Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
- проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
Введение
1.Научно–технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой
1.1 Экономическое содержание и функции НТП
1.2 Особенности современного этапа НТП
2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства
2.1 Научно – техническая революция и ее последствия
2.2 Научно – технический потенциал
3. Основные положения и элементы политики в области поддержки научно–технического инновационного потенциала страны
3.1 Законодательная база
3.2 Прикладные исследования и разработки
3.3 Государственная система поддержки научно–технического инновационного предпринимательства
Заключение
Список литературы
1.США 158452 21. Норвегия 2048
2. Япония 109825 22. Чехия 1028
3. Германия 49103 23. ЮАР 1007
4. Франция 31102 24. Россия 901
5. Великобритания 22454 25. Турция 798
6. Италия 16916 26. Польша 554
7. Канада 8517 27. Ирландия 456
8. Швеция 7415 28. Мексика 427
9. Нидерланды 5554 29. Венгрия 400
10. Швейцария 5070 30. Новая Зеландия 372
11. Испания 4893 31. Португалия 365
12. Австралия 3974 32. Греция 326
13. Бельгия/Люксембург 3248 33. Аргентина 302
14. Южная Корея 3209 34. Индонезия 289
15. Тайвань 3049 35. Чили 220
16. Австрия 2848 36. Венесуэла 188
17. Китай 2600 37. Сингапур 178
18. Индия 2495 38. Таиланд 104
19. Финляндия 2331 39. Малайзия 36
20. Дания 2205
По удельному весу расходов на НИОКР лидируют в основном промышленно развитые страны, у которых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в среднем тратится 2-3% ВВП.
Наиболее высокий удельный вес расходов на НИОКР в ВВП в начале 90-х годов имели Швеция (3,00%), Япония (2,97), Чехия (2,91), Швейцария (2,86), США (2,62), Германия (2,53%) [[1]].
Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня $2 трлн. 300 млрд. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30 – Японии, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0.3%.
Производство наукоемкой продукции за рубежом обеспечивают 50 – 55 всего макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия – 530, Япония – $ 400 млрд. [1]
В конце 80-х — начале 90-х годов наиболее быстрыми темпами росли ассигнования на развитие научно-технической базы в таких странах, как Польша (абсолютный прирост — 104%), Сингапур (46%), Турция (31%), Тайвань (18%), Португалия (16%), ЮАР (13%), Ирландия (9%), Индонезия (9%), Испания (8%), Австрия (7%) [[2]] .
Если проследить путь развития японской экономики, она наиболее гибкая страна, на мой взгляд, которая поддавалась развитию новый технологий, развитию научно – технического прогресса и сейчас ее промышленность специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.
История развития экономики говорит о том, что в любой экономической системе динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Необходимо для развития НТП не только покупать технологии за рубежом, но и создавать свои, вкладывая деньги в многонациональных исследовательские проекты.
Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, можно достичь мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, опять примером тому является Япония, она сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но не очень стремится развивать свою фундаментальную науку.
Другая картина, на мой взгляд, в нашей стране, если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению.
Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.
Такая ситуация возникла ещё в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний. Так, например, в начале 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее 82%, в Швейцарии — 75, Бельгии/Люксембурге — 73, Японии — 69, Швеции — 68, США — 68, Германии — 68, Великобритании — 63, Ирландии — 62, во Франции — 61%.[1]
В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счёт государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.
Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России — около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.
Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.
Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.
Основой для этого процесса служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. И хотя по количеству Нобелевских лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и коммуникаций, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.[1]
Вывод. Центральный вопрос оценки научно – технической деятельности - определение вклада новых технологий в экономическое развитие той или иной страны. К концу ХХ в. стало очевидным, что уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий – определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста.
Анализируя развитие экономики высокоразвитых стран, можно заметить, что становление современного хозяйства как системы возможно на производстве и потреблении информации, знаний, достижений в области науки и техники, а также на вложении финансов на развитие фундаментальных наук.
Для развития и сохранения научно – технического инновационного потенциала страны необходима, прежде всего, поддержка государства, а также законодательная база, фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Мировая практика показывает, что чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше результата.
Кроме успехов у научно - технической революции имеются и отрицательные последствия, к отрицательным последствиям первой научно - технической революции относятся: это создание атомного и термоядерного оружия; разработка химического и бактериологического оружия; новые поколения танков, артиллерии, стрелкового оружия; создание атомного подводного флота; гонка вооружений; загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы в ряде регионов.
6
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
3 .1. Законодательная база
Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна и по своей структуре охватывает все стороны системы регулирования. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется к задачам текущего этапа.
В самом общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:
1. Документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).
2. Постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности.
3. Программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.
4. Инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
В документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.
В декларациях о важности инноваций и необходимости поддержки инновационной предпринимательской деятельности недостатка нет, это признавалось всеми институтами власти на различных этапах реформ. В документах констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.
Безусловно, цели государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства должны быть сформулированы, однако это должно быть сделано таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. [[1]]
По сути, инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.
На практике наиболее активным в поддержке инновационного предпринимательства является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и кровно заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются и есть достаточные основания полагать: не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.
Основными направлениями государственной поддержки инновационного предпринимательства, инновационной деятельности выдвигаются инвестирование в инновационные проекты и поддержка развития инновационной инфраструктуры. Оба эти направления связаны с распределением и освоением бюджетных ресурсов и по этой причине представляют объект повышенного внимания со стороны как государственных, так и общественных, частных структур.
2.2 Фундаментальные исследования и разработки
Для развития инноваций весьма важен этап исследований, поскольку должен обеспечить постоянное обновление инновационного потенциала страны, поддержание его на уровне, соответствующем мировому. Основным источником финансирования государством творческих коллективов на этом этапе являются бюджетные ресурсы, поступающие как непосредственно через Миннауки на финансирование исследований, проводимых в РАН, государственных научных центрах (ГНЦ) и др., так и через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), имеющий более непосредственное отношение к инновационной деятельности.
Оценка того, насколько эффективно данный механизм финансирования способствует решению этой задачи, не входит в замысел исследования, поскольку деятельность РФФИ, хотя непосредственно и связана с инновациями, реализует в большей мере не инновационную, а государственную научно-техническую политику. Средства, выделяемые Фондом творческим коллективам на проведение исследований по конкретным темам, как правило, мизерные. За такие деньги никаких серьезных научных результатов ожидать не приходится. Общепринятым для участников таких работ является отчетность старыми результатами, поверхностные, не доведенные до глубокого обоснования оценки, отсутствие стимулов к глубокой разработке перспектив прикладного использования научных результатов.
Основными элементами инфраструктуры поддержки инноваций в малом предпринимательстве являются: этапы инновационной деятельности; РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований; РФТР - Российский фонд технологического развития; ФФПМ - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; ФФРМФПНТС - Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).