Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
изучить сущность, классификацию и основные понятия налогообложения;
определить влияние налоговой политики на экономику государства;
изучить налоги по способу их начисления и объекту обложения;
проанализировать изменения налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ………………… 5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения ………….. 5
1.2 Классификация налогов ………………………………………. 8
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ … 11
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки …………………………….. 11
2.2. Налоги, относимые на себестоимость …………………………. 18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………. 21
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ ……. 22
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 30
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра
экономики и управления бизнесом
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему: НАЛОГОВАЯ
ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Студентка группы 812,
специальности
«Менеджмент»
Научный руководитель
преподаватель
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ………………… 5
1.1 Основные понятия и сущность налогообложения ………….. 5
1.2 Классификация налогов ………………………………………. 8
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ … 11
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки …………………………….. 11
2.2. Налоги, относимые на себестоимость …………………………. 18
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли ……………………………. 21
3 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИКУ РБ ……. 22
4 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 30
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
Система
налогообложения
Цель данной работы - выявить особенности структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
Объектом изучения в данной работе выступает налоговая система государства.
Предметом
изучения выступает современная
система налогообложения в
1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Обширные
функции современного государства
в экономической сфере и
«Налог — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий». [2,c.116]
«Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.
Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.
Налоговая система государства - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля над своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату». [10,c.16]
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.
Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
фискальная – налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.
регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом. [7,c.51]
распределительная - обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы. [14]
Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
Принципы
и задачи налогообложения базируются
на налоговом законодательстве, которое
включает в себя: Налоговый Кодекс
РБ; Декреты, указы и распоряжения
Президента РБ, Постановления Правительства
РБ, Нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления,
органов местного управления и самоуправления,
регулирующие и содержащие вопросы
налогообложения. [18]
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются каналы поступления, виды плательщиков и способ изъятия.
в зависимости от каналов поступления различают:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины. [13]
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
по видам плательщиков:
по способу изъятия:
по объекту обложения:
оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне. [11]
Таким образом, рассмотрев выше указанную классификацию, можно сказать, что налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Налоги, уплачиваемые из выручки
Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. «Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации». [14,c.49]
Плательщиками налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.
Зачетный метод исчисления
С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога на добавленную стоимость:
0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
10%: при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
2. Акциз - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
При
исчислении акцизов (кроме акцизов,
взимаемых при ввозе
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы РБ. Указанное положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства – участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена, подлежат обложению акцизами.
Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.
Акцизами облагаются следующие товары:
На всей территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. [16]
3. Единый платеж (сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда).
Плательщиками являются организации, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Освобождаются от уплаты налога:
Сумма налога определяется по следующей формуле:
Где Н – сума налога, руб.;
НБ – налогооблагаемая база;
С – ставка налога
4. Налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров.
Освобождаются от уплаты налога:
Налогом на продажу не облагается:
Налог с продаж рассчитывается по следующей формуле:
где НБ – налогооблагаемая база;
С – ставка налога. [16,с.14]
5. налог с продаж автомобильного топлива.
Плательщиками налога являются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации и индивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции по реализации автомобильного топлива на территории РБ. Налог исчисляется по ставке 25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из цен без учета НДС.
Налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:
1. налог при упрощенной системе налогообложения.
Плательщиками налога являются предприятия, предприниматели и организации, у которых количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка – 2 млрд. рублей. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 8% от валовой выручки. [19]
2.
единый налог для
производителей
Плательщиками
налога являются производители
Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:
1. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объектом налогообложения выступает фонд заработной платы, определенный Советом Министров РБ, для исчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости.
С 2005 года чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы. При этом ставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости - 1%.[16]
2. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог).
Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации, финансируемые из госбюджета.
Налогом облагаются:
Налог состоит из:
Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ».
3. Платежи за землю (земельный налог).
Плательщиками
налога являются юридические и физические
лица (включая иностранные), которым
земельные участки
Земельным налогом облагаются земли:
Размер
земельного налога определяется в зависимости
от качества и местоположения земельного
участка и не зависит от результатов хозяйственной
и иной деятельности землевладельца,
землепользователя и собственника земель.
Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного
назначения определяется по данным
кадастровой оценки земли. Земельный налог
устанавливается в виде ежегодных фиксированных
платежей за гектар земельной площади.
В 2005 году ставки земельного налога индексируются
на 34%.
Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:
1. Налог на прибыль.
Плательщиками налога являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Плательщиками налога являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке 15%.
Плательщиками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке 30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – по ставке 40%.
Плательщиками налога являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организаций установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.
5. Целевой транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.
Таким образом, рассмотрев налоги по способу их начисления и объекту обложения, необходимо отметить, что система налогообложения в Республике Беларусь очень обширна и во многом усложнена, следовательно, нуждается в доработке и упрощении. [16]
Под
фактической налоговой
Темп роста ВВП и динамика уровня
налоговой
нагрузки в РБ в 2001-2006
гг.
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Темп роста ВВП, в % к предыдущему году | 104,7 | 105 | 107 | 111,4 | 109,2 | 109,9 |
Налоговая
нагрузка
(с учетом внебюджетных фондов, без учета ФСЗН) |
34,3 | 33,9 | 34,1 | 34,2 | 34,3 | 33,9 |
Источник: [15 ]
Разница
между номинальной и
Сопоставления с другими странами показали, что только в двух странах Евросоюза — Швеции (52%) и Дании (49,9%) — налоговая нагрузка выше, чем в Беларуси (48,8%). В странах с переходной экономикой уровень налогового бремени существенно ниже, чем в РБ.
Налоговая
нагрузка в РБ значительно выше,
чем в странах с сопоставимым
уровнем ВВП на душу населения.
Рис.
1 Налоговая нагрузка в РБ и других странах
[17]
Совершенно очевидно, что перспективы долгосрочного экономического роста связаны со снижением налоговой нагрузки. Вместе с тем эффект от ее снижения может быть достигнут только при наличии определенных предпосылок. Ключевыми условиями достижения такого эффекта во всех странах мира являются преобладание частного сектора в экономике, развитая инфраструктура финансовых рынков, обеспечивающая оптимальный межотраслевой перелив капитала, необходимые объемы банковского и страхового капитала в стране, наличие эластичного рынка труда.
Однако отсутствие этих и еще целого ряда предпосылок приводят к тому, что налоговая система, строящаяся на принципах либерализма, может иметь неоднозначные эффекты в странах с различными экономическими моделями.
Специфика белорусской модели заключается в высоком уровне государственного регулирования. С помощью налоговой системы перераспределяются значительные финансовые ресурсы между отраслями и отдельными предприятиями. Это перераспределение имеет не рыночный, а административный характер. Причем ресурсы достаются, как правило, не самым эффективным предприятиям. Это позволяет поддерживать, а часто и увеличивать, объемы производства, решать некоторые социальные задачи, но вместе с тем сдерживает прогрессивные структурные преобразования в экономике.
Идеально государство должно отказаться от любых косвенных налогов. Путем увеличения базы налогоплательщиков и стимуляцией экономического роста государство будет способно покрывать расходы собственного бюджета
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.
Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в
формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост налоговой нагрузки.
Как показывает анализ, оптимальным количественным показателем налогообложения является уровень налоговой нагрузки в пределах 30 % к ВВП.
Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления доходов в бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и мероприятий, с другой стороны – реализовать на практике стимулирующую функцию налогообложения для дальнейшего роста производства, инвестиций и экспортного потенциала белорусских товаропроизводителей. [12]
В заключение можно сказать, что влияние налоговой политики на экономику весьма велико и разносторонне. Но необходимо учитывать, что снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).
4
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Упрощение
системы налогообложения
Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Изменен
порядок налогообложения
Принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. [18]
Указ Президента Республики Беларусь № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» установил ставки платежей экологического налога, а также обеспечил совершенствование экономического механизма природопользования. [18]
Одним из существенных результатов проделанной работы по упрощению налоговой системы стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». При этом установлен упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. [19]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что за последнее десятилетие налоговая система Республики Беларусь претерпела множество изменений, были разработаны мероприятия по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, оптимизации состава налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства, направленных на инновационное улучшение существовавшей системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
«Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений».[2,c.36]
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
Вместе
с тем серьезным недостатком
отечественной налоговой
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
15. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Официальный сайт Национального статистического комитета – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 11.10.2009 г.
16. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 05.10.2009.
17. «Экономическая газета» №8 от 01.02.2008 г
18. Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.president.gov.by. –
Дата доступа: 15.10.2009.
19. Указ Президента РБ от 09.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (с изменениями и дополнениями от 03.01.2009 № 1).