Национальный проект по АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно- обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр.3-4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АПК……………………………….....стр.5-7
1.1. Теоретические основы АПК………………………………….…стр.5-6
1.2. Современное состояние АПК в России………………………….стр.6-7
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АПК ЭКОНОМИКИ…………..стр.8-11
2.1. Проблемы растениеводства и животноводства……………………стр.8
2.2. Проблемы сельского населения…………………………………….стр.9
2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал………………………стр.10
2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения…………….стр.10
2.5. Проблемы технологии отрасли…………………………………….стр.11
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА……………………………...стр.12-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..стр.17-18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…...…..стр.19-20

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 40.81 Кб (Скачать документ)

     2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения 

     Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу  обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей  Канады и Германии в несколько  раз, нагрузка на основные виды техники  в России значительно выше, чем  в этих странах. Обеспеченность основными  видами сельскохозяйственной техники  составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия  тракторов превышает коэффициент  обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов  – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей  развитых стран, а энергозатраты  выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового  состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию[10].

     2.5. Проблемы технологии отрасли

     Проведённый специалистами министерства совместно  с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве  используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования  интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для  осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники. По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. Импортные закупки продовольствия и сельскохозяйственного сырья  в 2007 году возросли на 20%, до 21,6%млрд. долл.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АПК

     Без развитого сельского хозяйства  и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики и повышение  благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного  в землю зерна вырастает колос  из 60-80 зёрен» - это сказал один уважаемый  и мудрый эксперт, прошедший путь от  механизатора до главного редактора  известного аграрного издания. В  этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского  хозяйства – не признанный потребительским  обществом производитель не  в  силах развивать производство в  объёмах, способных удовлетворить  возрастающие потребности, и его  ослабление становится «болевой точкой»  социально – экономического общества в целом.

     Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая  включала бы ряд основных стратегических направлений:

     - стимулирование развития отечественного  сельского хозяйства, что в  первую очередь потребует определённого  перераспределения национального  дохода в пользу сельскохозяйственных  производителей;

     - придание аграрной реформе основной  целевой функции – рост производства;

     - внесение коррективов в социальную  политику, существенное улучшение  уровня питания групп населения  с низкими доходами.

     Каждая  из этих проблем требует серьёзных  мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного  производства, затем должен наступить  этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого  требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельскохозяйственного и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды сельскохозяйственного  производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

       Интеграция России в мировую  экономику должна идти таким  путём, который бы не разрушал  аграрный сектор, представляя внутренний  рынок для собственного производителя.  Здесь необходимо, прежде всего,  сохранение полных суверенных  прав государства по внешнеторговому  и ценовому регулированию. Высокая  зависимость внутреннего рынка,  например, от импортных поставок  мяса, послужила одной из основных  причин разработки приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК». Над выполнением этого проекта в 2007 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов[6]. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных  потребительских кооперативов всех видов.  За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов» введено 713,8 тыс. кв. м.  жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2008 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства – 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства  и табунного коневодства – 250 млн. руб., а также овцеводства – 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат  по страхованию сельскохозяйственных культур – до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб.  (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий – 2,3 млрд. руб.  (больше на 52%).

     Перемены, которые могут обеспечить  более  высокую динамику развития экономики  и социальной сферы села увязываются  с принятым Законом «О развитии сельского  хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение  конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и  качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия,  способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение  устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского  населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного  климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства  природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями  для поддержания паритета цен.  На финансирование  АПК из бюджета  субъектам федераций будут предоставляться  субсидии в порядке, определённом правительством.  При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета  имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды.              «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства  РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения  и механизмы реализации предусматриваемых  мероприятий.  Такая программа  утверждена на первые пять лет правительством. Таким образом, впервые появились  обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу.  В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.  Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель – задачи – количественно измеряемые целевые индикаторы – механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями.  Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв  земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России до 2010г.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

     Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более  чем на 4%, а в животноводстве –  на 5%.  Прогнозируется оживление  инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент  обновления основных видов сельскохозяйственной техники.  Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.  Вместе с тем выполнению прогнозных  темпов развития сельского  хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые  обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально – экономические  проблемы.

     Наряду  с экономической поддержкой российского  товаропроизводителя в рамках разрешённых  ВТО мер необходимо, отменить страновый  механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы  равные условия для российского  сельского хозяйства по сравнению  с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны.  Однако вступлении в ВТО могет дать определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности  национальной экономики.

     Для разработки региональной  и долгосрочной программы развития сельского хозяйства  и повышения его эффективности, дан прогноз государственной  поддержки сельского хозяйства  Пермского края [5].  По программе  «Развитие АПК Пермского края»  на 2008-2010 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе  на мероприятия прямой государственной  поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности - 1466 млн. руб., государственную  поддержку структурных изменений  в сельском  хозяйстве - 78 млн. руб.  В целом в 2010 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23%.  Принятие и реализация базового закона и Государственной программы  развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать  действенную нормативно – правовую базу для увеличения эффективности  реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста  доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения  социально – экономического положения  сельского населения.    
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В заключение  курсовой работы  сформулированы итоговые выводы  и предложения, вытекающие из  результатов анализа. 

     В современных условиях развитие АПК  страны происходит неоднозначно.  С  одной стороны имеют место  положительные результаты: наметился  рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью.  Но с другой стороны  остаются и продолжают развиваться  негативные процессы, которые преобладают  над положительными сдвигами, что  в целом позволяет оценить  положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности  потерять продовольственную независимость.

     Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве  является сокращение всех элементов  производственного потенциала, как  отдельных предприятий, так и  отрасли в целом. Сельское хозяйство  находится в таком положении, что применение разовых мер уже  недостаточно для вывода его из кризиса.  Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая  система преобразований. Суть новой  политики должна состоять в том, что  при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности  на селе и создание условий для  высокого уровня  и качества жизни  сельского населения.

     Одним из главных аспектов преобразований в АПК  является участие государства  в этом процессе.  Необходимо более  действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК.  Но в последние  годы такая поддержка была недостаточной  или отсутствовала совсем.  Решению  проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной  власти и регионов.  Конкретно  это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

     Важным  направлением преобразований в АПК  является обновление и эффективное  использование материально –  технической и технологической  основы производства.  В условиях сложного финансового положения  наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.

Информация о работе Национальный проект по АПК