Научно-технический прогресс и инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание

Актуальностью выбранной темы являются вышеперечисленные проблемы.
Основная цель курсовой работы – раскрыть сущность научно – технического прогресса и инновационной политики в системе экономики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……… 5
1.1. Экономическая сущность научно – технического прогресса…………….. 5
1.2. Виды научно – технического прогресса……………………………………. 8
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………. 15
2.1. Сущность и значение инноваций…………………………………………… 15
2.2. Инновационная политика в системе экономической политики………….. 21
3. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

курсач экономика.docx

— 66.13 Кб (Скачать документ)

   -предоставления  на договорной основе в соответствии  с законодательством движимого  и недвижимого имущества, в  том числе помещений различного  функционального назначения;

   -обеспечения  освещения в средствах массовой  информации деятельности технопарка и его резидентов;

   -оказания  иных услуг (выполнения иных  работ), связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью технопарка.

   Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются:

  1. участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий;
  2. участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и

    высокотехнологичной продукции;

   3. создание банка научно-инновационных предложений и системы 
передачи инновационных проектов для их промышленного использования;

   4. активизация научно-технического потенциала региона путем 
привлечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, 
научных организаций, банков, промышленных предприятий и организация 
сотрудничества с центральными и местными органами управления;

   5. организация предпринимательской деятельности в научно- 
технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, 
отдельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений;

   6. содействие заключению международных контрактов, способствующих 
выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;

   7. подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов 
сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;

   8. участие в международных программах и выставках, выполнение 
посреднических и представительских услуг;

    9. содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;

   10. обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой 
продукции, организации ее производства;

  1. создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов;
  2. создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов;

   13. содействие в создании малых инновационных предприятий, оказание 
им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых) и 
других услуг, юридической помощи и содействие в сертификации их 
продукции;

   14. предоставление на договорной основе малым инновационным 
предприятиям, входящим в состав технопарка, лабораторных и 
экспериментально-производственных площадей, оборудования для 
выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, 
офисных, демонстрационных и конференц-помещений;

   15. анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска 
инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск 
партнеров и источников финансирования, содействие в страховании 
проектов [12, c. 18].

    Структура технопарка:

   -дирекция - заключает договоры с предприятиями,  осуществляет отбор инвестиционных  проектов, контролирует текущее  финансирование парка, осуществляет  эксплуатацию действующих и строительство  новых объектов инфраструктуры  технопарка;

   -коммерческий  центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские фирмы,  венчурный фонд, инкубатор малых  инкубационных фирм;

  -технологический  центр, включающий проектные,  научные, производственные подразделения;

    -бизнес-центр.

   Структура технопарка определяется, исходя из основных направлений и специфики его  деятельности, и может включать подразделения  и службы, обеспечивающие выполнение главных задач технопарка, в том  числе юридические, информационные, патентно-лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, рекламно-издательские и другие. 
 
 
 

3. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь 

   Инновационная деятельность в республике находится  в стадии становления. Принятая в  1996 г. программа развития научно - инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике Республики требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

   Особенность нашей республики заключается в  том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных  исследованиях. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование  которой в сложившихся экономических  условиях не эффективно. Ориентация этого  потенциала на реализацию научно-технических  разработок в производстве крайне слаба [10, c. 22].

   Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей  и научных работников знаний в  области менеджмента, маркетинга, недостаточность  собственных средств у организаций  и ограниченные возможности финансовой поддержки государства, неразвитость финансово-кредитной системы. В республике отсутствует присущая рыночной экономике  система мер, стимулов и условий  для осуществления инновационной  деятельности. Другими словами республика не достигла ещё состояния «инновационной восприимчивости». Об этом свидетельствует, например, численность малых предприятий, занимавшихся реализацией научно-технических  разработок. Так в 1996 г. в сфере науки и научного обслуживания работало 4,2% малых предприятий, в промышленности-16%, в то время как в торговле и общественном питании-50%. При этом в последующие годы их доля снижается – 1997г. - 2,8%, 1998г. - 2,2%, 2001г. - 1,4%. Это не может не вызывать беспокойства. Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере малого предпринимательства республики означает, что наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.

   Наукоёмкость  внутреннего валового продукта в  республике находится на очень низком уровне – 0,81%, в то время как в  развитых странах этот показатель составляет 2 – 3% [10, c. 22].

   В республике сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались не готовыми к работе в новых экономических  условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации, тем самым возникает опасная  тенденция для экономики республики – потеря рынков и вытеснение отечественных  производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в  республике крайне низки. В странах  Европейского союза ежегодное обновляется  до 30% продукции, в то время как  в Беларуси ~ 3% [10, c. 22].

   Для того, что бы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка  Национальной инновационной стратегии  как центрального звена государственной  социально-экономической и научно-технической  политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих  выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для  их заполнения.

     Инновационная деятельность - сравнительно новое  понятие как в научно-теоретической  области, так и в практике хозяйствования и предпринимательства в Республике Беларусь. Вместе с тем, провозглашение инновационного пути развития как генерального курса страны на 2006-2010 гг. и дальнейшую перспективу выдвигает данный вид деятельности на первый план, как для всех уровней государственного управления, так и для субъектов хозяйствования.

      Сегодня, по оценкам специалистов, половина эксплуатируемых в Беларуси производственных мощностей нуждается в радикальной модернизации или ликвидации. Главной проблемой является реформирование экономики, так как моральный износ основных фондов составляет 90%, а физический - 60-70 % [9, с. 135]. Наука, научно-инновационная деятельность и особенно развитие научно-инновационного предпринимательства должны быть основной движущей силой в преодолении кризиса и реформировании экономики Беларуси. Сегодня непременное условие обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке - использование научно-технических инноваций.

     Однако, как показывает практика, содержание и сущность инновационного процесса, смысл определений «инновация», «инновационная деятельность», «малое инновационное предприятие» (МИЛ) не всегда очевидны и ясны для руководителей  белорусских предприятий. До настоящего времени не определены на уровне государственного управления также роль, задачи и место МИЛ в экономике Беларуси, а так же взаимоотношения большого предприятия с МИЛ [9, с. 141].

     В настоящее время в Республике Беларусь имеются только отдельные  элементы инновационной инфраструктуры: малые и средние научно-инновационные предприятия, два научно-технологических парка (в Минске и

Могилеве), 9 инкубаторов и 61 центр поддержки  предпринимательства, 9 центров трансфера  технологий, созданных в системе  Минобразования РБ [9, с. 135]. Рассматривая проблему формирования в республике инновационной инфраструктуры, необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, она необходима для обеспечения  эффективного функционирования рынка  технологий, а с другой - это один из способов реформирования научно-технической  сферы, нынешнее состояние которой  не отвечает требованиям экономики  рыночного типа [11, с. 13 5]. Таким образом, насущной задачей становится развитие инновационной инфраструктуры, создание инновационных центров (ИЦ): технопарков, технополисов, инкубаторов и других организационных форм новой инфраструктуры. МИЛ создаются преимущественно  учеными и специалистами предприятий, предыдущий опыт которых позволяет  наладить инновационную деятельность. Из-за отсутствия начального капитала и высокой процентной ставки банковского кредита МИЛ возникают, как правило, на базе государственных предприятий, на которых работал и зачастую продолжает работать их основной состав. Это дает им возможность использовать производственные мощности и оборудование предприятий, научно-технические заделы, не терять кооперационные связи. В настоящее время положение научно-инновационного бизнеса наиболее сложное по сравнению с другими видами деятельности прежде всего из-за высокой степени риска вложений средств, длительности оборота капитала и его многоэтапности - научная идея до получения товарного (инновационного) продукта проходит три стадии: исследовательскую, конструкторско-технологическую, производственную. В крупных фирмах этот риск гораздо меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной отлаженной и, чаще всего, разнообразной деятельности. МИЛ же постоянно находится под угрозой неудачи, поэтому его и называют рисковым, венчурным. Такое положение обусловливается, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малого бизнеса от внешней среды. Все это характерно и для экономически развитых стран. Их статистика говорит о том, что в среднем из десяти венчурных фирм успеха достигают лишь одна - две, а из ста разрабатываемых инновационных проектов - только два-три. Поэтому поддержка МИЛ является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Она носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности [6, c. 34]. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

      Проведенное в курсовой работе исследование позволяет  сделать вывод следующие выводы:

      1) Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс.  В настоящее время наша страна находится этапе развития научно – технической революции.

      Во  всем мире научно – технический прогресс и инновационная деятельность рассматриваются сегодня как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса.

      2) Достижение целей научно –  технического прогресса и   его окупаемость   определяется  эффективностью. Эффективность научно-технического прогресса - степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам.

      3)  Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно – технические инновации  характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

      4) Выделение ресурсов на инновационную деятельность относится к разряду стратегических решений и должно быть увязано с долговременными целями предприятия. Однако, как правило, формирование ежегодного бюджета центра инноваций в связи с ограниченностью фондов предприятия относится к управленческим задачам, решаемым в краткосрочный период. В связи с этим, учитывая существующее на практике разграничение функций между правлением и дирекцией предприятия, представляется целесообразным:

        - выбор базы для  определения размеров затрат  на инновационную деятельность  с указанием их минимальной  и максимальной величины отнести к компетенции правления как высшего органа предприятия;

Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика