Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:49, контрольная работа
Уровень развития национальных систем «науки и техники» оказывает огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, он позволяет определить их место в системе мирового хозяйства. Изучение национальных научно-технических систем стран мира и уровня их развития представляется одной из важных задач научных исследований. Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
Введение………………………………………………2
Научные ресурсы мира……………………………….3
Научные ресурсы: основные показатели…………...5
Научно-технические центры мира…………………..7
США…………………………………………………..7
Япония…………………………………………………9
Научные ресурсы России……………………………11
Научно-технические связи в мире…………………..14
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………2
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данной работы «Научные ресурсы мира и России» крайне интересна и актуальна в наше время.
Уровень развития национальных систем «науки и техники» оказывает огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, он позволяет определить их место в системе мирового хозяйства. Изучение национальных научно-технических систем стран мира и уровня их развития представляется одной из важных задач научных исследований. Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
В данной работе
я предлагаю рассмотреть
1. Научные ресурсы мира.
Рассмотрим научные ресурсы, из чего они складываются.
Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). НИОКР — комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.
Научный и научно-технический потенциал является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты научной и научно-технической деятельности.
Состояние и перспективы научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие.
Преобразующие возможности данного потенциала, проявляются, прежде всего, через обновление совокупности факторов – ресурсов и факторов – процессов в общественном воспроизводстве и позитивные изменения в основных свойствах и способностях экономики (конкурентоспособность, ресурсоэффективность, экономическая устойчивость, способность к саморазвитию, технологическая и энергетическая безопасность, инновационная направленность развития и др.).
Качество научного и научно-технического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Развитие научного и научно-технического потенциала страны объективно предопределяется логикой, динамикой и закономерными тенденциями мирового научно-технологического прогресса.
Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента.
Структуру и состав научного и научно-технического потенциала национальной экономики см. на схеме. [ 1, стр.2-3]
На научно-технический потенциал страны, состояние и тенденции развития НИОКР влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы – наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы стран и групп стран являются:
Затраты на науку, или, как принято писать в научной литературе, на НИОКР постоянно растут. Это связанно с ростом оплаты научному персоналу и с повышением капиталоемкости научных исследований.
К расходам на НИОКР нужно отнести все затраты, связанные с выполнением этих работ. В состав таких затрат могут входить:
Не относятся к расходам по НИОКР затраты на освоение природных ресурсов, совершенствование технологии или улучшение качества продукции.
Затраты на НИОКР обычно рассматриваются в абсолютных (млн.долл.) или относительных (% от ВВП) показателях.
Таблица 1. Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2009 г.,(в млрд. долл. США и %)
Общие расходы на НИОКР | ||
млрд. долл. |
% от мировых расходов на НИОКР | |
США |
389,2 |
35,0 |
Япония |
139,6 |
12,6 |
Китай |
123,7 |
11,1 |
Германия |
67,9 |
6,1 |
Южная Корея |
41,3 |
3,7 |
Франция |
41,1 |
3,7 |
Великобритания |
37,2 |
3,3 |
Индия |
28,1 |
2,5 |
Канада |
23,2 |
2,1 |
Россия |
21,7 |
2,0 |
Бразилия |
18,0 |
1,6 |
Швеция |
11,4 |
1,0 |
Израиль |
8,8 |
0,8 |
ВСЕГО |
1112,5 |
100 |
1
2. Научно-технические центры мира.
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. Это три главных центра мировой экономики:
Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих. (См. таблица 1)
2.1. США
Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР (389 млрд.долл. в 2009г.) превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников – к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день). В 2002 г. число исследователей в пересчете на полный рабочий день составило 1,3 млн. человек. А в 2007 году количество исследователей составило 1,45 млн. человек. Внутренние затраты на НИОКР на 1 исследователя в 2007 г. составили 245 тыс.долларов. Предполагается, что в 2010 г. расходы на НИОКР в США составят 400 млрд. долл.[2, стр.32]
В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.
Особую роль среди вузов США
играют 156 университетов; в большинстве
своем они обладают современной
технической базой и
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские разработки как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.
Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы). В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.
Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоемкой продукции.
2.2. ЯПОНИЯ
Япония — один из лидеров мировой научной мысли.
Японское экономическое чудо 50-60х годов — небывалый подъем в экономике страны после фатального для нее завершения Второй Мировой войны, также во многом обусловлен развитием науки. Благодаря открытиям и разработкам японских ученых, страна очень быстро стала одной из наиболее значимых фигур на мировом рынке. Рост экономических показателей в этот период составил более, чем 10% в год, что сначала восхитило, а потом шокировало мировые сверхдержавы.
Для того, чтобы научное
и техническое развитие государства
оправилось от разрушительных последствий
Второй Мировой войны, была применена
стратегия, уже использованная однажды в эпоху Мэйдзи. Развитие
науки и техники своими силами требовало
колоссальных затрат и, главное, многих
лет, что грозило серьезным экономическим
отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела,
в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов
у западных коллег. Они были творчески
доработаны японцами и, что самое главное,
быстро внедрены в производство. Первое
время владельцы западных фирм не воспринимали
Японию как потенциального конкурента,
поэтому продавали патенты и лицензии
буквально за копейки. В результате создание
научно-технического потенциала обошлось
Японии всего в 78 млрд долларов, причём
ученые уложились в кратчайшие сроки.
Эффективность такой стратегии оценивается
от 400% в целом, до 1800% — в отдельных отраслях.
На рубеже 60–70 гг. опомнившийся Запад
прекратил научно-техническую подпитку
японского конкурента, но к этому времени
Япония уже создала собственную базу НИОКР.