Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 00:53, реферат
Современное демократическое государство заинтересовано в проведении социально-экономической политики, пользующейся поддержкой широких слоев населения. Следовательно, сегодня результаты экономического роста должны быть доступны всем гражданам. В мировой практике нет примеров благополучных стран, которые бы при низком и среднем по международным стандартам уровне ВВП на душу населения поддерживали бы высокий уровень экономического неравенства. Опыт экономически развитых стран подтверждает, что экономический прогресс неизменно связан с ростом благосостояния населения. Экономическая ситуация развивающихся государств также демонстрирует те же закономерности.
Нет ничего
плохого в опережающем росте доходов отдельных
слоев российского общества. Экономические
реформы в стране предоставили возможности
для вертикальной социальной мобильности
и материального благосостояния. Сегодня
уровень дохода индивида определяется
уровнем его деловой активности. Предпринимательская
деятельность сопряжена с существенной
дифференциацией предпринимательских
доходов, а следовательно, и индивидуальных
доходов, которая обусловливается различием
индивидуальных возможностей предпринимателей,
масштабом, эффективностью и общественной
значимостью их деятельности. Проблема
состоит в том, что параллельно идущие
процессы обнищания значительной части
населения в конечном итоге ведут к его
деградации и маргинализации. Экономический
рост не всегда сопровождается повышением
уровня жизни всего населения. Его высокие
темпы не обеспечивают автоматически
решение проблемы бедности. Современное
демократическое государство заинтересовано
в проведении социально-экономической
политики, пользующейся поддержкой широких
слоев населения. Следовательно, сегодня
результаты экономического роста должны
быть доступны всем гражданам. В мировой
практике нет примеров благополучных
стран, которые бы при низком и среднем
по международным стандартам уровне ВВП
на душу населения поддерживали бы высокий
уровень экономического неравенства.
Опыт экономически развитых стран подтверждает,
что экономический прогресс неизменно
связан с ростом благосостояния населения.
Экономическая ситуация развивающихся
государств также демонстрирует те же
закономерности.
"бедность рождает
бедность". Низкий уровень материальной
обеспеченности ведет к ухудшению здоровья,
деквалификации, и в конечном счете - к
деградации. Бедные родители воспроизводят
потенциально бедных детей, что предопределяется
их здоровьем, образованием, квалификацией.
Бедность, безработица,
экономическая и социальная нестабильность,
крушение надежд - все это интенсивно раскручивает
процесс нисходящей социальной мобильности
и маргинализации значительной части
населения. Так формируется и укрепляется
социальное дно, которое представлено
ведущими антисоциальный образ жизни
бомжами, беспризорными, алкоголиками,
наркоманами, уличными проститутками
(включая детей)
По общей оценке, которую
мы получили на основе специального социологического
обследования, в России в целом доля маргиналов
составляет не меньше 10% населения.13 При
этом попадающие на социальное дно группы
имеют весьма незначительную вероятность
возвратиться к нормальной жизни, встроившись
в рыночные отношения. Кроме того, необходимо
отметить возникновение некоторого социального
"придонья", включающего слои населения
с высоким риском скатиться на дно и лишь
балансирующие на краю "бездны".
Данные многочисленных социологических исследований, проведенных в России в последние годы, показывают, что существуют не только громадные различия в условиях, уровне и образе жизни отдельных групп населения, что произошла глубокая поляризация доходов, но возможно совершенно новое явление - социальный разлом российского общества. Образовались как бы "две России". Одна - крупные и крупнейшие собственники, которые объединяют весьма тонкий слой населения: 2% "очень богатых" и 3% - богатых. Это прежде всего собственники крупных банков и финансовые магнаты, а также владельцы узловых предприятий российской экономики, действующих прежде всего в добывающих отраслях. К ним примыкают 7% обслуживающего их слоя: директора и менеджеры. Другую Россию представляет основная масса населения, среди которой 40% находятся за границей бедности. В эту же группу входит 10%, представляющих "социальное дно". К слою бедных примыкает 25% малообеспеченных, текущие доходы которых не превышают два бюджета прожиточного минимума.
Совершенно очевидно, что эти "две России" различаются не только уровнем материальной обеспеченности, но у них разная система ценностей и приоритетов, разные предпочтения и потребительских спрос, они приходят на разные "потребительские рынки", отличающиеся не только набором товаров и услуг, но и ценами на аналогичные потребительские блага. Для них характерны разные мотивации, нормы и стереотипы общественного поведения. Уже сегодня "две России" с трудом понимают друг друга и говорят на разных языках. По известной пословице: "У одних щи пустые, а у других - жемчуг мелкий".
Указанные процессы ведут в прямо в противоположном направлении от социальной интеграции и сплоченности; они дезинтегрируют общество, вызывая напряженности и конфликты. Вслед за этим неизбежно наступает снижение эффективности социальных институтов, распад механизмов социального контроля и регуляции. Напротив, активизируются асоциальные и криминальные формы самоорганизац
Так, известно, что на экономику советских времен губительно влияли
уравниловка в оплате труда и его результатов, нивелирование способностей
людей. По идее, одной из главных задач реформирования прежних экономических
отношений было создание условий для проявления рыночных стимулов развития
производства в целом, а также придание оплате труда функций поощрения
производительной работы и повышения квалификации работников.
Теперь вроде бы утвердилось разнообразие форм собственности на
средства производства, у работников появилась возможность выбора
работодателя в государственном или частном секторах экономики, имеет место
(и очень заметное) дифференциация доходов в разных социальных группах,
каждый дееспособный человек де-юре может проявлять как предпринимательскую,
так и потребительскую активность.
Однако в действительности стимулирующая роль оплаты честного и
добросовестного труда вовсе не восстановлена. Так, например, на вопросы,
рассчитываете ли Вы на увеличение заработка по своему основному месту
работы при условии, что будете работать лучше; и, напротив, уменьшится ли
Ваш заработок, если будете работать хуже, получено следующее распределение
утвердительных
ответов[2].
Суждения о связи между трудом и его оплатой
В процентах от количества
опрошенного населения,
отраслях народного хозяйства
|Варианты ответов на вопрос о |Февраль 2001 г.|Май 1990 г. |
|возможности увеличения зарплаты: | | |
|Думаю,
что значительно увеличится
|Немного увеличится |23,2 |26,1 |
|Не изменится
|Затруднились ответить |4,2 |- |
|Варианты ответов на вопрос о | | |
|возможности уменьшения зарплаты: | | |
|
|Думаю,
что значительно уменьшится
|Немного уменьшится |22,0 |28,1 |
|Не изменится
|Затруднились
ответить
|6,9
|-
|
По полученным данным, за 10-летний период экономических реформ
система материального стимулирования труда (во всяком случае, как она
воспринимается основной массой занятых производством товаров и услуг)
практически не изменилась. А означает, что реформы для масс людей (на
микроуровне) обернулись не новыми стимулами и возможностями собственным
трудом обеспечить нормальную жизнь, а в основном социальным бременем.
Контраргументом против такого
вывода может служить
что приведенное в таблице 2 распределение суждений предопределено
живучестью советского менталитета, привычками людей перекладывать заботы о
себе на государство, традиционной ленью и т.д.
Как упоминалось, реформирование нашего общества вначале 90-х годов
было в основном поддержано населением страны. Но очевидно и то, что реформы
были инициированы и тем более – проводились по сценариям политических
верхов. Поэтому естественно то, что, во-первых, население не желает
разделять ответственность за их результаты; во-вторых, оно на данном этапе
вправе рассчитывать на способность государства и его высшего руководства
вывести страну из кризиса.
В свете сказанного представляют интерес материалы, характеризующие
отношение российских граждан к государству как институту, призванному
обеспечивать нормальные условия жизни, правопорядок и защиту прав граждан,
а также их отношение к политическому режиму.
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной
социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна
строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной
защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в
удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация
на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования
социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к
социальному партнерству.
Основная ошибка "олигархического"
периода реформирования заключалась в том, что государство вместо
сглаживания имеющихся противоречий путем проведения разумной налоговой
политики и эффективного перераспределения в пользу бедных части
сверхдоходов, полученных богатыми, фактически бросило бедных (не сумевших
адаптироваться к новым условиям) на произвол судьбы и стало
покровительствовать крайне немногочисленным богатым.
эффективная социальная политика государства является одной из
первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской
экономики из кризиса.
Информация о работе Неизбежность дифференциации роста доходов в условиях экономической реформы