Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 01:24, реферат

Описание

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Так, функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В этой связи можно отметить что, несмотря на все многообразие мнений, развитие налоговой системы исторически определило три основных функции: фискальную, контрольную и распределительную. Которые взаимосвязаны и взаимозависимы, так ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

Содержание

1. Функции налогов
2. Сущность цели и принципы налоговой политики
3. Характерные особенности действующей налоговой политики.
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по макроэкономике1.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)
Таким образом, все вышеизложенное наряду с разрывом хозяйственных связей, отсутствием  платежеспособного спроса, высоким  уровнем безработицы, а также  несовершенством существующей налоговой политики, техники и права (в частности, большое количество льгот, сложность исчисления и т.д.) отнюдь не способствуют решению проблемы собираемости налогов, что в свою очередь определяет значительные недопоступления в бюджет. В то же время просто несерьезно рассуждать о снижении налогов, когда в налоговой системе есть масса законных и незаконных лазеек. В подобных условиях государство не может резко снизить налоговую нагрузку, поскольку наполняемость казны существенно уменьшится, что еще более обострит бюджетный кризис.
Одним из вариантов  выхода из сложившейся ситуации видится  комплексное осуществление следующих  мероприятий:
1. В области  налоговой политики: пересмотр действующей  системы налогов (вплоть до  отмены некоторых из них) в отношении уменьшения налоговых ставок за счет расширения налогооблагаемой базы, “инвентаризации” налоговых льгот и пересмотра существующей системы финансовых санкций;
2. В области  налогового права: совершенствование  действующего налогового законодательства;
3. В области  налоговой техники: упрощение  механизма исчисления и уплаты  налогов, усиление налогового  контроля за счет совершенствования  налогового администратирования. 
Следующая основная проблема действующей налоговой  политики - легализация “теневой экономики”, значительную часть которой составляют поступления от нового частного сектора. Они, как правило, непропорционально низки относительно реальных (а не официально показываемых) доходов. Огромные суммы наличных денег проходят главным образом через коммерческие киоски и всю систему розничной и мелкой торговли и бытового обслуживания населения. При действующей налоговой системе избежать этого не представляется возможным, поскольку схема налогообложения неадекватна формам малого предпринимательства в этих сферах. Поэтому сегодня назрела необходимость выработать эффективные меры в данном направлении, предусматривающие внесение изменений в банковское, таможенное и гражданское законодательства, в Уголовный кодекс и т.д. При этом важно отметить, что справиться с задачей легализации “теневой экономики” только мерами карательного характера невозможно, для этого надо создать у людей и фирм желание платить налоги - то есть получать высокие легальные доходы. Налогоплательщик готов стать законопослушным при условии, что налоговые изъятия будут разумными, и государство предоставит ему взамен ряд гарантий, в том числе и социальных.
Таким образом, сущность данного вопроса заключается  в умении Правительства Украины  найти баланс между объективно противоречащими  друг другу фискальной и стимулирующей функциями налога.
Если обратиться к Налоговому кодексу России (как  основному ориентиру осуществляемых нами преобразований), то можно отметить, что в нем предлагается осуществить  политику всемерного осуществления  налоговых льгот. Так, в некоторых комментариях утверждается, что “льготы разъедают налоговую систему,” их отмена позволит увеличить бюджетные доходы, в последующем снизить налоги, восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени. При этом абсолютно забывается, что наличие льгот - основной признак справедливой налоговой системы, ее неотъемлемый элемент. Что именно посредством льгот осуществляется государственное регулирование экономики. Только в США количество налоговых льгот составляет более 100, а в Великобритании их насчитывается порядка 80. То есть осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение налоговой системы регулирующей функции, возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития национальной экономики.
Безусловно, в  ныне существующей налоговой системе  имеется много излишних льгот, особенно когда они установлены не по видам  деятельности, а по отдельным организациям и фондам. Поэтому необходимо провести “инвентаризацию” налоговых льгот, в ходе которой многие из них нужно отменить. Но, с другой стороны, вряд ли может вызвать сомнение необходимость государственной поддержки малого бизнеса. Реально это можно сделать не субсидиями и дотациями и не кредитами, а только налоговыми льготами. Ибо первые могут быть даны отдельным малым предприятиям, а льготы - всем, или большинству, по крайней мере. Практически всеми странами с развитой рыночной экономикой используются налоговые льготы, например, для стимулирования модернизации производства, ускорения внедрения научно-технических достижений. Так, в налоговом законодательстве ряда стран полностью включаются в издержки производства расходы частных фирм на НИОКР. И этот перечень можно продолжать очень долго. Поэтому следует согласиться с профессором Д. Черником, который отметил, что основное зло кроется не в налоговых льготах как таковых, а их неразборчивости и непросчитанности, когда при их введении превалирует политическая культура или популизм, а не взвешенный и обоснованный подход.
Серьезного  пересмотра требует существующая система налоговых санкций. Так, укреплению принципа справедливости послужит различный подход к возложению финансовой ответственности на налогоплательщиков в зависимости от их вины в совершении налогового правонарушения. В настоящее время лица, злостно уклоняющиеся от уплаты налогов, и плательщики, нарушившие налоговое законодательство в результате ошибки, несут одинаковую ответственность, что представляется неправильным. Данный механизм нужно сделать более гибким, чтобы резко уменьшить (вплоть до полного освобождения от санкций) последствия несоблюдения налогового законодательства для предприятий, допустивших такие нарушения по независящим от них причинам. При этом штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового правонарушения и наличия преднамеренного умысла. Необходима более четкая и подробная классификация налоговых правонарушений.
Финансовая  система, базирующаяся только на одном  виде налогов бесперспективна и  не может удовлетворять предъявленным  требованиям, лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому благосостоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей.
Важным направлением инвестиционной активности в обществе является (широко практикуемая в странах  Западной Европы, США, Японии) смещение акцента с доходов предприятий  на доходы физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Однако сегодня, из-за неадаптирования к условиям рыночной экономики, наличия недостаточно обоснованного льготного режима налогообложения отдельных отраслей или хозяйствующих субъектов, а также низкой эффективности борьбы с уклонениями от налогообложения в отдельных сферах деятельности, вызванных несовершенством отдельных положений налогового законодательства, груз налогового давления между различными плательщиками распространяется весьма неравномерно. В настоящее время наибольшее бремя налогов и наиболее жесткий подход в обеспечении контроля за своевременностью уплаты налогов и сборов приходится на предприятия (юридические лица ), у которых лучше налажен учет и их легче проверить.
Устранение этого несоответствия - важнейшая задача дальнейшего совершенствования налоговой политики. Однако изменение порядка налогообложения с усилением его воздействия на доходы физических лиц сегодня, в условиях существующего падения уровня жизни населения не только не возможно, но и опасно, так как чревато социальным взрывом.
Разумеется, такая  перестройка структуры налогообложения  неизбежно потребует времени. И  она будет связана с процессом  роста доходов основной части  населения, обеспечением стабильного  роста, так называемого среднего класса населения, снижением расслоения в обществе.
Заключение
Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической политики, представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.
В то же время, действующие  на данный момент направления налоговой  политики отличаются бессистемностью, отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью.
Изменения в  налоговой системе Украины необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:
№1 Суть проблемы. Законы о налогообложении дублируют  термины и концепты, дублируют  нормы относительно различных видов  операций, устанавливают разные подходы к видам операций и расчетов плательщиков. Нет логической связи с гражданским и хозяйственным законодательством.
Предложения. Налогообложение  хозяйственных операций устанавливается  единым Налоговым Хозяйственным  Кодексом (НХК), включающем в себя НДС, налог на прибыль (НП) в том числе систему Патентов как часть НП, акцизы, Единый Социальный Сбор (ЕСС), налог на недвижимость (НН). Приближение терминологии НХК к терминологии ГК и ХК Украины.
Позитивные  последствия. Единые концептуальные подходы  к налогообложению хозяйственных операций, единая трактовка операций, единая трактовка способов расчетов, единая трактовка возникновения объектов налогообложения. Экономия масштаба нормативных документов, Кодирование норм, исключение взаимных повторяющихся ссылок.
№2 Суть проблемы. Установление огромного количества льготных норм и исключений отраслевыми, профильными законами и законами налогообложения. Существование льгот  по признаку территории, статуса, зоны действия, отрасли приводит к концентрации операций через такие льготные территории, зоны, отрасли, через граждан со «статусами». И, в конечном счете, к уклонению.
Предложения. Исключить  из налоговых законов любые льготные нормы. Вместо этого принять единый Льготный Кодекс (ЛК), предусматривающие  единые концептуальные нормы предоставления льгот для социальных групп, социально значимых производств и отраслей, для производств, действующих под бюджетные заказы. ЛК считать неотъемлемой частью системы налогообложения. Единые концептуальные нормы для социальных групп, социально значимых производств и отраслей, для производств, действующих под бюджетные заказы. Льготы предусмотреть лимитированно,в размерах, необходимых и эффективных для достижения социальных целей.
Позитивные  последствия. Все льготные нормы  и правила кодированы под единым ЛК и не разбросаны под множеством законов налогообложения, отраслевым и профильным законам. Устранены необоснованные льготы. ( по признаку территории, зоны, статуса пострадавших, иного статуса, профессии). Значительное сокращение объемов уклонения от уплаты налогов.
№3 Суть проблемы. Указ Президента об упрощенном налогообложении  имеет слабую легитимную основу и  создает отраслевые перекосы налоговой  нагрузки, а также прекрасные возможности  для уклонения от уплаты налогов.
Предложения. Упрощенное налогообложение подвести под расширенную систему патентов. Детальные прописанные Патенты устанавливают минимально обязательную нагрузку на малый бизнес (в т.ч. предпринимателей без образования юрлица). Уточнять ежегодно общий объем операций, устанавливающей границы «малого бизнеса». Создать ограничения для использования фактически трудовых отношения с гражданами в статусе предпринимателей для обналичивания.
Позитивные  последствия. Устранение существования  параллельной системы налогообложения, Устранение уклонения от НДС и сокрытия объектов прибыли.
Ограниченный  исключительный список патентов улучшит  функции контроля.
№4 Суть проблемы. Существование скрытых акцизов  в виде «временных» пенсионных сборов.
Предложения. Переведение  акцизов на мобильную связь, торговлю ювелирными изделиями, легковыми автомобилями, недвижимостью под общие положения взимания акцизов в НХК.
Позитивные  последствия. Исключение контрольных  функций ПФ над взиманием несвойственных акцизов. Унификация концептуальных подходов к взиманию акцизов в составе НХК.
Основные (бюджетообразующие) законы налогообложения.
№5 Суть проблемы. Трактовка возникновения объектов налогообложения различна для каждого  из налогов, трактовка операций отличается от норм ГК и ХК. Существование правила «первого» события, отрывающее исчисление налогов от финансового учета.
Предложения. Указание для каждой хоз-операций, установленных  в ГК и ХК особенности возникновения  объектов налогообложения. Отмена правила  определения 1го события. В качестве компенсации отмены правила предлагается увеличение объекта налогообложения на сумму неисполнения договорных обязательств перед контрагентом (задержка оплаты или поставки).
Позитивные  последствия. Единая трактовка операций и объектов налогообложения. Максимальное сближение налогового и финансового учета. Устранение манипулирования правилом 1го события в целях уклонения от уплаты налогов.
№6 Суть проблемы. Существенная дискриминация вексельных расчетов и других видов не-денежных расчетов вследствии недостаточности нормативной трактовки. Наличие несвойственного налогообложения ценных бумаг НДС операций с неденежными формами расчета.
Предложения. Расширить  трактовку особенностей налогообложения  в зависимости от способа расчетов путем детализации упоминаемых  видов расчетов - вексельный, поручительство (оплата гарантом), уступка требования и перевод долга, расчет зачетом, расчет ценными бумагами, расчеты с неплательщиками. Устранить различие обложения НДС в зависимости от способа расчетов.

Информация о работе Налоговая политика