Научно-технический и инновационный потенциал РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:18, статья

Описание

В последние два года слова «инновация» и «модернизация» стали чуть ли не определять путь развития России, на который она вступает под руководством молодых и энергичных руководителей страны. Уверяется, что такая стратегическая линия, то есть упор на науку и новые технологии, должна кардинально изменить структуру российской экономики, вывести ее, наконец, из сырьевого капкана и превратить Россию в наукоемкую экономическую базу мирового масштаба.

Работа состоит из  1 файл

статья Научно-технический и инновационный потенциал РФ Готовая.docx

— 22.07 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ» («БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»)

 

 

Кафедра «Культурологии и социально – экономических  дисциплин»

 

 

 

 

 

 

 

Статья

На тему: «Научно-технический и инновационный потенциал РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  III курса

социально-гуманитарного  факультета,32

Рахматуллина  А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2012

Научно-технический  и инновационный потенциал РФ

В последние два года слова «инновация» и «модернизация»  стали чуть ли не определять путь развития России, на который она вступает под руководством молодых и энергичных руководителей страны.  Уверяется, что такая стратегическая линия, то есть упор на науку и новые технологии, должна кардинально изменить структуру российской экономики, вывести ее, наконец, из сырьевого капкана и превратить Россию в наукоемкую экономическую базу мирового масштаба.

Не все, но многие понимают, что реализация такой стратегии  требует мощного научно-технологического потенциала, в оценках которого, однако, имеются существенные расхождения.

Задача перевода отечественной экономики на инновационные  рельсы, на качественно иной путь развития сформулирована как важнейший приоритет  современной государственной политики Российской Федерации. Решать эту сложнейшую задачу приходится на фоне наращивания развитыми странами мира своей экономической и технологической мощи и увеличения роли технических достижений (в том числе на

базе нанотехнологий, ключевых в XXI в.). Доля России на стремительно растущем мировом наукоемком рынке пока менее 2% .

Доходы от экспорта высокотехнологичной продукции  развитых стран исчисляются сотнями  миллиардов долларов, Россия и по этому  показателю занимает далеко не ведущее  положение.

Естественно, все познается  в сравнении. Из опросов населения  и отдельно ученых, проведенных три  года назад Институтом статистических исследований и экономических знаний Государственного университета – Высшей школы экономики получалось, что 50% населения и 58% ученых (а среди  последних 68% – сотрудники РАН) оценили  уровень российской науки как  «выше» мирового. В среднем же около 60% респондентов признали, что уровень  отечественной науки «выше или на уровне мирового». Если так, тогда можно считать стратегическую задачу выполнимой. Правда, более поздние опросы несколько омрачают этот оптимизм. В частности, в ходе опроса молодых ученых, проведенного в марте 2011 г. на одной из конференций молодежи в Москве, 20% респондентов оценили состояние отечественной науки как «катастрофическое», а 35% – как «неудовлетворительное». И только 32% сочли его «удовлетворительным». Причем, по мнению 39% респондентов за последние 10 лет состояние науки «ухудшилось или значительно ухудшилось», 24% – «не изменилось» и только  32% — «улучшилось».

Из результатов этого  опроса следует, что «молодняк» более  реалистично оценивает ситуацию в науке, чем маститые ученые, и  особенно начальники от науки. Прежде всего те, кто дает радужную картину «наверх». Видимо, до «верха» так и не дошло известное открытое письмо российских ученых, работающих за рубежом, в котором они назвали положение дел в российской фундаментальной науке «катастрофическим». При этом следует сказать, что оптимизм многих научных работников России не является показным: они действительно верят в высокий уровень российской науки.

Так в чём же кроится  проблема? По мнению ректора Национального  исследовательского

университета –  Высшей школы экономики Я. Кузьминова, «в России очень слабо развит сектор коммерциализации новых технологий. В СССР была совершенно иная логика инновационных систем, и мы уже 25 лет не можем выйти из этого  состояния. Нам необходимо научиться  отдавать инновации на глобальный рынок. Пока в России не будет гарантий защиты бизнеса и интеллектуальной собственности, до тех пор государство  будет “имитировать рынок”, подталкивая  предприятия к тем или иным действиям, в частности, к внедрению  инновационных технологий».

Если обратиться к международному опыту в этой сфере, то США, Великобритания, Франция, Германия, Япония и другие страны еще до начала кризиса (в 2005–2007 гг.) провели реформы национальных инновационных систем, модернизировали структуры государственного управления инновационной деятельностью, создали правовую и финансовую инфраструктуру. Во Франции, например, существует широкая сеть различных фондов, стимулирующих инновационную деятельность: фонд «пускового капитала», паевые инвестиционные фонды в области инноваций, депозитно-ссудные кассы, специализирующиеся на финансировании малорентабельных капиталовложений в инновационную сферу. В России были попытки формирования новых институтов, поддерживающих развитие науки (например, научные фонды, реализующие конкурсный принцип финансирования исследований), но системности в действиях не наблюдалось.

Для создания инновационной  экономики в России необходима, в  первую очередь, новая правовая база в области таможенного регулирования, экспортного и валютного контроля. Изменить отношение бизнеса к  научным новшествам за счет пропаганды или принуждения к их внедрению  не получится – для этого нужно, чтобы все иные пути и способы, кроме инновационных, оказались менее прибыльными. Выстраивание новой экономики требует, как уже сказано, консолидации усилий всех участников инновационного процесса: государства, бизнеса, науки и образования, значит, для каждого должны быть сформированы соответствующие целевые установки.

Сегодня в мире развернулась настоящая гонка за технологическое  лидерство, что приведет, как многие ожидают, к следующей промышленной революции. От того, какое положение  в этом процессе успеет занять наша страна, будет зависеть её будущее.

 

 

Список  используемой литературы

    1. Носачевская Е. А. «О научно-инновацилнном потенциале России»// журнал «Экономический портал» 9, 2010.
    2. Арин О.А. «Научно-технологический потенциал России: сравнительный анализ»// журнал «Президент России» 1, 2011.
    3. Экономическая теория: учебник для вузов /под ред. Лобачевой Е.Н. – М.,2010.

Информация о работе Научно-технический и инновационный потенциал РФ