Научные ресурсы мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:29, реферат

Описание

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

Работа состоит из  1 файл

Научные ресурсы мира.docx

— 95.23 Кб (Скачать документ)

Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы  характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР.

Многие европейские страны поддерживают инновационную деятельность налоговыми льготами. Однако, по данным ресурса  Trading Economics, среди лидеров по доле расходов на НИОКР в ВВП оказались государства, где налоговых послаблений для инновационного бизнеса не предусмотрено вовсе. Люди, занятые в этой области, считают, что гораздо важнее внешних стимулов защита прав на результаты интеллектуальной деятельности. Какая из этих альтернатив больше подходит российским инновационным компаниям?

Поддержка без льгот

Доля расходов на НИОКР в российском ВВП, по данным Росстата, находится на уровне одного процента. Если сравнить с аналогичными показателями европейских стран, то выяснится, что хуже нас только Греция, которая, впрочем, на звание инновационного государства никогда и не претендовала. Среди лидеров – Израиль и  Финляндия, страны, где никакого налогового стимулирования малых инновационных  предприятий не предусмотрено.

На сегодняшний день никакого налогового стимулирования нет и в Германии, и Австрии. Доля расходов на НИОКР  в ВВП этих стран находится  на высоком уровне – в 2,5 процента. По правде сказать, до недавнего времени  в Австрии такие льготы существовали, однако начиная с 2011 года они были отменены. В Германии же в прошлом практиковалась система субсидий, выделяемых инновационным компаниям, развитие которых правительство по тем или иным причинам признавало важным для региона. 

Те, кто  выбирает льготы

Однако многие европейские государства  в вопросах поддержки инновационного бизнеса между субсидиями и налоговыми льготами продолжают выбирать последние. Такая практика распространена, например, в Великобритании, которую вообще можно назвать пионером в области стимулирования инноваций: в Соединённом Королевстве льготы для компаний, работающих в этой сфере, предусмотрены с 1940 года. Данные льготы в основном касались разработчиков новой продукции и выражались в возможности единовременного списания суммы, потраченной на оборудование. В числе нынешних льгот, направленных на поддержку инновационных компаний, в Великобритании есть, например, монетизация убытков. Это послабление позволяет предприятиям отложить использование льгот на будущее или вычесть часть расходов из бюджета.

Впрочем, перенос неиспользованных льгот на будущее – излюбленный способ поддержки инновационного бизнеса в Европе. Подобные послабления компаниям предоставляются в Португалии и Испании. Кроме того, в этих странах широко применяется такая норма, как снижение итоговой суммы налогов к уплате. В Португалии такое снижение зависит от объёма расходов на НИОКР (32 процента) и динамики прироста расходов на эти разработки (50 процентов).

В Испании используется похожий  вариант снижения налоговых выплат: итоговая сумма налогов к уплате может быть уменьшена в зависимости  от объёма инвестиций (25 процентов) и  динамики их прироста (42 процента). Кроме  того, в этой стране предлагается также  снижение зарплатных и социальных налогов.

 

Доля расходов на НИОКР в ВВП, % Источник данных: OECD Factbook 2009: Economic, Environmental and Social Statistics/Science and technology – Research and Development (R&D)

 

 

Как видно из диаграммы, положение  России по сравнению с другими  странами здесь более чем скромное. При этом необходимо учесть, что страны, входящие в Евросоюз (а это не только лидеры по данному показателю), согласно Стратегии посткризисного социально-экономического развития сообщества до 2020 года предусматривают выделение 3% национального ВВП на науку в Китае поставлена задача в ближайшие годы поднять долю такого рода расходов в ВВП до 2 процентов новая администрация США поставила задачу поднять уровень расходов на науку до 3% ВВП, при этом в увеличении расходов на научные исследования большинство стран видят один из путей выхода из кризиса и меру укрепления своих национальных экономик. 
Рассмотрим объемы внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения, в расчете по паритету покупательной способности национальных валют в тех же странах в том же предкризисном 2007 году

 

 

 

Внутренние затраты на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения, долл. США

Как отметил С. Рогов, член-корреспондент  РАН, директор Института США и  Канады РАН, руководитель Комиссии по международной безопасности научного совета при СБ РФ, «чрезвычайно негативную роль играет такой показатель, как крайне низкий уровень затрат на одного научного исследователя. По этому показателю Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя. Мы особенно уступаем развитым странам: в 5 раз меньше, чем в США и Германии; в 4 раза – Великобритании, Франции и Японии»

 

Стоимость основных средств и разработок в  расчете на 1 исследователя в России составляет менее $5 тыс., поскольку  на протяжении многих лет закупки  машин и оборудования для НИОКР  ведутся «по остаточному принципу». Всего 25 млрд рублей – меньше 6% всех расходов на НИОКР выделяется на закупку оборудования. Стоимость основных средств исследований и разработок в расчете на 1 исследователя с 1995 г. в постоянных ценах снизилась примерно на 30%, а стоимость машин и оборудования в расчете на 1 исследователя – почти на 25%.

Это не позволяет  многим талантливым ученым вести  научные исследования в России.

Зарплата  отечественных ученых многократно  уступает уровню доходов ученых в  развитых государствах.

Все это привело к «утечке умов». По некоторым оценкам, из страны уехали от 100 до 250 тыс. ученых. Ныне в российской науке занято 25 тыс. докторов наук, а только в США проживают более 16 тыс. докторов наук – выходцев из бывшего СССР. Конечно, необходимо остановить дальнейшую «утечку умов». Демографический кризис (меньше трети научных исследователей относятся к наиболее продуктивной возрастной группе 30–50 лет, а четверть докторов наук – старше 70 лет) может приобрести необратимый характер

 

Таблица 1. Общие  внутренние расходы на НИОКР в 2007 г


Информация о работе Научные ресурсы мира