Национальнаяэкономика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:29, лекция

Описание

1. Предмет курса национальной экономики РБ и его место в системе экономических наук.
Необходимо различать национальную экономику как науку и как область экономики.Объектом НЭ является национальная хозяйственная система страны. Предмет изучения: социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, её структурно-функциональных элементов, потенциалов, механизмов

Работа состоит из  1 файл

Национальная экономика лекции 2011.docx

— 111.45 Кб (Скачать документ)

Доля жилья для очередников  должно увеличиваться.

Энергоэффективные конструкции и утеплители позволяют экономить до 15-18% ТЭР.

Государственная комплексная программа  развития материально-технической  базы строительной отрасли на 2006-2010 годы.

Меры:

  1. Развитие строительной отрасли
  2. Развитие производственной базы
  3. Инвестиционная деятельность
  4. Внешнеэкономическая деятельность
  5. Совершенствование ценообразование
  6. Совершенствование проектных работ

3. Состав и структура транспортного комплекса. Характеристика развития отдельных видов транспорта

Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся  во взамосвязи и взаимодействии, дополняющих друг друга, развивающиеся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.

Транспорт:

  1. Пассажирский
  2. Грузовой.

По видам использования путей  сообщения:

  1. Железнодорожный
  2. Автомобильный
  3. Воздушный
  4. Наземный городской электрический транспорт
  5. Метрополитен

Национальное и межгосударственное значение ТК РБ определяется:

  1. Трансграничной ролью страны (ГП)
  2. Значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономическойбезопасности.

Материально-техническая база транспорта включает:

  1. Транспортные средства
  2. Технические устройства и сооружения
  3. Ремонтные предприятия
  4. Путевое (дорожное) хозяйство
  5. Средства автоматики, связи, телемеханики.

Орган управления – Министерства транспорта и коммуникации РБ

Для оценки используются: объем перевозок  грузов, объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др.

Показатели эффективности: скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность.

+ стоимость перевозок.

4. Проблемы развития и совершенствования транспортной системы страны

Транспортная сеть является материальной основой транспортной системы. Она состоит из путей сообщения общего и необщего пользования (за исключением технологических) и включает дороги, трубопроводы и т.д.

Длина сети РБ:

  1. Железнодорожные пути общего пользования 5,51
  2. Автомобильныедороги 74,3
  3. Трамвайные пути: 0,1
  4. Троллейбусные линии – 0,5
  5. Метрополитенные пути – 44 км.

Государственная программа «дороги  РБ»

Важнейшие направления развития дорожного  хозяйства:

  1. Улучшение состояния автомобильных дорог общего пользования, повышение безопасности движения
  2. Создание системы устойчивого финансирования.
  3. Повышения качества дорожных работ.
  4. Формирование рынка дорожных работ.

Направления развития ТК:

  1. Обеспечение комплексного развития и координации работы всех видов транспорта
  2. Модернизация транспортной инфраструктуры
  3. Обновление и модернизация парка транспортных средств, дорожно-строительной техники
  4. Развитие экспорта ТУ и повышение привлекательности транспорта.
  5. Развитие современных перевозокпассажировтранспортом общего пользования.
  6. Совершенствование системы обеспечения безопасности транспортной деятельности
  7. Минимизация вредного воздействия транспорта на окружающую среду
  8. Ресурсо- и энергосбережение.

5. Связь в национальной экономике Беларуси

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение  различных информационных поток. Связь в РБ делится на:

  1. Почтовую
  2. Электрическую
    1. Телефонная и телеграфная
    2. Телевидение и телевещание
    3. Радиосвязь
    4. Передача данных

Министерство Связи РБ.

В отрасли занято 1,4% работающих, производится 2% ВВП.

В отрасли: тенденция к повышению  эффективности, развитию новых почтовых услуг, в том числе с использованием телекоммуникационных связей.

Число абонентов мобильной связи  в РБ достигло 9,22 млн. человек.

Приоритетные направления развития отрасли:

  1. Создание условий для внедрения новейших технологий
  2. Модернизация средств и систем связи
  3. Расширение номенклатуры и повышение качества связи.
  4. Снижение эксплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети интернет и дальнейшее освоение новых современных услуг связи.
  5. Для модернизации материально-технической базы отрасли предусматривает постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

IX. Комплекс социально-культурных отраслей и социально-потребительский комплекс в национальной экономики Беларуси

  1. Состав и структура социально-культурного комплекса и его роль экономике. Государственные минимальные стандарты по обслуживания населения.
  2. Особенности развития отдельных отраслей социально-культурного комплекса (образования, здравоохранения и т.е.)
  3. Состав и структура социально-потребительского комплекс, проблемы его дальнейшего использования.

Состав и структура социально-культурного  комплекса и его роль экономике. Государственные минимальные стандарты  по обслуживания населения.

Комплекс социально-культурных отраслей (социально-культурный комплекс) –  совокупность видов деятельности, назначением  которых является оказание населению  социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального и т.д.

Роль: формирование человеческого  капитала страны

Управление социально-культурным комплексом осуществляется:

  1. Министерство образования
  2. Министерство здравоохранения
  3. Министерствокультуры и др.

Закон «О государственных минимальных  социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г.

ГМСС – минимальный уровень  государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека …

Таблицу какую-то должны прислать!!!!

Особенности развития отдельных отраслей социально-культурного комплекса (образования, здравоохранения и т.е.)

Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение  и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребности личности в инт … в учебнике дальше.

 

Национальная система образования  включает:

  1. Участников образовательного процесса
  2. Образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы
  3. Учреждения образования

Законы РБ

  1. Об образовании
  2. Об общем среднем образовании
  3. О высшем образовании
  4. О профессионально-техническом образовании
  5. Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)

Доля образования в ВВП:

1990 – 2,5%, 2008 – 4%. В образовании  занято 9,8% занятого населения РБ.

Образование:

  1. Основное
  2. Дополнительное

Уровни:

  1. Дошкольное
  2. Общее базовое образование
  3. Общее среднее образования
  4. Профессионально-техническое образование
  5. Среднее специальное образование
  6. Высшее образование
  7. Послевузовское образование.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  1. Внешкольное воспитание и обучение.
  2. Повышение квалификации и переподготовку кадров.

Состав и структура социально-потребительского комплекса, проблемы его дальнейшего использования.

……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||

……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||

……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||……|||||……||||……||||……||||

Государственная комплексная программа развития регионов малых и средних городских поселений на 2007-2010 г.

X. Рост национальной экономики.

  1. Понятие экономического роста.
  2. Индикаторы и динамика устойчивого развития.
  3. Моделирование экономического роста.

Понятие экономического роста.

Под экономическим ростом принято  понимать увеличение объемов товаров и услуг.

Для характеристики ЭР применяют различные  показатели динамики (абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста и др).

Стоимостная оценка результатов производства невозможна без учета уровня цен. Определяются номинальные и реальные показатели.

Экономический рост = технологическое, институциональное и социальное развитие + объемное расширение экономики.

Суще5ствуюшие цели экономического развития – т.н. «магическая четверка»  целей. Это стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса, высокий  уровень занятости, наращивание  экономического потенциала.

Целью должно быть достижение одновременно количественного роста, и качественного  изменения экономики.

Под развитием понимается необратимый  направленный процесс, сопровождаемый качественным изменением состояния  объекта. Важно, чтобы развитие охватывало не только технологическую и институциональную  сферу.

Индикаторы и динамика устойчивого  развития.

Моделирование экономического роста.

Существуют различные теории и  модели экономического роста. Модели экономического роста описывают изменение экономических показателей, характеризующих развитие экономики в целом. Посмотреть динамическую модель.

XI. Проблемы переходной экономики и перспективная модель национальной экономики Беларуси

  1. Понятие переходного процесса при смене экономических моделей
  2. Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран Восточной Европы.
  3. Перспективная модель национальной экономики Беларуси (предпосылки, черты, этапы построения). Прочитать в учебнике.

Переходный период – это значительный исторический переход от одного социально-экономического порядка к другому. Он включает три  направления преобразований: демонтаж старого экономического порядка, становление  нового экономического порядка, структурную  перестройку экономики.

Переходные процессы – процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям  внутреннего и внешнего рынков, что  обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка.

По интенсивности во времени  и по характеру: 2 типа переходной экономики:

  1. Естественно-эволюционный
  2. Реформаторско-эволюционной

Характерные черты переходной экономики:

  1. Многоукладность
  2. Неустойчивость
  3. Альтернативный характер
  4. Противоречивость
  5. Историчность
  6. Длительность преобразований.

Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран  Восточной Европы.

Особенности переходного процесса:

  1. Сильная страновая специфика
  2. Переходная экономика не является законченной равновесной системой с сильными устойчивыми закономерностями.
  3. Нет теории, объясняющей переход от плохой системы к хорошей, и описывающей наилучшие способы перехода.

XII.Формирование и развитие институтов рынка. Структурная трансформация экономики.

  1. Формирование и развитие рыночных институтов и рыночной инфраструктуры в РБ
  2. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов в РБ
  3. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси.
  4. Структурная трансформация национальной экономики РБ.

Информация о работе Национальнаяэкономика РБ