Современная научно-техническая
революция породила глубокие качественные
и количественные преобразования структуры
всего общественного производства, развив
ряд созидательных тенденций. Отметим главные из
них [3, с.25].
Первая тенденция: научно-техническая
революция вызвала к жизни многие принципиально новые отрасли
производства. Эти отрасли отличаются большой наукоемкостью.
Если на протяжении веков люди создавали продукты
в порядке подражания природе, то теперь
они открыли такие классы веществ и процессов,
которым нет аналогов в естественном мире.
На начальном этапе научно-технической революции
возникли такие необычные виды производств,
как атомная энергетика, полимерная химия,
производство средств автоматизации и вычислительной
техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно
новые поколения ЭВМ, роботокомплексы,
полностью автоматизированные производства,
композиционные материалы. Эти авангардные
виды производства серьезно преобразовали
структуру I и II подразделений и резко определили
по темпам роста все традиционные отрасли
хозяйства, изменив его структуру.
Вторая тенденция: научно-техническая
революция наиболее развивается на «стыках»
(границах) разных областей науки и техники,
что привело к созданию межотраслевых комплексов.
Прежде всего современный научно-технический
переворот породил целые объединения новейших
отраслей, выпускающих самые наукоемкие
продукты и технологии. Примером тому служит
ракетно-космический комплекс, с которым согласованно
взаимодействует огромное количество
предприятий самых разных отраслей промышленности.
Современный научно-технический прогресс
способствовал появлению множества взаимозаменяемых
и взаимодополняемых продуктов, которые отличаются
более высоким качеством. Благодаря этому
расширилась и существенно изменилась и структура многих
традиционных отраслей. Они преобразовались
в мощные и сильно обновленные промышленные
комплексы, где сочетаются взаимодополняются
и взаимопроникают старые и новейшие виды
производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный,
химико-лесной комплексы. Наряду с выполнением
структурообразующей роли научно-техническая
революция оказывает также и прямо противоположное воздействие
на отраслевую структуру производства
и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют
две другие тенденции.
Третья тенденция: научно-техническая
революция привела к свертыванию и упадку
традиционных отраслей хозяйства, создающих изделия из
натурального сырья. Такие виды производства
зачастую не могут конкурировать с новейшими
видами отраслей. Своего рода «вымирание»
устаревших отраслей ведет к определенной
несбалансированности производства и
обостряет социально-экономическую обстановку.
Четвертая тенденция: научно-техническая
революция настолько расширяет масштабы
и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое
равновесие – подрывает нормальное взаимодействие
человека и биосферы. Со всей очевидностью
можно утверждать: современное научно-техническое
развитие несет с собой не только прогресс,
но и регресс – изменения к худшему. И
если эти тенденции изменений макроэкономической
структуры не будут эффективно регулироваться
государством, они могут вызвать серьезные
структурные диспропорции, нестабильность
народного хозяйства и общества в целом.
1.3. Сбалансированность национальной
экономики Республики Беларусь
Сбалансированность национальной
экономики означает соответствие между
взаимосвязанными отраслями, между объемами
производимых продуктов и потребностями в них.
Основу сбалансированности составляет
пропорциональность. Сбалансированность
и пропорциональность в реальной действительности
обычно неустойчивы и постоянно нарушаются.
Например, экономический рост изменяет
пропорции, ведет к установлению новых и
требует новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия
между отраслями в реальной жизни не бывает,
существует постоянная необходимость
в поддержании сбалансированности. Это осуществляется
путем корректировки пропорций между отдельными
сферами экономики, а также внутри них.
В материальном производстве для этого
нужно обеспечить соответствие между
первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств
производства и предметов потребления.
Если такое соответствие будет нарушено,
то I подразделение не сможет обеспечить
средствами производства оба подразделения,
а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно
привлекаемых работников обоих подразделений.
В национальной экономике Республике
Беларусь и других стран СНГ преобладает производство
средств производства, характеризующееся высокой
капиталоемкостью, материалоемкостью
и энергоемкостью. Это является основной
причиной повышенного спроса на инвестиции,
сырье и материалы. Наша национальная экономика отличается
также малым удельным весом нематериального
производства [3, с.30].
На проблему сбалансированность
национальной экономики нашей республики
влияет скудность топливных природных
ресурсов, сырья для некоторых отраслей
промышленности, собственной металлургической
базы. Поэтому в республике ввоз сырья и комплектующих
преобладает над вывозом продукции, причем
2/3 ввоза составляют каменный уголь, нефть,
черные металлы, зерно, газ. Вывозятся же
в основном сложные изделия обрабатывающей
промышленности и сельскохозяйственные
продукты.
К этим проблемам сбалансированности
национальной экономики нашей республики
прибавились новые, связанные с ломкой
сложившихся пропорций в связи со структурно-экономическим
кризисом и распадом СССР. Кроме того, переход от
административно-командной системы к рыночной
в значительной степени обусловил деформацию
всего воспроизводственного цикла, который
включает производство, распределение,
обмен, потребление. Эти пропорции устанавливались внутри
единой страны, а сейчас для таких относительно
небольших республик, как Беларусь, они превратились
во внешние, межгосударственные. Поэтому многие
проблемы сбалансированности должны решаться
на уровне и основе межгосударственных
договоров.
В период перехода к рынку национальная
экономика Беларуси характеризуется всеобщей
разбалансированностью. Инфляция, разрушение
хозяйственных связей нарушили товарно-денежную
сбалансированность, баланс денежных
доходов и расходов населения, торговый
баланс с другими странами, прежде всего с Россией.
Возник структурный кризис и появилась
необходимость структурной перестройки.
Ее главная цель – преобразование структуры
национальной экономики в соответствии
со складывающимися потребностями республики,
тенденциями и запросами мирового рынка.
2. Проблемы структурной перестройки
экономики Республики Беларусь
2.1. Необходимость структурной
перестройки экономики Республики Беларусь
Республика Беларусь после распада СССР
стала самостоятельным суверенным государством
и получила в наследство достаточно развитую
относительно других бывших республик экономику
с многоотраслевой структурой. Преимущественную
роль в ней играли машиностроение, химическая
и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая,
легкая и пищевая промышленность, животноводство,
льноводство и картофелеводство. Продукция этих
отраслей в больших объемах вывозилась
за пределы страны для удовлетворения общесоюзных
потребностей. Однако в условиях переходного
к рыночным отношениям сложившиеся производственно-экономические
связи были нарушены, экономический кризис
привел к потере или значительному сокращению
рынков сбыта белорусских товаров, потере
дешевых источников топливно-энергетических
сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным
спросом населения и ухудшением финансового
положения предприятий, такая экономика
перестала быть востребованной как на
внутреннем, так и на внешних рынках. И
тем самым появилась необходимость ее
модернизации и структурной перестройки
в соответствии с современными требованиями
рыночной экономики и мировыми тенденциями.
В первые годы экономического
кризиса структурные преобразования
осуществлялись стихийно, преимущественно
на основе косвенного регулирования
с помощью монетаристских подходов
– либерализации хозяйственной
жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной
политики, что не привело к ожидаемому
результату. По мере выхода из кризисного
состояния утвердилось мнение о
необходимости использования инвестиционной
составляющей как важнейшего рычага
структурных преобразований и повышения
роли государства в их осуществлении
на основе разработки и реализации
эффективном инновационно-инвестиционной
политики, учитывающей особенности нашей
страны и мировой опыт [5, с. 512].
В экономике Беларуси сложился
ряд структурных деформаций, как унаследованных
от бывшего СССР, так и возникших вследствие
экономического кризиса. Основными из
них являются:
- несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
- высокие энергоемкость и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
- высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;
- недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.
Системный подход к решению проблемы
структурной перестройки и повышению на
ее основе конкурентоспособности продукции означает,
что недостаточно принять некий «план мероприятий»
по ее улучшению – в действующей системе
экономических координат его реализация
вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое
воздействие на структуру экономики и
конкурентоспособность. Необходимо обновить
не только технологии и парк действующего
оборудования, но и воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуры
экономики, набор инструментов, стимулирующих
работу предприятий. После развала традиционных
хозяйственных связей борьба за предотвращение
экономического коллапса в стране и необходимость
проведения деятельности по социальной
защите населения поставили государство
как единственный институт, который был
в состоянии обеспечить решение этих задач,
в центр общественно-экономической системы
Беларуси. Централизованное управление
должно быть дополнено механизмами конкуренции
и инновационной деятельности. Перед системой
государственного регулирования возникают
новые задачи: структурная модернизация
экономики; полноценное включение механизмов
рыночной конкуренции и механизма коммерциализации
нововведений, что в совокупности обеспечит
долгосрочный рост конкурентоспособности
белорусской экономики.
При определении направлений
структурных преобразований необходимо
исходить из принципов:
- концентрации ресурсов на эффективном использован конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
- постепенной трансформации отношений собственного развития предпринимательства, либерализации всех видом экономической деятельности;
- перехода на инновационный путь развития;
- социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг;
- приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производство с высокой долей добавленной стоимости;
- учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами CНГ;
- гармонизации развития крупного производства (создание национальные и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
- обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
- комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
- экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
- рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств [5, с. 514].
В качестве критериев успешности
реализации указанных структурных преобразований
следует использовать обеспечение национальной
безопасности (продовольственной, энергетической,
финансовой, экологической, оборонной),
повышение уровня эффективности и конкурентоспособности
экономики Беларуси.
Опыт государств, добившихся
достаточно быстрого подъема экономики,
свидетельствует о необходимости применения
стратегий структурных преобразований:
стратегии использования местных природных ресурсов
с привлечением иностранных инвестиций
и последующим направлением полученных
доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования»,
ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции
экономически развитых стран, но с более
низкими ценами; стратегии «передовых рубежей»,
суть которой состоит в разработке новых продуктов и
технологий на основе достижений научно-технического
прогресса.