Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:04, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение налоговой системы России. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть принципы и структуру налоговой системы РФ;
рассмотреть условия установления, структуру налогов и сборов;
проанализировать налоговую систему РФ.
Введение 3
1. Общая характеристика налоговой системы России 5
1.1. Принципы налоговой системы РФ и условия установления налогов и сборов 5
1.2. Структура системы налогов и сборов 8
2. Проблемы оптимизации налоговой системы РФ…………………….. 10
3. Пути повышения эффективности налоговой системы РФ 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
В
течение последних двух тысячелетий
истории человечества налоги неизменно
находятся под пристальным
Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги — это:
1)
вычеты из доходов
2)
основной источник доходов
3)
эффективный инструмент
Появление
налогов связано с
Постепенно
налоги превращаются в постоянный источник
обеспечения государства
Средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».
Однако наряду с чисто фискальной функцией налоги заключают в себе большие возможности для экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, развитие научно-технического прогресса, для решения социальных проблем.
Целью настоящей работы является рассмотрение налоговой системы России. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть принципы и структуру налоговой системы РФ;
рассмотреть условия установления, структуру налогов и сборов;
проанализировать налоговую систему РФ.
Действующая в России налоговая система основана на следующих принципах:
- Налоги устанавливаются законами. Этот принцип закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации и из него следует, что законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся федеральными и местными законами, законами субъектов Российской Федерации.
-
Отрицание обратной силы
Поэтому изменения налогового законодательства не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
-
Единство налоговой системы,
Поэтому регионы не должны вводить налоги, если:
• это может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства;
•
это позволяет формировать
Пени - это финансовая санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Они определяются в процентах к сумме невыполненного обязательства за каждый день просрочки. Пени по налоговым платежам начисляются за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты суммы налога по день фактической уплаты включительно. С 1 апреля 1998 года ставка пени установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговая система регулируется основным законом страны – Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны.
Другим, не менее важным источником нормативного регулирования является Налоговый кодекс Российской Федерации. Он имеет огромное значение в налоговой системе.
Федеральные законы Российской Федерации (в том числе и налоговые) принимаются Государственной Думой, направляются для утверждения в Совет Федерации и в течение семи дней после подписания Президентом подлежат официальному опубликованию.
Ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, письма, разъяснения и т.п.), издаваемые во исполнение решений высших органов государственной власти и управления страны либо по их поручению, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После того они должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Состав налогов, взимаемых в России, общие принципы налогообложения установлены Налоговым кодексом РФ. Федеральные законодательные органы власти определяют перечень налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории страны и вводят федеральные налоги и сборы.
Установление налогов субъектами Российской Федерации дает право решать вводить или не вводить на своей территории конкретный налог из перечня региональных и местных налогов, который содержится в Налоговом кодексе РФ.
По этим налогам субъектам Федерации предоставлено право детально определять субъектов и объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты, порядок предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок.
- Строгое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между органами власти на разных уровнях.
-
Равное налоговое бремя,
-
Однократность налогообложения,
-
Безусловный приоритет норм, установленных
в налоговом законодательстве, над
положениями по налоговым
-
Равенство защиты прав и
-
Определение в федеральном
Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Структура системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы РФ и имеет три уровня:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
По общему правилу, федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны.
Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень:
-
налог на добавленную
- единый социальный налог;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- водный налог;
-
налог на пользование
-
налог на добычу полезных
- государственная пошлина.
Кроме того, существует два вида обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды:
-
взносы на обязательное
-
взносы на обязательное
Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги.
Причем региональные власти имеют право вводить только те налоги, которые разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов:
-
налог на имущество
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Региональные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.
Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные, местные власти могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями.
Вот перечень местных налогов:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.
Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение (3, С. 38.):
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2.
Социальных задач; обеспечение
занятости населения,
3.
Задачи оптимизации налоговых
изъятий, т.е. достижения
В странах, занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов в разряде развитых стран, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Ю. Корее - менее 2,5 тыс. долл. (доля налогов в ВВП — 22 %), в Турции - примерно 600 долл. (доля налогов в ВВП - 22%), а в Мексике - даже менее 500 долл. (доля налогов в ВВП —16%). (15, С.30.)