Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:42, творческая работа
Целью данного эссе является раскрытие структуры налогового администрирования посредством рассмотрения целей, форм и методов каждого структурного элемента: налогового планирования, регулирования и налогового контроля.
Введение 3
1. Налоговое планирование 4
2. Налоговое регулирование 6
3. Налоговый контроль 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Оглавление
Введение
1. Налоговое планирование
2. Налоговое регулирование
3. Налоговый контроль 8
Заключение
Список использованной литературы
Во все времена одной из важнейших проблем государства являлось обеспечение поступления во все уровни бюджетной системы и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов. С этой целью государствами создаются целые налоговые системы – совокупности взаимосвязанных элементов: налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
Как и все прочие системы, налоговая система нуждается в эффективном регулировании и управлении. Процессом управления налоговым производством, реализуемым налоговыми органами является налоговое администрирование, о котором и пойдет речь в данном эссе.
Явление налогового администрирования было рассмотрено многими экономистами, такими как А.З. Дадашев, В.А. Красницкий, А.В. Лобанов, И.А. Перонко. В своих работах они давали различные определения налоговому администрированию и предлагали свои варианты состава его структуры, синтез которых будет приведен в моей работе.
Целью данного эссе является раскрытие структуры налогового администрирования посредством рассмотрения целей, форм и методов каждого структурного элемента: налогового планирования, регулирования и налогового контроля.
Налоговое планирование является отправной точкой, первым структурным элементом налогового администрирования. Целью налогового планирования является формирование доходной части бюджетов различных уровней.
Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.
Налоговое планирование имеет две формы: стратегическую и текущую. Первая форма нацелена на прогнозирования показателей на долгосрочный период, вторая – на краткосрочный. Стоит учитывать, что текущее планирование разрабатывается в рамках стратегического и не должно ему противоречить.
Что касается методов государственного налогового планирования, то их можно разделить на три группы: косвенные, прямые и упрощенные методы. Косвенные основаны на прогнозировании укрупненных показателей по отраслям, таких как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а также показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Прямые методы налогового планирования базируются на прогнозировании уровня налоговых баз и в основном применяются налоговыми органами. Упрощенные методы – методы экстраполяции существующих трендов – применяются путем распространения установленных в прошлом тенденций на будущий период.
При прогнозе поступлений налогов органы управления ориентируются на максимально высокий их уровень, что связано с постоянно растущими потребностями государства и муниципальных образований., вызванных как объективными причинами (естественный прирост населения, необходимость развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение жизненного уровня и др.), так и субъективными причинами (связаны с завышенными запросами органов власти и управления). В этом случае не стоит забывать, что увеличение налоговой нагрузки может негативно сказаться на развитии экономики страны, в частности даже привести к свертыванию предпринимательской деятельности.
Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. В его процессе Минфин России, в частности, принимает решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с проектом федерального бюджета на предстоящий год в Правительство РФ направляются проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах. В процессе налогового прогнозирования происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей и интересов. Как показываем мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя.
Следующим элементом налогового администрирования является регулирование налоговых процессов. Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.
Целью налогового регулирования является достижение компромисса между фискальными интересами государства (по сборам средств в бюджеты) и экономическими интересами субъектов.
Налоговое регулирование может иметь две основных формы: налоговое стимулирование и дестимулирование развития экономики.
Реализация стимулирующих мер в области налогообложения может осуществляться следующими способами:
снижение номинальной ставки налога
предоставление налоговых льгот
отсрочка налоговых платежей (рассрочка, налоговый кредит и др.)
уменьшение налогооблагаемой базы
изменение объекта налогообложения
Налоговое стимулирование направлено на поддержку развития тех или иных отраслей народного хозяйства, малого и среднего предпринимательства, инновационных и инвестиционных процессов и др.
Напротив, такая форма налогового регулирования, как дестимулирование, имеет целью сдерживание, ограничение некоторых видов деятельности хозяйствующих субъектов. Методами налогового дестимулирования являются методы, противоположные вышеперечисленным. Например, не так давно МинФин поднял вопрос о налоговом дестимулировании внешних займов российских компаний. Здесь методом регулирования стала предельная величина процентов по займам в иностранной валюте, относимая на расходы по налогу на прибыль, которая теперь привязана к ставке рефинансирования ЦБ.
Третьим элементом налогового администрирования является налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Целью налогового контроля является обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль, являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как
наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.
Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:
комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов
тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.
Таким образом, существует множество разнообразных методов осуществления налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт, адаптированный к нашим российским условиям.
Налоговое администрирование является неотъемлемой частью налоговой политики государства. Каждый из трех структурных элементов налогового администрирования имеет свои задачи и методы, но в целом они направлены на осуществление эффективного управления налоговой системы, грамотного регулирования её элементов.
Налоговое планирование, регулирование и контроль – отнюдь не невзаимосвязаны, они – части единого целого, дополняющие друг друга. Их элементы порой пересекаются (как, например наличие элемента контроля на этапе налогового планирования).
Все три элемента налогового администрирования имею широкий набор различных методов проведения, что позволяет полностью, со всех сторон охватывать регулирование налоговых процессов.
Однако, при всем разнообразии, необходимо совершенствовать систему налогового администрирования, особенно по части налогового контроля. Сегодня эта система достаточно эффективна, но недобросовестные налогоплательщики все же находят те или иные «лазейки», уклоняясь от уплаты налогов и сборов в те или иные уровни бюджетной системы.
1. Пьянова М.В. Лекции по дисциплине «Налоги и налогообложение» - М., 2011
2. Экономический словарь (Материалы издательского дома «ИНФРА-М»)
http://slovari.yandex.ru
3. Сайт Нового Законодательства
http://werto.ucoz.ru/news/
4. БЭС – Большой Энциклопедический словарь
http://www.slovopedia.com/2/
5. Словарь экономики и права («Ведомости»)
http://www.vedomosti.ru/
6. Интерфакс-экономика
http://www.ifx.ru/
2
Информация о работе Налоговое планирование, регулирование и контроль