Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:45, курсовая работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Основные виды недобросовестной конкуренции ………………………..4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………………..4
Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции…………………10
Монополия и недобросовестная конкуренция…………………………………21
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией……………………………...24
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями……………………………………………………………………….24
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией…………………..28
Заключение…………………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………………
В-четвёртых, при противоборстве
субъектов рынка усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует множество
мелких собственников, которые только
начинают вести свою хозяйственную деятельность.
Многие из них, не имея достаточного капитала,
современных средств производства и других
ресурсов, не могут выдержать этого соперничества
и через некоторое время терпят убытки,
разоряются. И лишь немногие из них наращивают
свою экономическую мощь, расширяют предприятия
и становятся полноправными и довольно
значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.2
Понятие и основные
виды недобросовестной
конкуренции
3Стокгольмская Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН от 14 июля 1967 г. (для РФ вступила в силу с 19 сентября 1968 г.) содержит весьма обширный перечень прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях человеческой деятельности. Данное в Конвенции определение интеллектуальной собственности включает, в числе прочих, также "права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции" (ст.2). Данная формулировка иногда толкуется таким образом, что "пресечение недобросовестной конкуренции" - это объект интеллектуальной собственности. В подтверждение подобного вывода обычно приводят ст.1 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. в ред. от 14 июля 1967 г. (для РФ действует с 19 сентября 1968 г.), где сказано буквально следующее: "Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции".
Представляется,
что приведенные нормы не дают основания для включения
Исторически сложилось так, что вопросы недобросовестной конкуренции регулировались в комплексе с охраной объектов промышленной собственности (напомним, что под последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов, посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление.
Принято считать, что "правовой институт недобросовестной конкуренции входит в такую отрасль законодательства, как "конкурентное право", известную законодательству многих стран и представляющую собой комплекс норм различных отраслей права, регулирующих конкурентные отношения, причем последние могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.
Таким образом, пресечение недобросовестной конкуренции, бесспорно, не сводимо к объектам интеллектуальной собственности и должно рассматриваться как одно из правовых средств их защиты.
Легальное определение недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне дано в п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции: "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: "В частности, подлежат запрету:
- все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
- ложные заявления в ходе
- использование в ходе
Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1) подкуп покупателей
2) выяснение производственных
3) неправомочное использование
4) побуждение служащих
5) угроза конкурентам исками о
нарушении патентов или
6) бойкотирование торговли
7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8) создание впечатления, что
9) намеренное копирование
10) поощрение нарушений
11) выпуск рекламы, в которой
12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Рассмотрим поподробнее некоторые из них.
4Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК (транснациональные компании) входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.
В целях повышения прибыли ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.
Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.
Недостатки своей продукции тщательно
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.
Основными законными путями
сбора информации о конкурентах являются:
публикации конкурентов и отчеты о деятельности
фирм; сведения, данные публично бывшими
служащими конкурентов; ежегодные финансовые
отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-
Так как каждая ТНК знает о возможных действиях, исследований против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.
Отчет, отражающий
истинное состояние дел, в считанных экземплярах
Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.
Возможен и третий
- популярный вариант отчета, в котором отсутствует
Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:
- различного рода вопросы,
- приглашение на работу
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за
- использование
- подкуп сотрудников из
- внедрение "нужных"
лиц в структуру фирмы-конкурента
- подслушивание разговоров и т.
- похищение чертежей, образцов, документов
- шантаж и другие способы
- получение информации от
- сбор информации через
Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.
Информация о работе Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться