Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:34, курсовая работа
Актуальностью выбранной темы являются вышеперечисленные проблемы.
Основная цель курсовой работы – раскрыть сущность научно – технического прогресса и инновационной политики в системе экономики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА……… 5
1.1. Экономическая сущность научно – технического прогресса…………….. 5
1.2. Виды научно – технического прогресса……………………………………. 8
2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………. 15
2.1. Сущность и значение инноваций…………………………………………… 15
2.2. Инновационная политика в системе экономической политики………….. 21
3. ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. 32
-предоставления
на договорной основе в
-обеспечения
освещения в средствах
-оказания
иных услуг (выполнения иных
работ), связанных с научной, научно-
Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются:
высокотехнологичной продукции;
3. создание
банка научно-инновационных предложений
и системы
передачи инновационных проектов для
их промышленного использования;
4. активизация
научно-технического потенциала региона
путем
привлечения к этому процессу ученых,
научно-технических работников,
научных организаций, банков, промышленных
предприятий и организация
сотрудничества с центральными и местными
органами управления;
5. организация
предпринимательской деятельности в научно-
технической сфере с участием профессорско-
отдельных ученых и специалистов, студентов
высших учебных заведений;
6. содействие
заключению международных контрактов,
способствующих
выходу наукоемкой продукции на внешний
рынок;
7. подбор
зарубежных партнеров, выбор оптимальных
вариантов
сотрудничества, создание предприятий
с иностранными инвестициями;
8. участие
в международных программах и выставках,
выполнение
посреднических и представительских услуг;
9. содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;
10. обучение
инновационному менеджменту, маркетингу
наукоемкой
продукции, организации ее производства;
13. содействие
в создании малых инновационных предприятий,
оказание
им научно-технических (консалтинговых,
инжиниринговых, лизинговых) и
других услуг, юридической помощи и содействие
в сертификации их
продукции;
14. предоставление
на договорной основе малым инновационным
предприятиям, входящим в состав технопарка,
лабораторных и
экспериментально-
выполнения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ,
офисных, демонстрационных и конференц-помещений;
15. анализ,
отбор инновационных проектов, оценка
коммерческого риска
инновационных предложений, маркетинг
соответствующих продуктов, поиск
партнеров и источников финансирования,
содействие в страховании
проектов [12, c. 18].
Структура технопарка:
-дирекция
- заключает договоры с
-коммерческий
центр, включающий
-технологический
центр, включающий проектные,
научные, производственные
-бизнес-центр.
Структура
технопарка определяется, исходя из основных
направлений и специфики его
деятельности, и может включать подразделения
и службы, обеспечивающие выполнение
главных задач технопарка, в том
числе юридические, информационные,
патентно-лицензионные, инжиниринговые,
маркетинговые, рекламно-издательские
и другие.
3.
Особенности инновационной
политики в Республике
Беларусь
Инновационная деятельность в республике находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно - инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике Республики требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.
Особенность
нашей республики заключается в
том, что мы имеем достаточно мощный
научно-технический потенциал, значительные
достижения в различных отраслях
науки и техники, заделы в фундаментальных
исследованиях. Республика имеет уникальную
научно-производственную базу, использование
которой в сложившихся
Основными
причинами такого состояния являются
экономическая ситуация в республике,
отсутствие у большинства руководителей
и научных работников знаний в
области менеджмента, маркетинга, недостаточность
собственных средств у
Наукоёмкость внутреннего валового продукта в республике находится на очень низком уровне – 0,81%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2 – 3% [10, c. 22].
В
республике сложилась такая ситуация,
что научно-техническая и
Для
того, что бы предотвратить складывающиеся
негативные тенденции, необходима выработка
Национальной инновационной стратегии
как центрального звена государственной
социально-экономической и
Инновационная
деятельность - сравнительно новое
понятие как в научно-
Сегодня, по оценкам специалистов, половина эксплуатируемых в Беларуси производственных мощностей нуждается в радикальной модернизации или ликвидации. Главной проблемой является реформирование экономики, так как моральный износ основных фондов составляет 90%, а физический - 60-70 % [9, с. 135]. Наука, научно-инновационная деятельность и особенно развитие научно-инновационного предпринимательства должны быть основной движущей силой в преодолении кризиса и реформировании экономики Беларуси. Сегодня непременное условие обеспечения высокой конкурентоспособности товаров на рынке - использование научно-технических инноваций.
Однако, как показывает практика, содержание и сущность инновационного процесса, смысл определений «инновация», «инновационная деятельность», «малое инновационное предприятие» (МИЛ) не всегда очевидны и ясны для руководителей белорусских предприятий. До настоящего времени не определены на уровне государственного управления также роль, задачи и место МИЛ в экономике Беларуси, а так же взаимоотношения большого предприятия с МИЛ [9, с. 141].
В
настоящее время в Республике
Беларусь имеются только отдельные
элементы инновационной инфраструктуры:
малые и средние научно-
Могилеве),
9 инкубаторов и 61 центр поддержки
предпринимательства, 9 центров трансфера
технологий, созданных в системе
Минобразования РБ [9, с. 135]. Рассматривая
проблему формирования в республике
инновационной инфраструктуры, необходимо
иметь в виду, что, с одной стороны,
она необходима для обеспечения
эффективного функционирования рынка
технологий, а с другой - это один
из способов реформирования научно-технической
сферы, нынешнее состояние которой
не отвечает требованиям экономики
рыночного типа [11, с. 13 5]. Таким образом,
насущной задачей становится развитие
инновационной инфраструктуры, создание
инновационных центров (ИЦ): технопарков,
технополисов, инкубаторов и других
организационных форм новой инфраструктуры.
МИЛ создаются преимущественно
учеными и специалистами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное
в курсовой работе исследование позволяет
сделать вывод следующие
1) Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс. В настоящее время наша страна находится этапе развития научно – технической революции.
Во всем мире научно – технический прогресс и инновационная деятельность рассматриваются сегодня как одно из главных условий модернизации экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса.
2) Достижение целей научно – технического прогресса и его окупаемость определяется эффективностью. Эффективность научно-технического прогресса - степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам.
3) Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно – технические инновации характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
4) Выделение ресурсов на инновационную деятельность относится к разряду стратегических решений и должно быть увязано с долговременными целями предприятия. Однако, как правило, формирование ежегодного бюджета центра инноваций в связи с ограниченностью фондов предприятия относится к управленческим задачам, решаемым в краткосрочный период. В связи с этим, учитывая существующее на практике разграничение функций между правлением и дирекцией предприятия, представляется целесообразным:
- выбор базы для
определения размеров затрат
на инновационную деятельность
с указанием их минимальной
и максимальной величины
Информация о работе Научно-технический прогресс и инновационная политика