Налоговая политика в регулировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:05, доклад

Описание

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Работа состоит из  1 файл

Эссе - доклад.docx

— 22.18 Кб (Скачать документ)
 

    Доклад на тему:

    Налоговая политика в регулировании рыночной экономики

    Введение

    Основным  инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

    В системе государственного регулирования рыночной экономики особое место занимают налоги. Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций. 

    Налоговая политика в регулировании  рыночной экономики

    Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось  одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются  все новые функции. В условиях преобладания частной собственности  и перехода крыночным отношениям налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства.

    Социально-экономическое  содержание налогов раскрывается в  их функциях. Обычно выделяют 4 основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую. Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны — консолидированного бюджета РФ, равномерности и полноты его формирования за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью своевременного формирования бюджета.

    Реализация  фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего - перераспределительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в виде финансирования из бюджета направляются на те или иные цели - просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т. д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов через органы Министерства по налогам и сборам, налоговую полицию, и т. д. Собираемость налогов в последние годы в России достигает 70-80% к суммам, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

    Особая  роль в налогообложении отводится  регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

    Кроме указанных функций налогов, следует  выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

    И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни — ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса.

    Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой  политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    В условиях трансформируемой экономики  налоговая политика государства  нужна прежде всего, чтобы активизировать переход к рыночным принципам хозяйствования и устойчивому экономическому росту. Она призвана обеспечивать рост рентабельности и снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития.

    Налоговая политика выступает одной из важнейших  составных частей общей экономической  политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система  налогообложения является важнейшим  комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Именно выполнением этой комплексной  функции характеризуются системы  налогообложения в странах с  развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.). При этом реализуется  принцип адекватности построения налоговых  систем. Он состоит в том, что формы  и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать  конкретным условиям формирования рыночной экономики.

    Через налоговую политику государство  реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

    С самого начала построения новой налоговой  системы (1992 г.) был взят преимущественно  фискальный ориентир. В результате налоговая система стала выполнять  конфискационные функции. Известно, что у предприятий изымается  сейчас через различные налоги больше прибыли. Обследование промышленных предприятий показало, что они направляют на инвестиции всего лишь 5-10% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 20%. И это происходит в условиях, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет 65% и более.

    В результате неэффективной налоговой  политики, уже в ближайшее время  потребуются огромные дополнительные инвестиции в производство. Но эту  задачу современная российская бюджетно-налоговая  система решить не в состоянии. Она  лишена стимулирующего начала, которое  в современных условиях имеет  важное значение для развития экономики России.

    Стимулирование  приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного  периода. Через это прошли такие  страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае. И только в России налоговая система  все еще не имеет достаточной  связи с реальными целями функционирования экономики.

    Жесткость российской налоговой системы была обусловлена ее целевой направленностью прежде всего на ликвидацию дефицитности бюджета посредством высокого уровня изъятия доходов предприятий и населения. Следствием этого стало тяжелое финансовое состояние предприятий, отсутствие у них средств на развитие производства. Все еще нет достаточной увязки налоговой системы с деятельностью непосредственных субъектов рыночной экономики - предприятий и корпораций. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система продолжает решать прежде всего фискальные задачи без учета их воздействия на общее развитие экономики. В результате этого примерно две трети предприятий промышленности поставлены в сложное финансовое положение, близкое к финансовой несостоятельности. Около 35% предприятий ныне убыточные.

    В условиях действующей налоговой  системы предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда ранее  стала затратной. Этому способствует также преобладание инфляции издержек, наличие монополизма в условиях свободного ценообразования. 

    Заключение

    Налоговая политика - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

    Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. 
 

Список  литературы

  • Борисов Е. Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.
 
  • Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/ В.И. Кушлин.  -2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
 
  • Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия/ Ф.И. Шамхалов. - М.: Экономика, 2000. - 382 с.

Информация о работе Налоговая политика в регулировании рыночной экономики