Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:03, контрольная работа
Формирование рыночных отношений в экономике нашей страны поставило перед государством задачу воздействия на общественные отношения с помощью экономических регуляторов и в первую очередь с помощью налогов.\
Существенные изменения в системе налогообложения Российской Федерации начались в 1990 году, но становление налоговой системы и регулирующего ее законодательства продолжается и по этот день.
В результате, в нашей стране созданы правовые основы налогообложения, отвечающие потребностям современного этапа общественного развития.
Введение………………………………………….…......3
Историческая справка……………………………..…..3
Налоги и налоговое право………………….………....4
Налоговая система…………………………………......9
Заключение…………………………………………….12
Список использованной литературы………………...13
Российская академия художеств
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи,
скульптуры и архитектуры
имени И.Е. Репина
Факультет теории и истории искусств
Отделение заочного обучения
Контрольная работа по экономике
Налоги и налоговая система
Санкт - Петербург
2011
В данной работе рассматриваются
такие понятия, как налоги и система
налогообложения, сущность налогообложения,
как основного фактора
Формирование рыночных отношений в экономике нашей страны поставило перед государством задачу воздействия на общественные отношения с помощью экономических регуляторов и в первую очередь с помощью налогов.
Существенные изменения в системе налогообложения Российской Федерации начались в 1990 году, но становление налоговой системы и регулирующего ее законодательства продолжается и по этот день.
В результате, в нашей стране созданы правовые основы налогообложения, отвечающие потребностям современного этапа общественного развития.
История налогообложения
насчитывает несколько
На первом этапе развития налогообложения – Древний мир и Средние века, появляются налоги в виде дани с побежденных народов, бессистемных податей, происходит постепенное совершенствование налогов. На втором этапе, начавшемся в конце XVII века и продолжавшегося до конца XVIII, налоги становятся ведущим источником доходной части государственного бюджета. Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX веке. Количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании.
Налоги и налоговое право.
Налоги являются главным инструментом перераспределения доходов в государстве и одной из экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и его граждан (налогоплательщиков).
Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств (доходов) или хозяйственного владения.
Признаками налога являются:
Сущность налога проявляется в единстве его функций: фискальной и регулирующей.
Фискальная функция связанна с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальную сферу, социальные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а так же на реализацию других государственных программ.
Другой важнейшей функцией налогов в рыночной экономике является регулирующая функция. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая или пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняют, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что эффективно функционирующая рыночная экономика – это регулируемая экономика, и центральное место в системе регулирования принадлежит налогам, поскольку с их помощью государство воздействует на общественное производство, достигая определенных целей в экономической политике.
Налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на регулирование производства, рост доходов и улучшение качества жизни населения, ограничивая высокий уровень доходов отдельных граждан и поддерживая необходимый неизменный уровень остальных. Налоги являются так же элементом регулирования демографических процессов, молодежной политики и иных социальных сфер. Кроме того, налоги не только пополняют казну, но и защищают национальную промышленность и торговлю, поддерживая их конкурентоспособность.
Наряду с налогами в структуре налоговой системы определенное место занимают платежи неналогового характера, а именно пошлины и сборы. Цель их взимания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов и др.).
Неналоговые платежи отличаются тем что:
В отличие от налога в
понятии сбора отсутствуют
Налоги имеют сложную иерархию и классификацию. Виды налогов выделяются по различным основаниям: по типу, поступлениям, видам плательщиков, по налоговой базе, принципам установления, периодичности.
Классификация налогов по существенным признакам позволяет определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников федерального бюджета, бюджетов субъектов государства, местных бюджетов, выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета.
Налоги и сборы в РФ классифицируются в зависимости от компетентности представительных органов власти по их установлению на: федеральные, региональные, местные.
Установление налогов и введение в действие закона о налоге осуществляется нормативным актом соответствующего органа власти и в зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней, налоги могут выступать, как закрепленные, так и регулирующие, при этом число регулирующих налогов все более сокращается.
По критерию классификации объекта налогообложения весь состав налогов и сборов распадается на две подсистемы: прямого налогообложения и косвенного налогообложения.
Прямые налоги (подоходно – имущественные) в основе имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. Сумма прямых находится в непосредственной зависимости: при подоходном обложении – от финансовых результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов и личных доходов физических лиц. К прямым налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на имущество организаций, налог на недвижимость, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.
Прямые налоги делятся на личные и реальные.
Личные налоги с действительно полученных доходов (прибыли). Так предприятие уплачивает налог на прибыль, подсчитанную, как сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Личные налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Реальными налогами облагается не действительный доход, а возможный, предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения, например, недвижимости, денежного капитала и т.п. реальными налогами облагается, прежде всего, имущество. Введение реальных налогов, имеет основной целью обеспечить эффективное налогообложение плательщиков в условиях, когда трудно определить их фактический доход.
Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются с операций по реализации товаров, по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара или в процентах к выручке от продаж. Косвенные налоги в конечном итоге оплачиваются потребителями товаров, работ или услуг в цену (тариф) которых включаются эти налоги, в связи, с чем они считаются несправедливыми. Кроме того, подобные налоги не учитывают прибыльности организаций и поэтому оказывают негативное влияние на развитие производства, потому, что увеличивают цену товара на каждой стадии его производства и реализации. В то же время косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъектуры, поэтому являются более надежными бюджетным источником. По этой причине косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют них существенную роль.
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, норм и правил, определяющих правомочия и ответственности участников налоговых отношений.
В каждой стране существуют свои виды налоговых систем весьма существенно отличающихся друг от друга, что во многом обуславливается традициями, социально – экономической ситуацией и задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, современные национальные налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Главным элементом налоговой
системы являются налоговый механизм,
который представляет собой совокупность
всех средств и методов
Основную роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения. То есть порядок исчисления того или иного налога. Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количество и состав налогов. В самом простом случае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровень ставок меняются, как правило, лишь в случае крайней необходимости, однако часто пересматриваются системы льгот. Построение и функционирование налоговой системы зависит от состояния экономики и общественно – политической ситуации в стране в конкретный временной период.