Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:03, контрольная работа

Описание

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.

Содержание

1. Транспорт: состав и структура транспортного комплекса………………...2
2. Сельское хозяйство Республики Беларусь……………………………….....5
3. Валютный рынок Республики Беларусь……………………………………..9
4. Характеристика производственного потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить за последние 3 года)………………………………………………………………..15
5. Практическое задание 5……………………………………………………...19
6. Список используемой литературы………………………………………....20

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 68.10 Кб (Скачать документ)

 

Все продовольственные товары сельскохозяйственных угодий Республики Беларусь активно поставляются на экспорт  и пользуются успешным спросом в  других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Валютный рынок Республики Беларусь

 

Главная задача национальной валютной системы заключается в  обеспечении  оптимальных условий  функционирования народного хозяйства  в интересах государства. Из главной  задачи валютной системы видно, что  данная тема актуальна для изучения, так как валютное регулирование  обеспечивает эффективность функционирования народного хозяйства.

Национальная валютная система, как форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически  и закрепленных национальным законодательством, документами международного права  – является составной частью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей  за национальные рамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка.

Главные элементы валютной системы (валютный режим, механизмы  валютного регулирования) способствуют интеграции национальной экономики  в мировую, что должно быть учтено государством в законодательных  актах при определении порядка  организации валютной системы, функционирования составляющих ее элементов, что и  объясняет актуальность выбранной  темы.

Внимание также будет  уделяться регулированию международных  валютных отношений, валютной политике, валютным ограничениям, валютному контролю, в том числе и в Республике Беларусь.

Валютная система представляет собой совокупность двух элементов- валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимают правовые нормы и инструменты, их представляющие как на национальном, так и на международном уровнях  см. рис. 1.1.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Рис.1 Структура ВС Беларуси

Главный критерий оптимальности  валютного режима и механизма  валютного регулирования можно  определить как минимизация отклонения объемов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний  и внутренних факторов, от объемов  производства в периоды подъема  экономики.

Разработка механизмов валютного  регулирования, способствующих приостановлению  и последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов финансового  рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.

Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потоки текущего и капитального характера. С позиции  воздействия на эти потоки средств  выделяется директивное направление  валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования  направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических  диспропорций и создания условий  для их ликвидации:

    • применение директивного направления валютного регулирования определяется экспертами МВФ, как использование механизмов директивного вмешательства;
    • применение экономического механизма определяется как применение операций на «открытом рынке» (либеральное направление).

 В мировой практике  образования валютно-обменного курса  выделяют два основных режима:

    1. механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;
    2. режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.

Стабилизация экономики  может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизма  валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие  валютные режимы, такие как «управляемые» или  «привязки к нескольким валютам», завоевывают все большее количество стран.

Эволюция валютных режимов  в мировой практике свидетельствует  о наличии тенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более  гибким валютным режимам. В основе механизма  образования курса валют при  гибких валютных режимах лежит реальный спрос и предложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках.

Национальный валютный механизм в теории рыночной экономики относится, прежде всего, к системе международных  экономических отношений (МЭО) страны и в странах с развитой рыночной экономикой направлен главным образом на обслуживание системы внешнеэкономических связей и создание предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. Считается, что валютный курс должен быть стабильным, и регулирование его с целью повышения конкурентоспособности экспортеров и выравнивания платежного баланса страны недопустимо и вредно.

Само понятие валютного  регулирования тесно переплетается с дефиницией валютной политики. Связь в рамках валютного регулирования заключается в решении текущих задач, а в рамках валютной политики - в решении задач стратегических. Другими словами, валютное регулирование является формой реализации валютной политики государства и представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, урегулировать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики. В зарубежных странах отсутствуют разграничения между валютным и денежно-кредитным регулированием, под их совокупностью понимается монетарное регулирование.

Действительно, существуют лингвистические разночтения в  определении деятельности государственных  органов по регулированию денежных отношений. Под такой деятельностью в разных литературных источниках понимается монетарная, денежная, денежно-кредитная или валютная политика. Так, дефиниция «монетарный» произошла от английского слова «monetary», что означает денежный, валютный, поэтому зачастую происходит смешение понятий денежно-кредитной и валютной политики. Обычно как у зарубежных экономистов, так и у отечественных ученых, использующих эквивалент  «монетарный», под монетарной политикой понимается совокупность мер по регулированию денежной и валютной сферы, т.е. совместная реализация денежно-кредитной и валютной политики. Конечными целями монетарной политики являются достижение стабильности цен (снижение темпа инфляции), долгосрочный темп роста выпуска продукции, рост занятости населения (уменьшение уровня безработицы). В свою очередь промежуточными задачами денежно-кредитной политики как средства реализации указанных конечных целей необходимо определить регулирование денежной массы в стране и обеспечение равновесия кредитной системы с помощью рычагов денежно-кредитной политики (денежные агрегаты). Валютная политика решает вопросы регулирования режима валютного курса и равновесия платежного баланса (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Структура  монетарной политики

 

Необходимо различать  следующие виды валютного регулирования:

  • валютное регулирование внешнеэкономической деятельности государства на международных рынках;
  • валютное регулирование субъектов хозяйствования государства на внутреннем и внешних рынках.

Место валютного регулирования  в экономической политике страны определяется реальными целями валютной политики, которые могут быть следующими:

  • поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;
  • обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;
  • обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;
  • создание условий для сбалансированности платежного баланса;

формирование золотовалютных резервов страны и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4. Характеристика производственного потенциала Республики Беларусь. Основные тенденции и проблемы (аналитические данные представить за последние 3 года).

В настоящее время слово  «потенциал» применяется для  обозначения средств, запасов и  источников, имеющихся в наличии  и могущих быть использованными  для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также  возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.

Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития.

Производственный потенциал  в масштабе национальной экономики  определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного  производства, оценивается объемом  производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Устойчивое развитие страны во многом определяется созданным производственным потенциалом, его структурой и качеством.

Производственный потенциал  Беларуси имеет 20 тепловых электростанций, 17 предприятий металлургического  комплекса, 70 предприятий нефтехимического комплекса (концерн «Белнефтехим»), 29 предприятий и организаций станкостроения, 36 предприятий и организаций автомобилестроения, 37 предприятий тракторного и сельскохозяйственного  машиностроения, 11 предприятий строительного, дорожного и коммунального машиностроения, 20 предприятий машиностроения для  пищевой и легкой промышленности, 3 научно-производственных объединения электронной промышленности, 41 предприятие электротехнической промышленности, 36 приборостроительных предприятий, более 70 научно-производственных объединений, заводов и институтов радиотехнической промышленности, 1416 предприятий и производств легкой и текстильной промышленности, доля машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства страны составляет 25%. Создано 6 свободных экономических зон. Зарегистрировано свыше 2650 совместных и иностранных предприятий с иностранными инвестициями. Они созданы с участием 80 стран мира.

Основу производственного  потенциала Республики Беларусь составляет промышленность. На ее долю приходится 39,6% основных производственных фондов, на 2390 различных предприятиях трудится 27,3% общей численности занятого в  экономике населения (Таблица 1) и  создается около 30% валового внутреннего  продукта страны. Ведущее место принадлежит  машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности на долю которых  приходится 25,7%, 13,9% и 6,8%, общего объема продукции промышленности и, соответственно – 29,2%, 20,7% и 5,4% общей стоимости основных промышленно-производственных фондов.

Таблица 1 Среднегодовая  численность промышленно-производственного  персонала по Республике Беларусь

Год

2009

2010

2011

Среднегодовая численность промышленно-производственного  персонала, тыс.чел.

1068

1054

1075


 

Наращивание производственного  потенциала предусматривается осуществлять за счет ускоренного обновления основных фондов, достижения на этой основе роста  конкурентоспособности продукции  и увеличения ее сбыта на внутреннем и внешних рынках. Для этого, прежде всего, необходимо направить значительную часть собственных средств предприятий для модернизации и технического перевооружения производства. На эти цели ориентированы меры по снижению издержек и налоговой нагрузки, применению новой амортизационной политики, увеличению рентабельности, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Высокий износ активной части  основных фондов обусловливает необходимость  использования для обновления не только собственные средства, но и  внешние инвестиции.

В целях обновления производственного  потенциала, прежде всего, на основе отечественных  машин, оборудования и технологий продолжится  работа по стимулированию их разработок и внедрению на предприятиях, наполнению внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными товарами взамен импортируемых  из-за рубежа. Этому будет способствовать проводимая Правительством защита отечественных  производителей путем регулирования  цен на импортные аналоги уровнем  таможенных пошлин; ограничения импорта, если аналогичные товары производятся в Беларуси.

Таким образом, важнейшими задачами по повышению эффективного использования  производственного потенциала должны стать:

- ускорение процесса обновления  основных промышленно-производственных  фондов на базе внедрения прогрессивного  оборудования, машин и механизмов, в том числе отечественного  производства;

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь