Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 10:39, курсовая работа
Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.Непосредственным результатом научно – технического прогресса являются инновации или нововведения.
Введение
1.Научно–технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой
1.1 Экономическое содержание и функции НТП
1.2 Особенности современного этапа НТП
2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства
2.1 Научно – техническая революция и ее последствия
2.2 Научно – технический потенциал
3. Фактор экономического роста в области поддержки научно–технического инновационного потенциала страны
3.1 Государственная система поддержки научно–технического инновационного предпринимательства
Заключение
Список литературы
и использования опыта многих стран мира. Подобно машинам,
знания сегодня продаются и покупаются в виде патентов, лицензий,
консультаций и т.д. Особую экономическую роль знания начинают играть на такой
стадии
развития страны, когда достигнута
значительная степень насыщенности
хозяйства средствами производства,
высок уровень
случаев
и превосходят их (например, в
авиакосмической промышленности США
— в 6 раз). Это позволяет не только
экономить на материальных затратах
на производство продукции, но и использовать
силы природы, в том числе ресурсы,
ранее неизвестные человеку (новые виды
энергии, сырья и материалов). Исторический
опыт свидетельствует, что ускорение НТП
было вызвано прежде всего ускорением
темпов развития и накопления научных
знаний.
Экономический механизм НТП
Научно-технический прогресс в ведущих капиталистических странах опирается на адекватный ему экономический механизм Это не какой-то специфический, а все тот же товарно-денежный,
рыночный механизм. Его главный элемент — конкуренция. Она выдвигает вперед того
производителя, продукция которого соответствует текущему платежеспособному спросу, и «топит» того, кто этот спрос плохо учитывает. Сегодня конкуренция такова, что на рынок практически не попадает некачественная или несовершенная продукция, не имеющая новых или повышенных потребительских свойств, не дающая необходимой нормы прибыли производителю и полезного эффекта потребителю. В условиях насыщенности рынка товарами и услугами спрос ориентируется на все более сложные и изысканные продукты труда, в силу чего повышается значение нововведений, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает максимальную прибыль. Важнейшими рычагами успеха становятся такие слагаемые, как гибкость, мобильность, восприимчивость к нововведениям, умение быстро адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры. Фирмы-новаторы, обладая монополией на новые знания (ново-
введения и открытия), получают добавочную прибыль, своеобразную научно-техническую ренту. Условия ее получения — ограниченность знаний и научно-технических ресурсов. Но в отличие от ренты в сельском хозяйстве или в добывающей промышленности научно-
техническая
рента носит временный
Как известно, в бывшем СССР была отменена совершенствовавшаяся веками система мотивации НТП, основанная на реальном праве частной собственности на продукты интеллектуального труда, отвергнут весь накопленный мировой практикой арсенал стимулирования НТП (в первую очередь с помощью налоговых, финансовых и иных экономических инструментов). Все это было заменено административно-командной системой «внедрения» научно- технических достижений в производство. Главным средством этой системы стали внеэкономические методы директивного планирования, а основным содержанием — монополия государства (а не создателя нововведения или его преемника) на владение и распоряжение всеми открытиями, изобретениями и иными нововведениями. Государственная монополия на достижения науки и техники в условиях сверхцентрализованного, планового управления экономикой и обществом превращалась в обезличку интеллектуальной собственности. Но при этом разрабатывались особые правовые формы ее «охраны» типа авторского свидетельства на изобретения, лишавшие, по существу, каких-либо реальных имущественных прав не только создателей новых продуктов и технических новшеств, но и хозяйствующих субъектов (предприятия и исследовательские организации). В результате хозяйствующие субъекты утрачивали всякий интерес к использованию результатов НТП. В рыночном механизме стимулы к НТП зарождаются в процессе взаимодействия спроса и предложения, потребностей и производства, потребителей и производителей. Потребности побуждают производство к освоению новой продукции прежде всего тем, что порождают платежеспособный спрос. Это является фактором, во многом определяющим направления развития производства, характер НТП, массовость нововведений. Ключевой момент — эквивалентные, строго возмездные отношения между производителем и потребителем, когда первый добивается прибыли лишь в том случае, если соответствующую выгоду получает и второй. Разделение будущей прибыли между производителем и потребителем практически закладывается заранее в каждый новый научно-технический проект. Иными словами, разработчикам (ученым, конструкторам) и производителям выдается четкий заказ на конкретное нововведение.Это не технократический, а социально-экономический феномен. Рассмотрим его подробнее. Сначала себя обнаруживает конкретная потребность на новое изделие, новую технику или определенное новшество. Она витает как бы в воздухе цивилизованного рынка. Далее на стадии фундамен-
тальных исследований появляется идея этого новшества. На стадии
прикладных исследований и проектирования идея воплощается в
договор (или техническое задание) между потенциальными произво-
дителем и потребителем, в котором «оговаривается» распределение
будущей выгоды. Затем создается образец новшества, воплощающий
в соответствии с заказом конкретные потребительские свойства.
На следующем этапе осуществляется доводка образца и внедрение его
в производство. Если окажется, что рынок его принимает, то важно
обеспечить высокие темпы внедрения, широкую диффузию нововве-
дения. Здесь большую роль играет система маркетинга — подготовка
рынка, обслуживание потребителя, учет его рекламаций. В условиях, когда спрос намного превышает возможности его удовлетворения, производство находится под воздействием стимулов, побуждающих к экстенсивному расширению выпуска продукции. Экстенсивный тип развития, как правило, не требует широкого использования научно-технических достижений, разработки принципиально новой техники и технологии, хотя темпы экономического
роста могут быть довольно высокими. Однако по достижении определенной степени насыщения прежних потребностей возможности прогресса на старом пути исчерпываются. Это порождает стимулы к интенсификации, когда на передний план выдвигаются иные
формы
экономического и научно-технического
развития, прежде всего массовое обновление
продукции, внедрение принципиально
новой техники и
изменения происходят в период низких общих темпов экономического роста (или даже падения производства) и требуют глубокой перестройки всей сложившейся производственной структуры.
Вторым элементом экономического механизма, присущего НТП, является фирма-производитель, материально и организационно обеспечивающая нововведенческий процесс и смену устаревших изделий. Так, в США промышленные корпорации берут на себя свыше
50% всех затрат на НИОКР (в Японии — почти 80%) и реализуют в своих нововведениях почти 70% этих затрат. В ведущих капиталистических странах сложились определенные взаимоотношения между малыми, средними и крупными фирмами. Многие из них специализируются не на выпуске обычной продукции, а на прикладных исследованиях, конструкторских разработках и выпуске новейшей продукции. В результате НТП стал объектом специализированного бизнеса, а вся сфера НИОКР практически
Коммерциализирована.
Третий элемент экономического механизма НТП — государство, ибо прежде всего оно берет на себя функции по стимулированию НТП, ассигнуя на НИОКР значительные средства (около третьей
части всего бюджета НИОКР в США и Франции, 37% — в Велико-
британии,
33% — в Германии и 19% — в Японии),
проводя соответствующее
Четвертым элементом экономического механизма НТП является политический механизм: это гласность, широкое обсуж дение в прессе актуальных вопросов развития науки и техники. По проблемам НТП, менеджмента, государственного регулирования, развития науки и техники, научной политики в органах массовой печати постоянно бурлят дискуссии, споры, видные ученые ведут свои «колонки» в газетах и журналах, стараясь давать самостоятельные и обоснованные оценки тех или иных экономических и научно-технических процессов. Не менее важную роль играют известные комментаторы телевидения. Разного рода официальные структуры ведут постоянную работу
в области
проблем федеральной научной
политики, принятия конкретных мер
по стимулированию НТП.. Привлекает внимание
деятельность советника президента
по науке, ННФ, Управления по оценке техники
и технологии Конгресса. В других
странах в системе политического механизма
НТП задействованы научные советы министерств
и ведомств, министерства науки и техники,
система вневедомственной экспертизы.
3.2
Государственная система
поддержки научно –
технического инновационного
предпринимательства
Предварительный анализ нормативно-законодательной базы и инфраструктуры государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве позволяет сделать некие замечания относительно целостности государственной политики в этой области.
Государственная инновационная политика в области малого предпринимательства как элемент системы государственного регулирования не сформирована, она фрагментарна и нестабильна. На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления. Тесно связанная с инновационной государственная научно-техническая политика также строится на основе целеполагания чрезвычайного характера - сохранение научно-технического потенциала. Эта задача, безусловно, актуальная, но не может служить основой долгосрочной национальной политики.
Если оценивать с позиций управления информационный элемент системы государственного регулирования инновационной деятельности, то приходится констатировать, что существующая система государственной статистики лишь частично выполняет эту функцию. Несмотря на недостатки правового обеспечения инновационной политики, на практике формирование инфраструктуры пошло более рациональным путем: элементы инфраструктуры охватывают все фазы инновационного цикла, и это является достоинством системы поддержки.
Сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие предприниматели в области инноваций.[1]
Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.
Наряду с уточнением сущности и нацеленности общегосударственной инновационной политики на современном этапе общественного развития, в связи с расширением возможностей низовых звеньев в иерархии государственного управления, встает вопрос о роли региональных структур в инновационных процессах и их месте в интенсивном использовании научно – производственного потенциала отдельно взятой территории в целях ее благоприятного социально – экономического развития, решения региональных проблем. Механизм регионального регулирования инновационных процессов представляет собой совокупность форм и методов, посредством которых органы управления территорией могут оказывать воздействие на хозяйственную среду с целью получения желаемых результатов.
Информация о работе Научно-технический прогресс влияние на развитие МЭ