Налоговые системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение налоговой системы России. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть принципы и структуру налоговой системы РФ;
рассмотреть условия установления, структуру налогов и сборов;
проанализировать налоговую систему РФ.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика налоговой системы России 5
1.1. Принципы налоговой системы РФ и условия установления налогов и сборов 5
1.2. Структура системы налогов и сборов 8
2. Проблемы оптимизации налоговой системы РФ…………………….. 10
3. Пути повышения эффективности налоговой системы РФ 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Экономика налогсистемаРФ.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

 

    В течение последних двух тысячелетий  истории человечества налоги неизменно  находятся под пристальным вниманием  всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

    Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги — это:

    1) вычеты из доходов налогоплательщиков;

    2) основной источник доходов современного  государства;

    3) эффективный инструмент регулирования  рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).

    Появление налогов связано с возникновением первых государств. Вначале это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме. Затем стали вводиться регулярные денежные налоги. Считается, что одним из первых таких налогов был трибут — поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. до н.э.

    Постепенно  налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им своих общественных обязанностей. В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов  формируется до 80—90% всех доходов государства (другие источники — прибыль государственных предприятий, займы и эмиссия).

    Средневековый философ Ф. Аквинский называл  налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».

    Однако  наряду с чисто фискальной функцией налоги заключают в себе большие возможности для экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, развитие научно-технического прогресса, для решения социальных проблем.

    Целью настоящей работы является рассмотрение налоговой системы России. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

    раскрыть принципы и структуру налоговой системы РФ;

    рассмотреть условия установления, структуру налогов и сборов;

    проанализировать  налоговую систему РФ.

 

1. Общая характеристика  налоговой системы  России

1.1. Принципы налоговой системы РФ и условия установления налогов и сборов.

 
 

    Действующая в России налоговая система основана на следующих принципах:

    - Налоги устанавливаются законами. Этот принцип закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации и из него следует, что законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся федеральными и местными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    - Отрицание обратной силы закона. Согласно этому принципу налоговые  законы, приводящие к изменению  размеров налоговых платежей, обратной  силы не имеют.

    Поэтому изменения налогового законодательства не распространяются на отношения, возникшие  до их принятия.

    - Единство налоговой системы, необходимое  для обеспечения единства экономического  пространства. Этот принцип означает, что на территории России не  допускается установление таможенных  границ, пошлин, сборов и каких-либо  иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Законодательство не допускает установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

    Поэтому регионы не должны вводить налоги, если:

    • это может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства;

    • это позволяет формировать бюджеты  одних территорий за счет налоговых  доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов. За нарушения налоговые органы имеют право взыскивать пени и налагать другие санкции на предприятия.

    Пени - это финансовая санкция за несвоевременное  выполнение денежных обязательств. Они  определяются в процентах к сумме  невыполненного обязательства за каждый день просрочки. Пени по налоговым платежам начисляются за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты суммы налога по день фактической уплаты включительно. С 1 апреля 1998 года ставка пени установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Налоговая система регулируется основным законом  страны – Конституцией Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую  силу и прямое действие на всей территории страны.

    Другим, не менее важным источником нормативного регулирования является Налоговый  кодекс Российской Федерации. Он имеет  огромное значение в налоговой системе.

    Федеральные законы Российской Федерации (в том  числе и налоговые) принимаются Государственной Думой, направляются для утверждения в Совет Федерации и в течение семи дней после подписания Президентом подлежат официальному опубликованию.

    Ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы, письма, разъяснения и т.п.), издаваемые во исполнение решений высших органов государственной власти и управления страны либо по их поручению, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. После того они должны быть официально опубликованы в газете «Российские вести».

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Состав налогов, взимаемых в России, общие принципы налогообложения установлены Налоговым кодексом РФ. Федеральные законодательные органы власти определяют перечень налогов, сборов, пошлин, взимаемых на территории страны и вводят федеральные налоги и сборы.

    Установление налогов субъектами Российской Федерации дает право решать вводить или не вводить на своей территории конкретный налог из перечня региональных и местных налогов, который содержится в Налоговом кодексе РФ.

    По  этим налогам субъектам Федерации предоставлено право детально определять субъектов и объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты, порядок предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок.

       - Строгое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между органами власти на разных уровнях.

    - Равное налоговое бремя, которое  не допускает установление дополнительных, повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, местонахождения налогоплательщика и т.д.

    - Однократность налогообложения,  которая означает, что один и  тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения;

    - Безусловный приоритет норм, установленных  в налоговом законодательстве, над  положениями по налоговым вопросам  в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения;

    - Равенство защиты прав и интересов  налогоплательщиков и государства.  Это значит, что каждый из участников  налоговых отношений имеет право  на защиту своих законных прав  и интересов в установленном  законом порядке.

    - Определение в федеральном законодательстве  перечня прав и обязанностей  налогоплательщиков, налоговых органов  и их должностных лиц. (3, С. 36.)

1.2. Структура системы налогов и сборов

 
 

    Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность  определенным образом сгруппированных друг с другом налогов  и  сборов,  взимание  которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

    Структура системы налогов и сборов повторяет  структуру бюджетной системы  РФ и имеет три уровня:

    1) федеральные налоги и сборы;

    2) региональные налоги и сборы;

    3) местные налоги и сборы.

    По  общему правилу, федеральные налоги и сборы  устанавливаются  НК  РФ  и обязательны к уплате на всей территории  страны.

    Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень:

    - налог на добавленную стоимость;

    - единый социальный налог;

    - акцизы;

    - налог на доходы физических  лиц;

    - водный налог;

    - налог на пользование объектами  животного мира;

    - налог на добычу полезных ископаемых;

    - государственная пошлина.

    Кроме того, существует два вида обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды:

    - взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профзаболеваний;

    - взносы на обязательное пенсионное  страхование.

    Власти  краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги.

    Причем  региональные власти имеют право  вводить только те налоги, которые  разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов:

    - налог на имущество организаций;

    - транспортный налог;

    - налог на игорный бизнес;

    Основные  правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Региональные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.

    Власти  городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей  территории местные налоги. Как и  региональные, местные власти могут  ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями.

    Вот перечень местных налогов:

    - налог на имущество физических  лиц;

    - земельный налог.

    Местные налоги и сборы  устанавливаются  и  вводятся  на  соответствующей  территории представительным органом  муниципального образования, и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

2. Проблемы оптимизации  налоговой системы РФ

 

    Разрабатывая  конкретные направления налоговой  политики государство должно обеспечить решение (3, С. 38.):

    1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

    2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

    3. Задачи оптимизации налоговых  изъятий, т.е. достижения паритета  между общественными, корпоративными  и личными интересами в области  налогообложения.

    В странах, занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов в разряде развитых стран, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Ю. Корее - менее 2,5 тыс. долл. (доля налогов в ВВП — 22 %), в Турции - примерно 600 долл. (доля налогов в ВВП - 22%), а в Мексике - даже менее 500 долл. (доля налогов в ВВП —16%). (15, С.30.)

Информация о работе Налоговые системы РФ