Национальный банк Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, реферат

Описание

Национальный банк Украины - важнейшее звено всей банковской системы государства. В отличие от многих других ведомств, которые встали на почве бывших республиканских или союзных, НБУ (Национальный банк Украины) представляет собой принципиально новую структуру. Появившись сразу же после провозглашения независимости, он стал одним из ее весомых признаков.

Содержание

Перечень сокращений и условных обозначений………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………………………………..…………….4
1 Национальный банк Украины…………………………………………………………………….…5
1.1 Назначение, статус, структура Национального банка Украины...................................5
1.2 Основные функции и операции, осуществляемые НБУ ………………………….…..6
2 Регулирование НБУ……………………………………………………………………………….…9
2.1 Денежно-кредитная политика Национального банка Украины....................................9
2.2 Регулирование норм обязательных резервов и ликвидности банков……………….12
Заключение……………………………………………………………………………………………….15
Список использованных источников……………………………………………………..…………….16
Приложение А Структура НБУ……………………….……………………………….........................17
Приложение Б Кредиты предоставленный НБУ коммерческим банкам…..……………………….18

Работа состоит из  1 файл

РЕВЕРАТ ОИК.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

- реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе Национального банка;

- участвует в подготовке кадров для банковской системы Украины;

- определяет особенности функционирования банковской системы Украины в случае введения военного положения или особого периода, осуществляет мобилизационную подготовку системы Национального банка;

- осуществляет иные функции в финансово-кредитной сфере в пределах своей компетенции, определенной законом.

 

 

Рисунок 1.1 – Схема функций Национального банка Украины

 

 

2  РЕГУЛИРОВАНИЕ НБУ

2.1    Денежно-кредитная политика Национального банка Украины

 

 

Михайловская И.М. считает, что «Эффективность денежной системы зависит от разработки и реализации определенной денежно-кредитной политики» [7, с.335].

В экономической  литературе рассматривается несколько  подходов к определению сущности денежно-кредитной политики. Наиболее полное и точное определением понятия денежно-кредитного регулирования следующее - это государственное управление денежно-кредитными отношениями на микроуровне, которое через комплекс определенных инструментов предполагает формирование исходных условий организации указанных отношений между всеми участниками воспроизводственного процесса, Что обеспечивает в соответствии реализацию тех или иных задач развития экономики в определенный исторический период.

Основные принципы денежно-кредитного регулирования  основываются на основных критериях  и макроэкономических показателях  общегосударственной программы  экономического развития и основных параметрах экономического и социального  развития Украины на соответствующий период, Включающих прогнозные показатели объема валового внутреннего продукта, уровня инфляции, размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, платежного и торгового балансов, утвержденных Кабинетом Министров Украины.

Ежегодно Национальный банк информирует Верховную Раду Украины о направлениях денежно-кредитной и валютной политики, разработанной Национальным банком на следующий год и на более длительный период.

Сущность денежно-кредитной политики состоит в изменении предложения  денег, то есть увеличение предложения  в период спада для поощрения  расходов и уменьшение - при инфляции для уменьшения издержек.

В Украине главным субъектом  денежно-кредитной политики является Национальный банк. Кроме него, в выработке денежно-кредитной политики участвуют другие органы государственного регулирования экономики - Министерство финансов, Министерство экономики, непосредственно правительство, Верховная Рада. Органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели, которые служат ориентирами для формирования целей денежно-кредитной политики (объем ВВП (Валовой внутренний продукт), величина бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др.). Верховная Рада, кроме того, регулярно заслушивает доклады Председателя НБУ и получает информацию банка о состоянии денежно-кредитного рынка в Украине.

 Однако решающая роль в  разработке и реализации монетарной  политики принадлежит Национальному банку, поскольку он несет ответственность перед обществом за состояние монетарной сферы.

Рассмотрим основные инструменты  и цели денежно-кредитной политики, которые отражены на рисунке 2.1 [7, с. 337].

Рисунок 2.1 – Основные финансовые инструменты и цели денежно-кредитной политики

 

НБУ осуществляет рефинансирование банков. Механизмы и размеры рефинансирования Национальным банком Украины коммерческих банков в 2010 году и мае 2010 года. [5, с. 230].

Таблица 2.1 - Механизмы и размеры рефинансирования Национальным банком Украины

Показатели

2010

май 2010

Выпущено в обращение платежных  средств для рефинансирования

коммерческих банков всего:

100

100

В том числе за :

   

- аукционное кредитирование

-

-

- ломбардное кредитирование

15,3

-

- операции РЕПО

21,2

-

- другие механизмы

63,5

100


 

Минимальные обязательные резервы  представляют собой денежно-кредитное  регулирование экономики, суть которого установлении для коммерческих банков обязательной нормы ресурсов (в процентном отношении относительно величины привлеченных пассивов), которые они обязаны хранить в Национальном банке.

Минимальные обязательные резервы  представляют собой денежно-кредитное  регулирование экономики, суть которого установлении для коммерческих банков обязательной нормы ресурсов (в процентном отношении относительно величины привлеченных пассивов), которые они обязаны хранить в Национальном банке.

Установление Национальным банком минимальных резервных требований для коммерческих банков дает возможность влиять как на деятельность отдельных кредитных учреждений, так и на денежную сферу экономики в целом, что вывело обязательные резервы в ряд важнейших инструментов государственного регулирования экономической жизни общества.

Резерв хранится на корреспондентском счете коммерческого банка в Национальном банке, проценты на обязательные резервы не начисляются.

Для разных видов привлеченных средств  могут устанавливаться различные  нормы обязательного резервирования. Требования обязательного резервирования могут распространяться на все депозиты или на отдельные их виды в зависимости от той роли, которая отводится этому инструменту в монетарной политике НБУ.

Центральным банком периодически меняется норматив обязательного резервирования в зависимости от ситуации, которая складывается на рынке, и типа политики, которым проводится.

Если НБУ проводит рестрокцийную политику, то он повышает норму обязательных резервов. Такой же степени увеличивается сумма обязательных резервов и уменьшается ресурсный потенциал каждого коммерческого банка. Еще в большей степени (на коэффициент мультипликации) уменьшится размер депозитов банковской системы и общая масса денег в обращении [7, с.337].

Кредиты предоставленный НБУ коммерческим банкам (в процентах) указаны в приложении Б [8, с.18].

 

 

2.2 Регулирование норм обязательных резервов и ликвидности коммерческих банков

 

 

Проведение политики обязательных резервов является одним из инструментов, активно используемых НБУ для  контроля за деятельностью коммерческих банков и осуществления денежно-кредитного регулирования. Обязательные резервы - это беспроцентные вклады коммерческих банков в НБУ, размер которых устанавливается в определенном соотношении к банковским обязательствам.

Требования к резервам могут  распространяться либо на все банковские депозиты (вклады) и пассивы, полученные из других источников, либо только на отдельные типы банковских обязательств.

Размер обязательных резервов устанавливают  в соответствии с Законом Украины  “О банках и банковской деятельности”.

Законом определено право НБУ самостоятельно устанавливать нормы (ставки) обязательных резервов и типы обязательств банка, на которые они распространяются. В странах с развитой рыночной экономикой, например в США, ФРГ, максимальные нормы обязательных резервов и типы обязательств банков, для которых обязательно образование резервов В рамках законодательно установленных пределов и в зависимости от экономической ситуации центральные банки могут устанавливать разные нормы резервирования.

Опыт развития государственного регулирования  банковской системы в странах с рыночной экономикой показывает, что исторически первоначально использование центральными банками инструмента обязательных (минимальных) резервов преследовало цель обеспечить вклады клиентов в коммерческих банках ликвидными резервами и таким путем защитить интересов вкладчиков.

В современных условиях политика обязательных резервов, проводимая центральными банками, имеет двойственное назначение:

                    - поддерживает устойчивую ликвидность коммерческих банков

              - является инструментом регулирования объема денежной массы

Применение механизма обязательных резервов позволяет центральному банку  непосредственно влиять на количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Повышение процентных ставок по обязательным резервам увеличивает размеры беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральном банке, что непосредственно сокращает размеры вкладов и других привлеченных средств, которые коммерческие банки могут использовать для предоставления ссуд. При этом, независимо от размера обязательных резервов, банки обязаны выплачивать проценты по всем вкладам.

Коммерческие банки и филиалы  обязательные резервы хранят на корреспондентских (субкорреспондентских ) счетах, открытых в расчетно-кассовых центах НБУ. Их задачей является поддержание остатка средств на корреспондентском счете (субсчете) не ниже нормативной величины обязательных резервов. Сумма остатков средств, превышающая нормативную величину обязательных резервов, образует вторичные резервы коммерческого банка.

Расчет нормативной (обязательной) величины минимальных резервов коммерческие банки осуществляют трижды в месяц  за каждую декаду, не позднее 3-го, 13-го и 23-го числа ежемесячно. При этом расчетные и эксплутационные  периоды для формирования минимальных резервов совпадают.

Рисунок 2.3 – Распределение средств [4, с.18]

Обеспечение финансовой стабильности банков - необходимое условие эффективного функционирования экономики. Банк, как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся кредитных ресурсов. Стремление к максимилизации прибыли обуславливает вложение средств в операции, имеющие повышенную степень риска. Решению дилеммы “надежность - прибыльность” подчинено регулирование ликвидности коммерческих банков. Под ликвидностью банка понимается его способность выполнять обязательства перед клиентами.

Законодательством Украины регулирование  ликвидности коммерческих банков возложено на НБУ с применением методом экономического и административного воздействия.

Согласно законодательству в своей деятельности коммерческие банки должны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые НБУ. К этим нормативам относятся следующие показатели:

      -минимальный размер уставного фонда

- достаточность капитала

- ликвидность баланса

- максимальный размер риска на одного заемщика

- минимальный размер резервов

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в НБУ

Порядок расчета нормативов, сроки  предоставления отчетности об их выполнении и санкции за несоблюдение устанавливаются НБУ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Главной деятельностью Национального  банка является создание денежно-кредитных  механизмов, способных обеспечить стабильность национальной денежной единицы. В нашем  государстве сейчас идет формирование финансового рынка, рынка ценных бумаг, который должен стать основой взвешенного денежного регулирования экономики. Продолжается создание условий для объективного курсообразования, защиты национальной валюты и стабильности национальной денежной системы. Осуществляются мероприятия по ускорению формирования цивилизованной банковской системы, повышение уровня его ликвидности и надежности.

Предоставление широких полномочий Национальному банку в сфере  валютного регулирования необходимо, поскольку, особенно в условиях финансового  кризиса, когда отсутствует надлежащим образом разработанная законодательная база, а рыночные механизмы, саморегулирующиеся не получили достаточного развития.

Кроме того, центральные банки, будучи финансовыми агентами правительства, выполняют целый комплекс операций для его обслуживания.

В Украине главной целью денежно-кредитной  политики в году является обеспечение  стабильности гривны как монетарной предпосылки и фактора экономического роста. Эта цель будет достигнута путем управления денежного предложения в соответствии со спросом на деньги с использованием соответствующих инструментов денежно-кредитной политики.

В нашей стране кредитором в последней  инстанции является Национальный банк Украины. Проводя соответствующую  денежно-кредитную политику, он может  кредитовать коммерческие банки через: закрытые кредитные аукционы, операции РЕПО и рефинансирования инвестиционных операций.

Для того, чтобы в стране была экономическая  и социальная стабильность, важное значение имеет вопрос совершенствования  денежно-кредитной политики Национального банка Украины.

Таким образом, Национальный банк Украины - это такой орган, который взаимосвязан с экономикой и без которого существование  независимой страны - невозможно.

Информация о работе Национальный банк Украины