Налоговый режим в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Описание

Во многих государствах одной из эффективных и перспективных форм привлечения инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание особых экономических зон (ОЭЗ). В настоящее время создано около 3000 ОЭЗ в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд долл. США.

Работа состоит из  1 файл

Налоговый режим в свободных экономических зонах.docx

— 19.17 Кб (Скачать документ)

         Налоговый режим в свободных  экономических зонах

         Во  многих государствах одной из эффективных  и перспективных форм привлечения  инвестиций с целью развития экономического и научного потенциала становится создание особых экономических зон (ОЭЗ). В  настоящее время создано около 3000 ОЭЗ в 120 странах мира, где работают свыше 50 млн человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд долл. США.

         Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это особые экономические районы (комплексные зоны, открытые города) в границах одного государства, где действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей. Все это стимулирует предпринимательскую активность и привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом свободная экономическая зона выступает как органическое звено народнохозяйственного комплекса (или его части), связанная с ним различными факторами – социально-экономическими, демографическими, географическими и др.

         Льготный  налоговый режим подразумевает  отсутствие налогов или очень  низкий их уровень, особенно для нерезидентов (иностранного капитала и иностранных  физических лиц). Часто вместо налогов  взимается фиксированный сбор. Кроме  того, предпринимателей привлекают такие  условия как, простота и дешевизна  оформления, отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм, недорогие  услуги местных секретарских фирм, обслуживающих оффшорные компании. Эти и подобные им льготы предоставляются оффшорной компании только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. То есть, иностранная компания на территории данной страны может называться оффшорной только в том случае, если она не осуществляет экономической деятельности с национальными фирмами и физическими лицами и не работает с валютой данной страны, а работает на внешних для данной страны рынках.

         Согласно  ст. 36 Закона об ОЭЗ резиденты особых зон подлежат налогообложению в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах. На основе указанной нормы  были внесены несколько изменений  в Налоговый кодекс Российской Федерации.

         Так, ст. 241 НК РФ дополнена таблицей льготных ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций  и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам. В отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки ЕСН только в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года. 
    По налогу на прибыль организаций предусмотрены следующие льготы. Организации - резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2(ст.259 НК РФ).

         Кроме этого во всех ОЭЗ налогоплательщики  могут экономить на расходах на научные  исследования и опытно-конструкторские  работы. В отличие от обычных плательщиков, для которых стоимость исследования равномерно включается в состав прочих расходов в течение года (ст. 262 НК РФ), зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации стоимость таких исследований включают в расходы в полном размере в период их осуществления. Это правило касается не только резидентов ОЭЗ, но и всех организаций, зарегистрированных и ведущих деятельность в пределах ОЭЗ.

         Ограничение, касающееся переноса на текущий налоговый  период суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка (совокупная сумма переносимого убытка ни в каком  отчетном (налоговом) периоде не может  превышать 30% налоговой базы по налогу на прибыль организаций), не применяется  в отношении организаций - резидентов промышленно-производственных ОЭЗ. Убытки, полученные резидентами ОЭЗ, без  ограничений переносятся на будущее, т.е. могут покрываться за счет предстоящих  прибылей (ст.283 НК РФ).

         По  налогу на имущество организаций  освобождаются от налогообложения  организации - резиденты ОЭЗ в  отношении имущества, учитываемого на балансе резидента ОЭЗ любого типа, в течение пяти лет с момента  постановки имущества на учет. 
    По земельному налогу освобождаются от налогообложения организации - резиденты ОЭЗ сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ любого типа (ст. 395 НК РФ).

         Кроме того, Закон об ОЭЗ предусматривает  так называемую дедушкину оговорку, которой вправе воспользоваться  резиденты ОЭЗ. Под ней понимается гарантия от неблагоприятного изменения  законодательства о налогах и  сборах. Другими словами, акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности (ст. 38 рассматриваемого Закона).

         Таможенный  режим в ОЭЗ

         В Закон об ОЭЗ включены нормы прямого  действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ), согласно которому иностранные  товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без  уплаты таможенных пошлин и НДС, а  также без применения к указанным  товарам запретов и ограничений  экономического характера, установленных  в соответствии с законодательством  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности. Российские же товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст. 37 Закона).

         При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим  СТЗ, с территории особой экономической  зоны на остальную часть территории России взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в  соответствии с законодательством  РФ. При вывозе указанных товаров  за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

         Проще говоря, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие и  сырье из-за рубежа без уплаты НДС  и таможенной пошлины, а после  переработки вывозить либо на территорию России в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и экспортной пошлины, либо за пределы России, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Такой режим позволяет легально и эффективно стимулировать экспорт.

Информация о работе Налоговый режим в свободных экономических зонах