Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:23, реферат
1.1. Реформа – существенные преобразования в социально-экономической сфере, затрагивающие отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и другие важнейшие аспекты.
Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как? Для кого?
Элементы реформирования:
1 Научные основы и опыт социально-экономического реформирования
2 Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Список литературы
Содержание
1 Научные основы и опыт
социально-экономического
2 Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Список литературы
1 Научные основы и опыт социально-экономического реформирования
1.1. Реформа – существенные
преобразования в социально-
Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как? Для кого?
Элементы реформирования:
1. Причины и необходимость
реформы – объективные и
2. Условия проведения реформы – благоприятные и неблагоприятные
3. Принципы – целенаправленность, системность, комплексность и др.
4. Приоритеты, цели и задачи реформы – ожидаемые результаты
5. Направления и мероприятия
– пути и содержание
6. Механизм реформирования – ресурсы и эффективность их применения
7. Результаты и последствия реформы – степень достижения целей
8. Причины удач и неудач – объективные и субъективные
Реформы классифицируются по ряду признаков. Так, различают глобальные и частные реформы, охватывающие, соответственно, страну в целом или её отдельные сферы. В России имеется богатый опыт удачных и неудачных реформ. Важнейшей глобальной реформой является переход к рыночной экономике.
1.2. Рыночная реформа в России (1992-2000 гг.)
Цель – повышение эффективности функционирования социально-экономической системы на основе рыночных механизмов хозяйствования.
Задача – переход от административной экономики к рыночной
Направления реформы:
• стабилизация экономики, включая финансовую стабилизацию;
• приватизация государственной собственности;
• формирование товарного, финансового, труда, земельного, жилищного рынков;
• создание нормативно-правовой системы рыночной экономики;
• социальная ориентация и поддержка населения в условиях реформ.
Что сделано? Экономика в основном стабилизирована, проведена приватизация государственной собственности, сформированы рынки, созданы основы нормативно-правового обеспечения рыночной экономики, развивается система социальной поддержки населения.
Что надо сделать? Провести налоговую и пенсионную реформы, реформу социальной политики и пенсионной системы, местного самоуправления, здравоохранения, образования и другие.
Задача государства: обеспечение условий для повышения качества жизни путём создания конкурентоспособной экономики. Для этого необходимо:
• разделение собственности и власти;
• обеспечение равных прав для всех участников рынка;
• чёткий налоговый и таможенный режим;
• ограничение вмешательства государства в конкурентный сектор экономики;
• повышение роли государства в финансовой сфере, регулирования естественных
монополий, социальной поддержке населения.
2 Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы
Одной из важнейших социально-
Многочисленные трудности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная нагрузка на бюджет и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственная монополия, административно-ведомственный характер механизма хозяйствования и другие негативные факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.
Проблемы жилищно-коммунальной сферы возникли не сегодня. Они существовали и в советский период, но лишь в последнее время актуальность проведения жилищно-коммунальной реформы стала очевидной и была осознана на государственном уровне власти, что выразилось в принятии соответствующих документов и нормативно-методических материалов. К числу важнейших из них относится Указ Президента «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», принятый в 1997 г., подпрограмма «Модернизация жилищно-коммунального комплекса» (в составе федеральной программы «Жилище»), утверждённая в 2001 г., Жилищный Кодекс РФ, введённый в действие в 2005 г. и др.
Эффективное проведение реформ возможно лишь на основе комплексного, системного и целевого подходов, наличия научно-обоснованных принципов и методов проведения реформы. Научно-методическая проработанность реформ в данной сфере, обоснование принципов, методов и последовательности принимаемых решений является необходимым условием результативности реформирования.
В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два направления. Согласно первому из них приоритет отдается экономии бюджетных средств и переложению высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В результате реализации такого подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение эффективности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут чрезмерно велики: отрицательная реакция населения на дальнейшее ухудшение качества жилищно-коммунальных услуга и низкая эффективность деятельности организаций ЖКХ. Ввиду наличия серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным.
При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики является важной составной частью реформ, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико-организационными и рыночными преобразованиями, а также с учетом уровня доходов широких масс населения.
Важнейшей целью реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города является повышение качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально- ориентированного рыночного хозяйствования.
В качестве подцелей рассматриваются:
• повышение уровня и качества работ в данной сфере;
• снижение производственных издержек в ЖКХ;
• снижение расходов бюджета на содержание ЖКХ;
• смягчение для населения негативных аспектов реформы.
Для контроля за выполнением целевого блока по каждой подцели предлагается результирующий целевой показатель, который является индикатором ее выполнения.
Перечень целей и показателей приведен в таблице 1.
Как следует из приведённой
таблицы, большинство целевых
Таблица 1
Стратегические цели и показатели реформы
жилищно-коммунального хозяйства
(примерные количественные
значения показателей
Цель и целевые ориентиры |
Целевой показатель |
Значение целевого показателя, в баллах |
Примечание | ||
2006 г. |
2008 г. |
2010 г. | |||
1.Повышение уровня и качества работ и услуг |
Уровень и Качество работ и услуг, баллы |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
В соответствии со стандартами |
2. Снижение производственных издержек |
Степень снижения издержек, % |
- |
20-30 |
40-60 |
По отношению к базовому периоду |
3.Снижение расходов бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства |
Степень снижения бюджетных затрат, % |
- |
10-20 |
30-40 |
По отношению к базовому периоду |
4. Смягчение для Населения негативных последствий реформирования |
Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей |
22 |
20 |
18 |
В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ |
В соответствии принятыми документами определены основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства:
• повышение эффективности системы управления;
• формирование конкурентной среды в данной сфере;
• стимулирование энергоресурсосбережения;
• упорядочение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг и решение проблем финансирования жилищного сектора города;
• социальная поддержка населения в процессе проведения реформы.
По первому направлению реформирования предусматривается разделить функции управления и хозяйствования в жилищной системе и выделить экономическое поле действий для заказчика услуг и работ и подрядных организаций. Одновременно с этим предусматривается развитие договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и усиление функций государственного (муниципального) регулирования и контроля в жилищной сфере. Особую значимость приобретает такая форма договорных отношений как концессия.
Формирование конкурентной среды предусматривается путём формирования городского (муниципального) заказа на выполнение работ и услуг и размещения его на конкурсной основе, привлечения в данную сферу подрядчиков различных форм собственности и развития негосударственного сектора в жилищной системе, а также проведения антимонопольной политики.
Для проведения ресурсосбережения
предусматривается целый
Совершенствование системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги предусматривает переход к экономически обоснованным тарифам, обеспечивающим полное покрытие издержек жилищно-коммунальных организаций. Предусматривается оплата населением расходов на капитальный ремонт жилых зданий и платы за наём жилых помещений (для неприватизированных квартир).
Социальная поддержка населения включает меры по разработке стандартов качества на услуги жилищно-коммунального характера, применение федеральных и региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, формирование рациональной системы компенсаций затрат малоимущим слоям населения с учётом доходов семьи в пределах установленных социальных норм и упорядочение системы льгот по оплате данных услуг.
Принятие документов нормативно-правового характера определило проведение жилищно-коммунальной реформы. Во многих регионах и городах страны, особенно крупных, реализуются программы реформирования и проводятся конкретные мероприятия.
К числу городов, активно проводящих жилищно-коммунальную реформу, относится Санкт-Петербург. Так с 2005 г. здесь проводятся масштабные мероприятия по реформированию жилищного хозяйства города. Есть определённые достижения в коммунальном секторе города. Но, несмотря на отдельные победы, говорить об успешном проведении жилищно-коммунальной реформы пока рано.
Результаты деятельности
жилищно-коммунального
Таким образом, можно констатировать, что за прошедшие годы в сфере ЖКХ приняты важные нормативно-правовые документы и проведено значительное количество разноплановых мероприятий, но, в целом, жилищно-коммунальная реформа продвигается слишком медленно. Степень ведомственного монополизма и централизации финансовых ресурсов чрезмерно высоки, а чёткой политики служб, ответственных за реформирование жилищно-коммунального комплекса, не прослеживается. В результате уровень жилищно-коммунального обслуживания потребителей остаётся низким и не соответствует реальным потребностям населения.
Поэтому практически все
заявленные задачи и меры по реформированию
жилищно-коммунального
Таблица 2
Реализация основных
направлений и мероприятий
Задачи (направления) |
Меры |
1.Повышение эффективности системы управления ЖКХ |
1.1. Разделение функций управления и хозяйствования проведено недостаточно. Во многих городах службы Заказчика услуг ЖКХ работают недостаточно эффективно. Не все исполнители работ в сфере ЖКХ переведены на условия подрядной деятельности. 1.2. Переход к профессиональному управлению в сфере ЖКХ и развитие сети управляющих компаний находится в начальной стадии. 1.3. Развитие договорных отношений в сфере ЖКХ, включая заключение договоров между администрацией, производителями и населением, не получило развития 1.4. Контрольные функции со стороны города в сфере ЖКХ осуществляются только формально. |
2. Формирование конкурентной среды в ЖКХ
|
2.1. Конкурсная система отбора подрядчиков на работы в сфере ЖКХ функционирует неэффективно. 2.2. Развитие нецентрализованных форм управления жилищным фондом (товариществ собственников жилья), проходит слишком медленно. |
3. Стимулирование энерго- и ресурсосбережения |
3.1. В ряде городов отсутствуют программы энерго- и ресурсосбережения в ЖКХ, а содержание существующих довольно поверхностно 3.2. Учет расхода энергетических и водных ресурсов у потребителей и производителей проводится без программного обеспечения имеет существенные недостатки. |
4. Упорядочение тарифной системы |
4.1.Разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения затягивается. 4.2. Выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей производится медленно. 4.3. Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения в ряде городов не проведено. |
5. Обеспечение Социальной поддержки населения |
5.1. Разработка и практическое использование стандартов качества работ и услуг в ЖКХ не осуществляется. 5.2. Формирование рациональной системы выплат компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг осуществлено лишь в некоторых городах страны. 5.3. Упорядочение системы льгот по оплате услуг ЖКХ проведено лишь частично, а монетизация льгот в сфере ЖКХ отложена |