Научные ресурсы мира и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание

Уровень развития национальных систем «науки и техники» оказывает огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, он позволяет определить их место в системе мирового хозяйства. Изучение национальных научно-технических систем стран мира и уровня их развития представляется одной из важных задач научных исследований. Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.

Содержание

Введение………………………………………………2

Научные ресурсы мира……………………………….3

Научные ресурсы: основные показатели…………...5

Научно-технические центры мира…………………..7

США…………………………………………………..7

Япония…………………………………………………9


Научные ресурсы России……………………………11

Научно-технические связи в мире…………………..14

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.doc

— 951.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

          Введение………………………………………………2

 

  1. Научные ресурсы мира……………………………….3

 

    1. Научные ресурсы: основные показатели…………...5

 

  1. Научно-технические центры мира…………………..7

 

    1. США…………………………………………………..7

 

    1. Япония…………………………………………………9

 

 

  1. Научные ресурсы России……………………………11

 

  1. Научно-технические связи в мире…………………..14

 

Заключение

 

          Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы «Научные ресурсы мира и России» крайне интересна и актуальна в наше время.

Уровень развития национальных систем «науки и техники» оказывает огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, он позволяет определить их место в системе мирового хозяйства. Изучение национальных научно-технических систем стран мира и уровня их развития представляется одной из важных задач научных исследований. Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.

   В данной работе  я предлагаю рассмотреть научные  ресурсы мира на примере крупнейших научно-технических центров США и Японии. Так же  место  России в области научных исследований и научно-технические связи в мировой науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Научные ресурсы  мира.

 

Рассмотрим научные  ресурсы, из чего они складываются.

 

     Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). НИОКР — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.

  Научный и научно-технический потенциал является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он  развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты  научной и научно-технической деятельности.

Состояние и перспективы  научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.

Преобразующие возможности  данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.).

Качество научного и  научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.

Развитие научного и  научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.

Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента.

Структуру и состав научного и научно-технического потенциала национальной экономики см. на схеме.  [ 1, стр.2-3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные ресурсы: основные показатели.

 

На научно-технический  потенциал страны, состояние и  тенденции развития НИОКР влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы  – наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы  стран и групп стран являются:

  • доля расходов на НИОКР в ВВП.
  • доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государства.
  • численность специалистов, занятых в науке.
  • количество международных премий за выдающиеся научные достижения.
  • частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны.
  • доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции.
  • доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.

Затраты на науку, или, как принято писать в научной литературе, на НИОКР постоянно растут. Это связанно с ростом оплаты научному персоналу и с повышением капиталоемкости научных исследований.

К расходам на НИОКР нужно  отнести все затраты, связанные  с выполнением этих работ. В состав таких затрат могут входить:

  • заработная плата работников, занятых НИОКР (в том числе единый социальный налог);
  • суммы, уплаченные в соответствии с договором оказания услуг;
  • стоимость материалов, используемых при проведении НИОКР;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • общехозяйственные расходы;
  • другие затраты, непосредственно связанные с выполнением этих работ.

Не относятся к расходам по НИОКР затраты на освоение природных  ресурсов, совершенствование технологии или улучшение качества продукции.

Затраты на НИОКР обычно рассматриваются в абсолютных (млн.долл.) или относительных (% от ВВП) показателях.

Таблица 1. Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2009 г.,(в млрд. долл. США и %)

 

    Общие  расходы на НИОКР

млрд. долл.

% от мировых расходов на НИОКР

США

389,2

35,0

Япония

139,6

12,6

Китай

123,7

11,1

Германия

67,9

6,1

Южная Корея

41,3

3,7

Франция

41,1

3,7

Великобритания

37,2

3,3

Индия

28,1

2,5

Канада

23,2

2,1

Россия

21,7

2,0

Бразилия

18,0

1,6

Швеция

11,4

1,0

Израиль

8,8

0,8

ВСЕГО

1112,5

100


1

 

2. Научно-технические центры  мира.

 

 

     Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. Это три главных центра мировой экономики:

  • США
  • Европа (ЕС)
  • Восточная Азия

Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих. (См. таблица 1)

 

2.1.    США

Соединенные Штаты Америки  обладают крупнейшим в мире научно-техническим  потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР (389 млрд.долл. в 2009г.) превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых.  В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников – к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день). В 2002 г. число исследователей в пересчете на полный рабочий день составило 1,3 млн. человек. А в 2007 году количество исследователей составило 1,45 млн. человек. Внутренние затраты на НИОКР на 1 исследователя в 2007 г. составили 245 тыс.долларов. Предполагается, что в 2010 г. расходы на НИОКР в США составят 400 млрд. долл.[2, стр.32]

В сочетании с высоким уровнем  квалификации ученых и технического оснащения научных центров это  обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.

Особую роль среди вузов США  играют 156 университетов; в большинстве  своем они обладают современной  технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них  выделяются 20 ведущих университетов  с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэнфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).

В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские  разработки как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.

Основной формой участия государства  в НИОКР является контракт, заключаемый  на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции

Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.

Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции.

 

 

2.2. ЯПОНИЯ

Япония — один из лидеров мировой научной мысли.

Японское экономическое чудо 50-60х  годов — небывалый подъем в  экономике страны после фатального для нее завершения Второй Мировой войны, также во многом обусловлен развитием науки. Благодаря открытиям и разработкам японских ученых, страна очень быстро стала одной из наиболее значимых фигур на мировом рынке. Рост экономических показателей в этот период составил более, чем 10% в год, что сначала восхитило, а потом шокировало мировые сверхдержавы.

Для того, чтобы научное  и техническое развитие государства  оправилось от разрушительных последствий  Второй Мировой войны, была применена  стратегия, уже использованная однажды в эпоху Мэйдзи. Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьезным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег. Они были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство. Первое время владельцы западных фирм не воспринимали Японию как потенциального конкурента, поэтому продавали патенты и лицензии буквально за копейки. В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд долларов, причём ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% в целом, до 1800% — в отдельных отраслях. На рубеже 60–70 гг. опомнившийся Запад прекратил научно-техническую подпитку японского конкурента, но к этому времени Япония уже создала собственную базу НИОКР.                                                                На сегодняшний день наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды. Создаются и совершенствуются новые, экологически чистые двигатели для автомобилей, роботы и эффективные медикаменты, облегчающие жизнь недееспособных граждан, экономятся и повторно используются энергоносители и ценные металлы. Современный подход Японии к науке с определённой точки зрения можно назвать путем в будущее. [3]                                                                                                                Немного цифр: расходы на НИОКР в 2009 г. составили 139,6 млрд.долл., внутренние затраты на НИОКР на 1 исследователя в 2007 г. 208 тыс.долл., доля научные публикации ученых в Японии 7,8% в сравнении, что в России эта доля составляет 2,0%.

Информация о работе Научные ресурсы мира и России