Национальное богатство: понятие и структура, источники роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, структуры и источников роста национального богатства страны.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Дать определение понятию «национальное богатство», а также выявить его структуру.
- выявить проблемы накопления национального богатства в Республике Беларусь в докризисный период (2000-2007гг.)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие и структура национального богатства…………………………..5
2.Способы и показатели измерения национального богатства
Республики Беларусь……………………………………………………………….14
3. Национальное богатство Республики Беларусь: состояние, тенденции
изменения, факторы сбережения и роста…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 99.66 Кб (Скачать документ)

К системе  качественных показателей оценки национального  богатства следует относить: неравенство  в распределении доходов между  отдельными группами населения (децильный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент концентрации доходов (индекс Джини); показатели бедности населения (величина прожиточного минимума; черта бедности; черта крайней бедности; показатели масштаба бедности (первичная бедность, вторичная бедность, дефицит денежного дохода бедного населения, острота и глубина бедности).

Важна не только величина национального богатства, но и коэффициент полезного использования  национального богатства. Контраст между возможностями Беларуси и эффективностью использования ее национального богатства  разителен.

Причины указанного несоответствия надо искать, прежде всего, в пороках действующего экономического механизма, который не в состоянии эффективно использовать потенциальные ресурсные преимущества. [2, с. 15].

К оценке национального  богатства можно подходить с  точки зрения полезности для общества либо, в более узком понимании, с точки зрения ценности богатства в рамках ведения экономической деятельности (как национальный капитал). Таким образом, различают концепцию национального капитала (как показателя ценности в рамках ведения экономической деятельности) и концепцию национального богатства. Различие между ними касается оценки активов: национальный капитал предлагается оценивать в рыночных ценах, а национальное богатство – в некоторых условных ценах или измерителях, отражающих общественную значимость активов. Однако, все макроэкономические показатели (ВВП, сбережения, инвестиции и др.) исчисляются в рыночных ценах, поэтому оценка национального богатства в каких-либо условных ценах делает невозможным сопоставление оценок ВВП и национального богатства, установление связи между изменениями национального богатства и национальным сбережением и так далее.

Наилучшим вариантом  в условиях рыночной экономики можно  считать опенку исходя из рыночных цен на данные или аналогичные  активы, но если рыночные цены недоступны, то предусматриваются два способа  приблизительной оценки национального богатства: первый – цены приблизительно определяют путем суммирования и переоценки приобретений за вычетом выбытия рассматриваемого актива за срок его службы, во втором – рыночные цены приблизительно определяют на основе текущей (дисконтированной) стоимости экономических выгод, ожидаемых от данного актива в будущем.

Следует выделить затратный и доходный способы оценки стоимости элементов богатства. Белстатом для оценки стоимости элементов национального богатства используется затратный подход, который наиболее эффективен для оценки стоимости в стабильных условиях при относительном постоянстве расходов на приобретение всех составляющих оцениваемого объекта, а также, если изменения расходов (например, в силу инфляции) могут быть легко учтены. Минусами затратного подхода являются: сложность учета синергетического эффекта; невозможность оценить уникальные по своим характеристикам объекты; потеря достоверности в постоянно меняющихся условиях; применимость только для оценки материальных активов; ориентированность на объем инвестированных средств, а не их эффективность. [2, с. 23].

Национальное  богатство страны рассчитывает Национальный статистический комитет Беларуси. Но при этом учитываются только основные средства, материальные оборотные средства и домашнее имущество[19].

В настоящее  время в статистике ряда стран  мира природные ресурсы не учитываются  в составе национального богатства, что является существенным недостатком, поскольку истощение, «проедание» природных ресурсов территории не отражается на величине ВВП страны. Если природные ресурсы оцениваются с целью стратегического планирования и прогнозирования их освоения, то необходимо оперировать потенциальными запасами, в этом случае уместно говорить о потенциальном природном капитале, об оценке потенциального национального богатства. При оценке осваиваемых запасов природного сырья можно говорить об осваиваемом природном капитале. В случае разработки средне- и долгосрочного прогноза оцениваются разрабатываемые и осваиваемые в данном прогнозном периоде запасы, как правило, промышленных категорий, то есть, имеем используемый природный капитал, используемое, или реальное национальное богатство. Его величина в свою очередь определяется продолжительностью прогнозного периода. [2, с. 23].

Для Беларуси наступило время проверить на опыте справедливость методики Всемирного банка подсчета национального богатства. Согласно этой методике в состав национального богатства, кроме того, что создано трудом граждан, включаются и природные ресурсы, и население. Для самых богатых стран мира (США, Канада, Япония) доля человеческого капитала в национальном богатстве в среднем оказалась равной 64%, природного капитала – 20%, а физического – 16%. Правда, для стран СНГ оценка не проводилась: уж очень сложной показалась оценка их экономики (последний раз по 192 странам мира оценка проводилась в 1994 году). [12].

Для характеристики природных ресурсов как составляющей национального богатства, в значительной мере определяющей социально-экономический потенциал страны, необходимо учитывать не только наличие, но и их состояние, рациональность использования. Все более возрастает проблема преодоления наследия индустриализации: защита природной среды. Экономию ресурсов, разумное их использование на сегодняшний день можно отнести к вопросам национальной безопасности. Оценка природных ресурсов позволит точнее определить реальное и потенциальное богатство страны, соотношение стоимости видов природных ресурсов, затраты на их воспроизводство, оценить реальную эффективность инвестиционных проектов природопользования, упорядочит, систему ресурсных налогов и платежей, согласовать интересы нынешнего и будущих поколений, стратегические цели и текущие задачи развития производственной и природоохранной деятельности.

Природа и  окружающая среда в целом являются индикаторами благополучия граждан. Природные ресурсы – исконное богатство. И именно на них в последнее время сделана особая ставка. Наша страна богата земельными, лесными, водными, минерально-сырьевыми ресурсами, и их надо использовать рационально, извлекая максимальную выгоду для экономики и минимизируя вред природе, то есть важна четкая установка: экономические интересы не должны идти в разрез с экологическими. Достичь этого можно лишь при хорошо просчитанном, научно обоснованном и рачительном подходе. [11, с. 42].

Природные, или естественные, ресурсы — это  компоненты природной среды, которые  на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. По своей материальной форме они представляют собой тела и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены закономерностями ее развития. Природные ресурсы служат естественной базой развития экономики страны, поэтому важным моментом является раскрытие сущности и экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и других. Он зависит от ряда факторов, среди которых количество имеющихся в стране природных ресурсов, их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и так далее), возможность комплексного использования.[21, с. 46].

Земельные ресурсы - представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Наибольшие  площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями —  участки земли, за чертой поселений  которые используются в сельскохозяйственном производстве.

Землями поселений  признаются земли, используемые и предназначенные  для застройки и развития городских  и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Мелиорированные  земли  –  важный  природно-техногенный  ресурс  и  национальное богатство  Беларуси.  От  эффективности  их  использования  и  охраны  во  многом  зависит экологическая  ситуация  в  стране.  На  этих  землях  в  настоящее  время  производится  более  трети продукции растениеводства и, в перспективе, имеются возможности для значительного роста их продуктивности. [14, с. 93].

Земельная рента - это вид дохода, регулярно получаемого  от земли за счет разности между  общественной стоимостью продукта и  более низкой индивидуальной его стоимостью при производстве на разных по качеству и местоположению земельных участках.

Водные ресурсы  включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. В Беларуси функционирует специфическая отрасль экономики - водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.

Управление  водными ресурсами в стране осуществляется с целью их использования и охраны как основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем. [21, с. 51].

Лес является одной из основ хозяйственной  деятельности человека, источником получения материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических, продукции охотничьего промысла), базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. В современных экономических условиях древесина приобретает значимость и как сырье (энергоноситель). От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.

Лесные ресурсы - включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения; выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и другие), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.  [6, с. 6].

Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья  и материалов, выступают основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса.

Минеральные ресурсы как предмет труда  используется в сфере производства товаров и, главным образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) – основной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырьё. Переработка минерального топлива является базой формирования многих промышленных комплексов, в том числе нефтехимического, газо-химического, углехимического и т.п. Развитие ведущих отраслей тяжёлой индустрии, особенно чёрной и цветной металлургии, основывается на рудном сырье. Некоторые минералы и продукты их химической переработки используются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей и так далее. [6, с. 10].

Минеральные ресурсы выступают материальной основой развития строительного комплекса, прежде всего, в промышленности строительных материалов для производства цемента, кирпича, извести, стеновых материалов и конструкций, стекла и керамических изделий, и используются в качестве заполнителей бетона и железобетона. Часть минерального сырья (песок, гравий и др.) в натуральном виде поступает непосредственно на предприятия строительной индустрии. Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национального богатства.

Трудовые  ресурсы - это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного  возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему  классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически  активное население - это часть жителей  страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем "уровень экономической активности населения", который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному населению трудоспособного  возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и так далее; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Информация о работе Национальное богатство: понятие и структура, источники роста