Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:12, доклад
В современных условиях, характеризующихся глобальной конкуренцией на все более интегрирующихся мировых рынках, динамизм, масштабность и устойчивость технологического развития превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики. Обеспечение инновационного характера технологическому развитию имеет особое значение, поскольку только на этом пути возможно ускоренное создание новой современной модернизированной базы и освоение производства конкурентоспособной продукции.
Національна інноваційна система Республіки Молдова
В современных условиях, характеризующихся глобальной конкуренцией на все более интегрирующихся мировых рынках, динамизм, масштабность и устойчивость технологического развития превратились в решающий фактор повышения конкурентоспособности экономики. Обеспечение инновационного характера технологическому развитию имеет особое значение, поскольку только на этом пути возможно ускоренное создание новой современной модернизированной базы и освоение производства конкурентоспособной продукции. Опыт развитых стран показывает, что одним из факторов устойчивого развития человечества в третьем тысячелетии является эффективное и целенаправленное использование научных разработок в производстве, их активное включение в производственный процесс. Подсчитано, что на долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих инновации приходится от 70 до 90 % прироста валового внутреннего продукта.
Государство Республики Молдова осознает, что для выживания в конкуренции с западными производителями необходимо резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности, которое должно занимать центральное место в государственной политики страны. Для этого в июле прошлого года Парламентом республики был принят Закон – Кодекс о науке и инновациях (N.259-XV от 15.07.2004), который регламентирует правовые отношения, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области науки и инноваций, деятельностью в области научных исследований, инноваций и трансфера технологий, научно-технологической информации, аккредитацией организаций в области науки и инноваций, аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, защитой интеллектуальной собственности, с правовым статусом субъектов в области науки и инноваций. Высшим органом административной власти в области науки и инноваций стала Академия Наук. Академии Наук делегируются полномочия Правительства в области научных исследований и разработок, а также координирующая роль в области продвижения инноваций и трансфера технологий. Академия Наук заключает с Правительством Договор о партнерстве сроком на четыре года.
Поддержка научных исследований и разработок, а также стимулирование устойчивого инновационного климата являются стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Государство осуществляет стимулирование, материально-техническую и финансовую поддержку деятельности в области науки и инноваций, создает благоприятные условия для абсорбции инноваций. Основной целью государственной политики в области науки и инноваций является устойчивое социально-экономическое и человеческое развитие Республики Молдова, основанное на стимулировании и максимально широком использовании научного, научно-технического и технологического потенциала, ориентированного на ценности открытого демократического общества, для создания и реализации конкурентоспособных и экологически чистых продуктов, услуг, процессов.
Одними из главными принципами государственной политики в области науки и инноваций являются:
a) признание науки и инноваций основой социально-экономического развития Республики Молдова;
b) ориентирование деятельности в области науки и инноваций на социально-экономические, культурные и образовательные потребности общества;
c) преобразование объектов интеллектуальной собственности в конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках продукты, услуги, процессы;
d) проведение благоприятной финансовой, налоговой и таможенной политики в области науки и инноваций;
e) обеспечение взаимодействия науки, образования, производственной и финансовой сфер;
f) соответствие деятельности в области науки и инноваций международным нормам и принципам;
Государственная политика в области
науки и инноваций
Финансирование данной области осуществляется посредством программ из государственного бюджета, по результатам конкурса. Положительным моментом является тот факт, что в 2005 году ассигнования в области науки и инноваций составили 0,35% от Внутреннего Валового Продукта, что на 70% больше чем в предыдущем году. (Рис.1)
00.050.10.150.20.250.30.
Рис.1 Вложения из ВВП в области науки и инноваций
В целях координации, стимулирования и внедрения механизмов деятельности в области инноваций и трансфера технологий в составе Академии Наук была создана Агентство по инновациям и трансферу технологий, которая:
a) проводит государственную политику в области инноваций и трансфера технологий;
b) разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области инноваций и трансфера технологий;
c) определяет стратегические направления деятельности в области инноваций и трансфера технологий, которые отражаются в программах и проектах всех уровней;
d) участвует в осуществлении партнерства организаций в области науки и инноваций, высших учебных заведений и производственных предприятий;
e) определяет объем финансовых ассигнований, необходимых для поддержки программ и проектов в области инноваций и трансфера технологий, утверждаемый Высшим советом;
f) организует государственную регистрацию и учет программ и проектов в области инноваций и трансфера технологий;
g) координирует процесс создания инфраструктуры области инноваций и трансфера технологий;
h) оказывает специализированную помощь в области инноваций и трансфера технологий;
i) организует выставки достижений в области инноваций и трансфера технологий;
j) осуществляет иные функции, установленные законодательством.
Правительство финансирует инновационные проекты, отобранные Экспертной Комиссии в результате конкурса. Количество данных проектов и их финансирование значительно возросло в последние годы. В этом году были проведены два конкурса проектов в области инноваций и трансферу технологий, на котором были представлены 44 и 61 проекта. Объем финансирования возросло в 2005 году на 40% по сравнению с прошлым годом. В 2006 увеличение планируется в 5 раз. Согласно требованием эти проекты имеют еще кофинансирование, что составляет 40% из стоимости проектов. Таким образом создаются условия для внедрения научных разработок в производство и для интеграции науки с предпринимательским сектором.
020406080100120140200120022003
Рис.2 Динамика финансовых затрат для инновационных проектов
В этом году были организованы 2 международные конференции по инновациям и трансферу технологий, в области медицины и фармацевтики и в области агропромышленного сектора, на котором были представлены научные разработки, превращенные в конкурентноспособные товары, технологии и услуг. В сертябре планируется другая международная конфереция по микроэлектроники.
В рамках комплексного плана реализации Концепции межгосударственной инновационной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года было проведено социально-экономическое исследование состояния и проблем развития инновационного потенциала 70 научно-технических организаций и 40 промышленных предприятий Республики Молдовы. Впервые объектом исследования стала такая крупная социальная, экономическая и политическая проблема как инновационное развитие промышленного и научно-технического комплексов. Теоретическая и эмпирическая интерпретации основных категорий исследования, а именно «общий потенциал промышленного предприятия, научно-технической организации», «инновационный потенциал», «инновационная культура» в Республике Молдова помогли сделать следующие выводы:
• произошло техническое
• 42 % из опрошенных организаций проводят инновационную деятельность;
• 15,7 % из научных организаций и
10 % из предприятий проводили
Кроме того, накоплен опыт совместной исследовательской работы на межгосударственном уровне, разработана и апробирована исследовательская программа как основа для последующего мониторинга состояния и тенденций развития инновационного потенциала, научного сопровождения концепции.
Как показывает мировой опыт, наиболее эффективный путь внедрения научных разработок лежит через сеть малых и средних инновационных фирм, способные в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. В последние годы в Республике Молдова значительно возросло количество экономических агентов частного сектора, которые, согласно данным Департамента Статистики, составляют в среднем 93 % из общего числа. Однако, предприниматели частного сектора в основном занимаются вопросами коммерциализации продукции импортного производства, практически отсутствуют товаропроизводители которые внедряют новшества, большинство отраслей находятся в технической зависимости от внешних поставщиков.
Известно, что ключевой задачей в формировании и реализации инновационной политики является повышение эффективности научных исследований, их использование в производстве для создания наукоемких товаров, привлечение на этой основе дополнительных финансовых источников, что должно обеспечить переход к новому технологическому укладу. Важнейшим элементом создаваемой инновационной инфраструктуры являются инновационно-технологические центры, научно-технологические парки, бизнес инкубаторы. В настоящее время в Республики Молдова зарегистрированы и функционируют 2 бизнес инкубатор, которые способствуют повышению
эффективности внедрения результатов научных исследований в производстве, доведения до потребителя конкурентоспособной промышленной продукции, работ и услуг, основанных на инновациях.
Необходимо отметить, что в странах с переходной экономикой еще не сформирован действенный механизм организации инновационных процессов. Данное обстоятельство наряду с финансовыми затруднениями увеличивает технологическое отставание промышленности и во многом лишает научно-техническую сферу ориентиров развития исследований, имеющих целью коммерциализацию результатов научных исследований, не способствует привлечению интереса экономических агентов к внедрению наукоемких технологий.
В рыночной экономике для превращения научных исследований и разработок в новый реализуемый на рынке товар нужна инновационная инфраструктура, специалисты, которые способны подхватить результат научного исследования, найти производителей, инвесторов и уметь продвинуть готовую наукоемкую продукцию на рынок. Большое значение имеет подготовка специалистов в вузах, повышение квалификации научных работников по деловым принципам, коммерциализация технологий, получение второго образования по технологическому менеджменту для работников инновационных фирм. В этом плане разрабатывается национальная программа интеграции науки, образования и производства, подготовка специалистов в в области науки и инноваций которая будет способствовать решению данных вопросов.
Синергизм науки с производством станет реальностью в Республике Молдова только при умелом реализации всего арсенала намеченных мер прямого и косвенного государственного регулирования в сфере инноваций и технологического трансферта, при активном участии потенциальных участников в выполнении национальных и комплексных межгосударственных инновационных программ и проектов, при целенаправленной ориентацией на мировые тенденции развития. При этом, стимулирование технологического обновления производства и выпускаемой продукции за счет передовых научных разработок, привлечение инвестиций в инновационную сферу будут способствовать масштабному развитию инновационных процессов, реструктуризации научного потенциала республики, что должно стать залогом устойчивого экономического подъема.
Информация о работе Національна інноваційна система Республіки Молдова