2005 году 3098 долл на чел.;

- в 2006 году 3805 долл. на чел.;

- в 2007 году 4673 долл. на чел.;

- в 2008 году 5125 долл на чел.;

- в 2009 году 5167 долл на чел.;

- в 2010 году 5724 долл на чел.

Темп роста ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте:

- в 2006 году относительно  2005 года – 1,228;

- в 2007 году относительно 2006 года – 1,228;

- в 2008 году относительно 2007 года – 1,096;

- в  2009 году относительно 2008 года – 1,008;

- в  2010 году относительно 2009 года – 1,108.

 

Средний темп роста:

 

 

При среднем темпе роста среднедушевого ВВП в республике Беларусь в 13,0 %, средний уровень стран ОЭСР в  29000 долл. США на 1 человека будет достигнут к 2022 году, через 13,4 лет:

лет

Если же предложить, что средний душевой ВВП в странах ОЭСР будет возрастать на 2 % в год, Республике Беларусь понадобится 25 лет для достижения уровня  западных стран:

 

лет.

 

долл. США [3, с. 136].

 

 

Рисунок 3 – Оценочные траектории  роста душевого ВВП стран ОЭСР и Беларуси

 

Источник: собственная разработка на основании материала [3, с. 136].

 

На основании вышеизложенных расчетов сделаем следующие выводы: в течение с 2005 по 2010 года Республика Беларусь демонстрирует постоянные высокие темпы роста ВВП на душу населения. При средних темпах ВВП на душу населения в Беларуси – 13,0 % в год, республика догонит западные  страны с развитой рыночной экономикой с годовым ВВП на душу населения в 29000 долл. США через 14,3 лет в 2023 году, рисунок 3.

При росте экономики стран ОЭСР -  2 % в год, Беларусь догонит страны с развитой рыночной экономикой через 16,1 лет в 2025 годы.

Однако метод простой экстраполяции не позволяет судить о том, насколько реально для республики развиваться пред­полагаемыми темпами. Если даже удастся решить вопрос со сбытом нарастающего количества продукции, то неясным остается вопрос об инвестиционном обеспечении.

Ответить на этот вопрос в какой-то мере поможет исполь­зование в оценочных расчетах производственной функции, на­пример, известной функции Кобба-Дугласа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении курсовой работы подведем итоги и сделаем следующие выводы:

1              Принято считать, что в переходный период функционирует так называемая переходная экономика — особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются радикаль­ные преобразования, связанные с постепенным преодолением административных элементов и утверждением социальной ориентации и рыночных принципов хозяйствования. Известно так­же, что переходная экономика не имеет будущего. Это времен­ное, неустойчивое и крайне противоречивое формирование.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, импе­ративов комплексно и последовательно включаются в програм­мы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

2              Национальную экономику можно определить как исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. систему, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. В соответствии с этим экономика страны включает в себя производственную (материальное и нематериальное производство) и непроизводственную сферы.

Целевой функцией национальной экономики является удов­летворение потребностей человека. Структура человеческих по­требностей предопределяет наличие на каждом этапе системы целей. Цели могут взаим о дополнять друг друга, а могут вступать в противоречие. Общество должно разработать «систему при­оритетов» в реализации определенных им целей. Общепризнан­ными являются следующие цели:

-              стабильный, устойчивый экономический рост;

-              стабильный уровень цен;

-              высокий уровень занятости;

-              стабильные положительные результаты внешней торговли;

-              защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека.

Наряду с общими целями национальной экономики важно различать конкретные задачи ее развития. Применительно к на­циональной экономике Беларуси весьма актуальны вопросы осуществления радикальной реформы, обеспечения соответст­вующих структурных сдвигов. Экономическая политика должна включать вопросы технического перевооружения, закрепления устойчивых источников энергоносителей, ресурсосбережения, экономической интеграции, включения в экономические процес­сы Европейского союза, валютной самоокупаемости, высокоэф­фективного функционирования государственного сектора, транс­формации «колхозно-совхозного строя» и т. д.

3              Основная цель СНС - описание взаимоувя­занных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Поэтому для макроэкономики важно понимание национального счетоводства как комплексной системы понятий и категорий, которые объяс­няют создание распределения, перераспределения и использова­ния национального продукта и национального дохода в эконо­мической системе.

СНС изучает и фиксирует процесс создания распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Посредством национального счетоводства мож­но определить макроэкономические показатели состояния эко­номики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести срав­нительный анализ экономических потенциалов разных стран.

4              Не смотря на мировой финансовый кризис, основные макроэкономические показатели Республики Беларусь характеризующие экономический рост имели тенденцию к увеличению не только в реальном но и в номинальном выражении относительно к предыдущему периоду.

В целом по Республике Беларусь за последзние пять лет с 2006 по 2010 гг. наблюдается рост основных макроэкономических показателей, характеризующихз степень развития национальной экономики, ВВП, ВНП, ЧВП, НД, ЛРД.

Динамика валового внутреннего продукта складывается таким образом, что наряду с ростом номинальных показателей, ВВП в текущих ценах, наблюдается и рост реальных показателей (ВВП в постоянных ценах), т.е. ВВП скоректированное на ИПЦ или же индекс-дефлятор ВВП.

5              Для решения существующих проблем и наращивание темпов экономического роста в Республике Беларусь, Правительство Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь в текущем 2011 году поставил следующие задачи:

- наращивание ВВП на 9-10 %;

- увеличение реальных денежных доходов населения на 9-10 %;

- снижение отрицательного сальдо торгового баланса страны;

- строительство около 9 млн. м2 жилья.

6              В течение с 2005 по 2010 года Республика Беларусь демонстрирует постоянные высокие темпы роста ВВП на душу населения. При средних темпах ВВП на душу населения в Беларуси – 13,0 % в год, республика догонит западные  страны с развитой рыночной экономикой с годовым ВВП на душу населения в 29000 долл. США через 14,3 лет в 2023 году, рисунок 3.

При росте экономики стран ОЭСР -  2 % в год, Беларусь догонит страны с развитой рыночной экономикой через 16,1 лет в 2025 годы.

Однако метод простой экстраполяции не позволяет судить о том, насколько реально для республики развиваться пред­полагаемыми темпами. Если даже удастся решить вопрос со сбытом нарастающего количества продукции, то неясным остается вопрос об инвестиционном обеспечении.

Ответить на этот вопрос в какой-то мере поможет исполь­зование в оценочных расчетах производственной функции, на­пример, известной функции Кобба-Дугласа.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1  Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов ВУЗов / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2004. – 576 с.  

2  Национальная экономика Беларуси: учебник / В.В. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.] под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.

3  Приходченко, О.И. Национальная экономика Беларуси: курс лекций / О.И. Приходченко. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 448 с.

4  Экономическая теория. Практикум: учебное пособие / А.С. Головачев, Л.П. Пацкевич, И.В. Головачева, М.З. Ачаповская [и др.] под ред. А.С. Головачева. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 446 с.

5  Курс экономической теории: учебное пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович [и др.] под ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура. – Минск Мисанта, 2005. – 432 с.  

6  Экономическая теория: пособие для преподоват., аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева [и др.] под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.

7  Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Мулалимов [и др.] под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2007. – 496 с.    

8  Экономическая теория: учебное пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, Э.М. Калинин Л.В. Запольская [и др.] под ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 352 с.

9  Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие / А.В. Сидорович, Н.И. Васильева, Р.Г. Емцов, В.Ф. Железова [и др.] под ред. А.В. Сидоровича. –М.: «Дело и Сервис», 2009. — 832 с.

10   Статистический ежегодник Республик Беларусь 2011 / И.А. Костевич, И.С. Кангро, Е.И. Кухаревич, [и др.] под ред. В.И. Зиновского. – НСК РБ, 2011. – 634 с.

11   Национальные счета Республики  Беларусь 2010 год: статистический сборник /  И.А. Костевич, Е.М. Палковская, Т.Е. Вольщик [и др.] под ред. И.А. Костевича. – Минск: НСК, 2011. – 205 с.

12   Журавлева, Г.П,  Экономика: учеб. / Г.П Журавлева. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.

13   Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472 с.

14   Видяпина, В.И. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

15   Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.:  ИНФРА-М, 2005. – 972 с.

16   Статистический справочник Беларусь в цифрах / И.А. Костевич, И.С. Кангро, Е.И. Кухаревич, [и др.] под ред. В.И. Зиновского. – НСК РБ, 2011. – 104 с.

17   Кононович, Е Работать честно и с максимальной отдачей // Народная газета. – 163. – 28 авг. 2010. – с. 2

3

 

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь