Научные основы и опыт социально-экономического реформирования городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:23, реферат

Описание

1.1. Реформа – существенные преобразования в социально-экономической сфере, затрагивающие отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и другие важнейшие аспекты.
Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как? Для кого?
Элементы реформирования:

Содержание

1 Научные основы и опыт социально-экономического реформирования
2 Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономика городского хозяйства.docx

— 28.74 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1 Научные основы и опыт  социально-экономического реформирования

2 Содержание и ход реализации  жилищно-коммунальной реформы

Список литературы

 

1 Научные основы и опыт социально-экономического реформирования

 

1.1. Реформа – существенные  преобразования в социально-экономической  сфере, затрагивающие отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и другие важнейшие аспекты.

Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как? Для кого?

Элементы реформирования:

1. Причины и необходимость  реформы – объективные и субъективные

2. Условия проведения  реформы – благоприятные и  неблагоприятные

3. Принципы – целенаправленность, системность, комплексность и  др.

4. Приоритеты, цели и задачи  реформы – ожидаемые результаты

5. Направления и мероприятия  – пути и содержание реформирования

6. Механизм реформирования  – ресурсы и эффективность  их применения

7. Результаты и последствия  реформы – степень достижения  целей

8. Причины удач и неудач  – объективные и субъективные

Реформы классифицируются по ряду признаков. Так, различают глобальные и частные реформы, охватывающие, соответственно, страну в целом или её отдельные сферы. В  России имеется богатый опыт удачных и неудачных реформ. Важнейшей глобальной реформой является переход к рыночной экономике.

1.2. Рыночная реформа в  России (1992-2000 гг.)

Цель – повышение эффективности функционирования социально-экономической системы на основе рыночных механизмов хозяйствования.

Задача – переход от административной экономики к рыночной

Направления реформы:

• стабилизация экономики, включая финансовую стабилизацию;

• приватизация государственной  собственности;

• формирование товарного, финансового, труда, земельного, жилищного  рынков;

• создание нормативно-правовой системы рыночной экономики;

• социальная ориентация и  поддержка населения в условиях реформ.

Что сделано? Экономика в основном стабилизирована, проведена приватизация государственной собственности, сформированы рынки, созданы основы нормативно-правового обеспечения рыночной экономики, развивается система социальной поддержки населения.

Что надо сделать? Провести налоговую и пенсионную реформы, реформу социальной политики и пенсионной системы, местного самоуправления, здравоохранения, образования и другие.

Задача государства: обеспечение условий для повышения качества жизни путём создания конкурентоспособной экономики. Для этого необходимо:

• разделение собственности  и власти;

• обеспечение равных прав для всех участников рынка;

• чёткий налоговый и  таможенный режим;

• ограничение вмешательства  государства в конкурентный сектор экономики;

• повышение роли государства  в финансовой сфере, регулирования  естественных

монополий, социальной поддержке  населения.

 

2 Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы

 

Одной из важнейших социально-экономических  реформ в настоящий период является жилищно-коммунальная, которая затрагивает жизненно важные интересы практически всех слоёв населения.

Многочисленные трудности  функционирования жилищно-коммунального  хозяйства и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная нагрузка на бюджет и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственная монополия, административно-ведомственный характер механизма хозяйствования и другие негативные факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

Проблемы жилищно-коммунальной сферы возникли не сегодня. Они существовали и в советский период, но лишь в последнее время актуальность проведения жилищно-коммунальной реформы стала очевидной и была осознана на государственном уровне власти, что выразилось в принятии соответствующих документов и нормативно-методических материалов. К числу важнейших из них относится Указ Президента «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», принятый в 1997 г., подпрограмма «Модернизация жилищно-коммунального комплекса» (в составе федеральной программы «Жилище»), утверждённая в 2001 г., Жилищный Кодекс РФ, введённый в действие в 2005 г. и др.

Эффективное проведение реформ возможно лишь на основе комплексного, системного и целевого подходов, наличия научно-обоснованных принципов и методов проведения реформы. Научно-методическая проработанность реформ в данной сфере, обоснование  принципов, методов и последовательности принимаемых решений является необходимым условием результативности реформирования.

В настоящее время имеются  различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два направления. Согласно первому из них приоритет отдается экономии бюджетных средств и переложению высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В результате реализации такого подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение эффективности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут чрезмерно велики: отрицательная реакция населения на дальнейшее ухудшение качества жилищно-коммунальных услуга и низкая эффективность деятельности организаций ЖКХ. Ввиду наличия серьезных отрицательных последствий такой  подход является нецелесообразным.

При втором подходе приоритет  отдается структурной перестройке  хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики является важной составной частью реформ, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико-организационными и рыночными преобразованиями, а также с учетом уровня доходов широких масс населения.

Важнейшей целью реформирования и развития жилищно-коммунального  хозяйства города является повышение качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально- ориентированного рыночного хозяйствования.

В качестве подцелей рассматриваются:

• повышение уровня и  качества работ в данной сфере;

• снижение производственных издержек в ЖКХ;

• снижение расходов бюджета  на содержание ЖКХ;

• смягчение для населения  негативных аспектов реформы.

Для контроля за выполнением целевого блока по каждой подцели предлагается результирующий целевой показатель, который является индикатором ее выполнения.

Перечень целей и показателей  приведен в таблице 1.

Как следует из приведённой  таблицы, большинство целевых показателей измеряется в относительных величинах, а уровень и качество работ и услуг рассчитывается в баллах (5 баллов - полное соответствие стандарту, а 1 балл - несоответствие стандартам по всем позициям). Отметим, что для получения объективных оценок целесообразно организовать постоянный мониторинг хода реформ путём периодического проведения экспертизы и социологических опросов населения.

Таблица 1

Стратегические  цели и показатели реформы

жилищно-коммунального  хозяйства

(примерные количественные  значения показателей приведены  для города N)

Цель и целевые  ориентиры

Целевой

показатель

Значение целевого

показателя, в баллах

Примечание

2006 г.

2008 г.

2010 г.

1.Повышение уровня и качества работ и услуг

Уровень и

Качество работ и услуг, баллы

2,5

3,5

4,0

В соответствии со стандартами

2. Снижение

производственных издержек

Степень

снижения

издержек, %

-

20-30

40-60

По отношению к базовому периоду

3.Снижение расходов бюджета на  содержание жилищно-коммунального хозяйства

Степень

снижения

бюджетных

затрат, %

-

10-20

30-40

По отношению к

базовому периоду

4. Смягчение для

Населения негативных последствий реформирования

Допустимая

доля расходов

граждан на

оплату услуг

ЖКХ, % к

доходу семей

22

20

18

В соответствии с

концепцией

реформы ЖКХ в

РФ


 

В соответствии принятыми  документами определены основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

• повышение эффективности  системы управления;

• формирование конкурентной среды в данной сфере;

• стимулирование энергоресурсосбережения;

• упорядочение тарифов  на оплату жилищно-коммунальных услуг  и решение проблем финансирования жилищного сектора города;

• социальная поддержка  населения в процессе проведения реформы.

По первому направлению  реформирования предусматривается  разделить функции управления и хозяйствования в жилищной системе и выделить экономическое поле действий для заказчика услуг и работ и подрядных организаций. Одновременно с этим предусматривается развитие договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и усиление функций государственного (муниципального) регулирования и контроля в жилищной сфере. Особую значимость приобретает такая форма договорных отношений как концессия.

Формирование конкурентной среды предусматривается путём  формирования городского (муниципального) заказа на выполнение работ и услуг и размещения его на конкурсной основе, привлечения в данную сферу подрядчиков различных форм собственности и развития негосударственного сектора в жилищной системе, а также проведения антимонопольной политики.

Для проведения ресурсосбережения  предусматривается целый комплекс мер экономического, организационного и технологического характера, но в первую очередь рассматриваются вопросы экономического стимулирования, проведения организационных мероприятий и привлечения инвестиций для перехода к ресурсосберегающим технологиям.

Совершенствование системы  оплаты за жилищно-коммунальные услуги предусматривает переход к экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное покрытие издержек жилищно-коммунальных организаций. Предусматривается оплата населением расходов на капитальный ремонт жилых зданий и платы за наём жилых помещений (для неприватизированных квартир).

Социальная поддержка  населения включает меры по разработке стандартов качества на услуги жилищно-коммунального характера, применение федеральных и региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, формирование рациональной системы компенсаций затрат малоимущим слоям населения с учётом доходов семьи в пределах установленных социальных норм и упорядочение системы льгот по оплате данных услуг.

Принятие документов нормативно-правового  характера определило проведение жилищно-коммунальной реформы. Во многих регионах и городах страны, особенно крупных, реализуются программы реформирования и проводятся конкретные мероприятия.

К числу городов, активно  проводящих жилищно-коммунальную реформу, относится Санкт-Петербург. Так с 2005 г. здесь проводятся масштабные мероприятия по реформированию жилищного хозяйства города. Есть определённые достижения в коммунальном секторе города. Но, несмотря на отдельные победы, говорить об успешном проведении жилищно-коммунальной реформы пока рано.

Результаты деятельности жилищно-коммунального хозяйства  во многих регионах страны остаются неудовлетворительными. Ход реализации важнейших задачи мер реформы ЖКХ приведены в таблице 2.

Таким образом, можно констатировать, что за прошедшие годы в сфере  ЖКХ приняты важные нормативно-правовые документы и проведено значительное количество разноплановых мероприятий, но, в целом, жилищно-коммунальная реформа продвигается слишком медленно. Степень ведомственного монополизма и централизации финансовых ресурсов чрезмерно высоки, а чёткой политики служб, ответственных за реформирование жилищно-коммунального комплекса, не прослеживается. В результате уровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей остаётся низким и не соответствует реальным потребностям населения.

Поэтому практически все  заявленные задачи и меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства  являются актуальными и требуют  практической реализации.

 

Таблица 2

Реализация основных направлений и мероприятий реформы  ЖКХ

Задачи (направления)

Меры

1.Повышение эффективности системы управления ЖКХ

1.1. Разделение функций  управления и хозяйствования

проведено недостаточно. Во многих городах службы

Заказчика услуг ЖКХ работают недостаточно эффективно. Не все исполнители работ в сфере ЖКХ переведены на условия подрядной деятельности.

1.2. Переход к профессиональному  управлению в сфере ЖКХ и развитие сети управляющих компаний находится в начальной стадии.

1.3. Развитие договорных  отношений в сфере ЖКХ, включая заключение договоров между администрацией, производителями и населением, не получило развития

1.4. Контрольные функции  со стороны города в сфере

ЖКХ осуществляются только формально.

2. Формирование

конкурентной среды в ЖКХ

 

2.1. Конкурсная система  отбора подрядчиков на работы  в сфере ЖКХ функционирует неэффективно.

2.2. Развитие нецентрализованных  форм управления

жилищным фондом (товариществ  собственников жилья), проходит слишком медленно.

3. Стимулирование

энерго- и ресурсосбережения

3.1. В ряде городов отсутствуют  программы энерго- и

ресурсосбережения в ЖКХ, а содержание существующих довольно поверхностно

3.2. Учет расхода энергетических  и водных ресурсов у

потребителей и производителей проводится без программного обеспечения имеет существенные недостатки.

4. Упорядочение

тарифной системы

4.1.Разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения затягивается.

4.2. Выравнивание коммунальных  тарифов между

основными группами потребителей производится

медленно.

4.3. Введение дифференцированных  ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения в ряде городов не проведено.

5. Обеспечение

Социальной поддержки населения

5.1. Разработка и практическое  использование стандартов качества работ и услуг в ЖКХ не осуществляется.

5.2. Формирование рациональной  системы выплат

компенсаций на оплату жилья  и коммунальных услуг осуществлено лишь в некоторых городах страны.

5.3. Упорядочение системы  льгот по оплате услуг ЖКХ проведено лишь частично, а монетизация льгот в сфере ЖКХ отложена

Информация о работе Научные основы и опыт социально-экономического реформирования городского хозяйства