Налог на роскошь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:55, доклад

Описание

Налог на роскошь

Работа состоит из  1 файл

В России введут налог на роскошь.doc

— 39.00 Кб (Скачать документ)


В России введут налог на роскошь

В России вновь поднимается вопрос о введении налога на роскошь. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ планируется рассмотреть в первом чтении на очередном заседании Госдумы, по коридорам которой данный законопроект путешествует уже с 2007 года.

За это время заметно расширился состав его инициаторов, однако основные положения предлагаемого документа не претерпели существенных изменений.

Как и три года назад предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной - в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта. Так, собственникам машин, которые оцениваются в сумму от 2 до 20 млн руб., придется отдать в казну 1% от их стоимости, налог на средства передвижения ценой от 20 до 50 млн руб. составит 3%, а для транспортных средств дороже 50 млн - 5%. При этом платить подать за роскошь обяжут не только физических, но и юридических лиц, чтобы первые не поддались соблазну переписать свою собственность на вторых, с целью избежать расчетов с государством.

Авторы законопроекта полагают, что налог на предметы роскоши будет способствовать внесению большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных. Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы в три - пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания.

Противники инициативы, в свою очередь, обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна. Неплохо было бы довести до ума и отечественный Налоговый кодекс, прежде чем вносить в него подобные поправки, полагают эксперты, скептически оценивающие законопроект.

Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. Но это далеко не единственная недоработка его авторов. Например, не понятно, почему в перечень объектов роскоши, наряду с ювелирными изделиями, картинами и скульптурами, не попали антикварные книги, монеты из цветных металлов и многие другие материальные свидетельства богатства. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами.

Привязка к цене в данном случае вообще весьма сомнительна. В стране с высочайшим уровнем коррупции и преобладанием теневой экономики получить реальную оценку стоимости предметов очень затруднительно. Взять, к примеру, тот же автомобиль или квартиру. Даже россияне со средним достатком знакомы с такими схемами, когда на вторичном рынке объект продается по одной цене, а в официальном договоре о продаже указывается другая. А уж на олигархов работает целый штат хорошо подкованных юристов, выискивающих необходимые лазейки в законодательстве. В итоге роскошный загородный дворец по документам может оказаться построенным из недорогих материалов или расписан по частям на целую толпу родственников и доверенных лиц. С другой стороны, оказаться зачисленными в ряды богатеев рискуют и малообеспеченные граждане. Так, многие люди еще с советских времен владеют участками в Подмосковье. И стоимость некоторых из них на сегодняшний день может значительно превышать 15 млн рублей, даже с учетом скромного размера в 6 или 12 соток.

Все эти соображения учли в комитете Госдумы по бюджету и налогам, который не поддерживает предложенные поправки и намерен рекомендовать депутатам отклонить законопроект. По мнению члена комитета Александра Когана, возражения вызывает именно недоработка документа, а не сама идея взимания налога на роскошь. В частности, он полагает, что этот налог должен рассчитываться исходя из физических показателей, без привязки к стоимости. Но в то же время сам указывает на несовершенство действующего транспортного налога, который, по сути, и представляет собой разновидность налога на роскошь. Он рассчитывается на основании мощности двигателя, которая далеко не всегда является показателем роскоши.

Очевидно одно: очередной возврат к "роскошной" налоговой теме - не что иное, как популистская мера, призванная закамуфлировать реальные проблемы.

 

Минэкономразвития определило, какие машины для россиян роскошь

Министерство экономического развития предлагает считать роскошью автомобили мощностью свыше 300 лошадиных сил. В настоящее время обсуждается вопрос об учете при этом возраста автомобиля. Что же касается стоимости, то этот показатель учитывать не стоит, потому что его сложно администрировать.Кроме того, роскошью может считаться жилище общей площадью от 1 тыс. кв. м. Дополнительные условия данного налога еще обсуждаются.

Ранее РСПП озвучило предложения в качестве объектов налогообложения роскоши использовать недвижимость, приобретенную после 1991г., транспорт. При этом нецелесообразно введение специального "налога на роскошь", необходимо использовать уже существующие форматы налогообложения, включая прогрессивные ставки акцизов, налога на недвижимость, транспортного налога и др.

При определении понятия "роскошь" предлагается рассмотреть возможность использования двух критериев - стоимостного и качественного, учитывая существующую практику определения налоговой базы и ставок налогов.

В рамках транспортного налога имеет смысл введение второго параметра - возраста транспортного средства, считает заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Татьяна Илюшникова. По ее мнению, это более формализованный параметр, чем стоимость автомобиля. Если учитывать стоимость машины, то встают вопросы, кто и за чей счет будет производить оценку транспорта, считает она.

Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял, что правительство может внести в Государственную думу законопроект о налоге на сверхпотребление и роскошь в 2013г. Данные сборы предлагается распространять не только на физических, но и юридических лиц, а также на имущество, приобретаемое в рамках госзакупок. Это позволит избежать нелегальных схем при регистрации предметов роскоши.

Отметим, что эксперты неоднозначно оценивают перспективы введения налога на роскошь. Существует мнение, что данный сбор может стать причиной увеличения оттока капиталов из России в страны, где такой налог отсутствует. "Как показывает опыт других стран, в которых такой налог существует в настоящее время (или существовал), такие опасения не беспочвенны", - считает эксперт службы правового консалтинга (СПК) "Гарант" Елена Титова.

 

 



Информация о работе Налог на роскошь