Немецкая модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 21:12, доклад

Описание

Экономический коллапс. Экономические последствия войны были для Германии катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял 33 % от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза [1]. В войне со стороны Германии погибло около 7 млн.человек, страна лишилась 25 % своей территории (в границах 1937 г.), около 12 млн. человек было выселено.

Работа состоит из  1 файл

Немецкая модель экономики.docx

— 29.68 Кб (Скачать документ)

Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой  техники (знаменитый Грюндик, Сименс). За период с 1949 г. по 1953 г. производство автомобилей выросло с 104 055 до 850 000 штук в год, т.е. почти в 7 раз; с 1952 г. по 1956 г. производство холодильников выросло с 214 000 до 800 000 штук, т.е. в 2.7 раза [3]. Уже в 1950 г. возродившийся завод «Фольцваген» стал производить всемирно известные «жуки», выдерживающие жесткую конкуренцию на международных рынках. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Доходы населения  за период с 1950 г. по 1956 г. выросли в  два раза [3]. Заработная плата росла  в среднем на 5 % ежегодно. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих  выросла на 65 %, у служащих на 72 % [5]. Шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 г. был принят закон, закреплявший участие рабочих  в управлении производством, вводивший  в совет директоров предприятия  их представителя. Была создана разветвленная  система социального страхования. 5 мая 1955 г. оккупационный режим в  Германии прекратил свои полномочия.

Финансовая и налоговая политика

В 1947 г. были созданы  первые банки земель, принадлежащих  их правительствам. В 1957 г. был основан  центральный государственный банк — Deutsche Bundesbank.

Правительство очень  четко управляло рынком, используя  механизмы процентной ставки и банковских резервов. В 1948 г. на фазе роста цен  для «охлаждения» экономики минимальные  резервы банков были повышены с 10 до 15 %. Затем для стимулирования расширения кредита с марта 1949 года Банк немецких земель стал проводить более мягкую денежную политику. Был снижен минимум  резервов, за период с 1950 г. по 1954 г. ставка учетного процента были снижена с 6 до 3%. После 1955 г. в связи с активным ростом экономики учетную ставку в несколько приемов подняли  с 3.5 % (4.08.1955 г.) до 5 % (19.05.1956 г.), затем  после корректировки последовательно  опустили до 4 % (19.09.1957г.).[3]

Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой  характерна более сильная роль в  экономике банковской системы (в  отличие от американской с более  развитым фондовым рынком). В результате к концу XX века в стране имелось  около 4000 банковских учреждений, имевших 45 тыс. филиалов [5]. Немецкие банки являлись акционерами многих предприятий  и участвовали в их управлении.

Развитие жилищно-строительной отрасли. Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. При решении жилищной проблемы власти Германии проявили завидную изобретательность, сняв ее в крайне сжатые сроки. Помимо разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования

Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок (примерно 0.5 до 2 трлн.марок в текущих ценах), при этом по объему строительства  жилья на душу населения ФРГ вышла  на 1 место. С 1953 г. в год строилось  около 500 000 квартир ( для сравнения в 1929 г.— 197 000) , число занятых в строительной отрасли достигало около 10 % от общей массы рабочих и служащих [3]. Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн.единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 % [3],[17]. Что особенно интересно, что столь массированные инвестиции сочетались с низкой инфляцией. В 1963 г. на 100 жителей ФРГ приходилось 30 квартир [5].

Этот опыт имеет  достаточно большое значение для  России. Широко известно, что развитие доступного жилищного строительства  способно стать одним из локомотивов  нашей экономики. Однако наша страна, имея все ресурсы для решения  жилищной проблемы, продвигается в  этом направлении крайне медленно. Строительный рынок монополизирован, существующие цены на жилье, порой превышающие  европейские, не соответствуют платежному спросу большинства населения, что  кардинально ограничивает возможности  развития страны и населения.

Секреты успеха. Опыт Эрхарда интересен тем, что на первых постах государства оказался экономист — ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Эрхард был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики Правительства, уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства» [3]. Конечно, один из важнейших — свобода предпринимательства. Эрхард создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости. Он был чужд догматизма, его метод включал синтез наиболее позитивных идей из разных экономических школ.

Он был за свободный  рынок, но не чурался государственного вмешательства, но только до той тонкой линии, когда его избыток приводит к падению эффективности экономики. Подобно социал-демократам он был  за общечеловеческие ценности, но видел  их реализацию не на базе распределительной  системы, а на основе частной собственности, ее доступности, раскрытия потенциала свободного рынка за счет реализации экономических возможностей граждан. При этом немецкая модель экономики с самого начала демонстрировала высокий уровень социальной защищенности, достигаемый в том числе путем рационального распределения общественного дохода.

Немецкая экономика  — это не экономика «трубы»  и не «мыльных пузырей» — немецкие товары и их качество известны всему  миру. Германская модель как модель реальной экономики имеет свои неоспоримые  плюсы, хорошо видные на фоне американской модели «потребительской экономики», фактически вызвавшей мировой кризис. Сейчас ряд экономистов обращают на это внимание. Мы хотим инновационную  модель экономики ? Вот она — пожалуйста. Нам есть чему поучиться у Германии.

Меркель: немецкая экономическая модель может стать  образцом для всего мира

Социальная рыночная экономика  может стать образцом для всего  мира, считает канцлер ФРГ Меркель. Преимущества этой модели: четкие правила  экономической деятельности и возможность  мирного разрешения конфликтов.  

Мировая экономика должна функционировать по новым правилам, считает канцлер Германии Ангела Меркель. В настоящее время мир  переживает финансовый кризис, для  преодоления которого даже не достаточно мер, принимаемых в Америке и  Европе. Поэтому эти новые правила  должны в равной мере действовать  во всех уголках мира, заявила Меркель  вечером в пятницу, 17 октября, выступая в Мюнхене на торжественном мероприятии  в честь 250-летнего юбилея концерна MAN.

Глава правительства  отметила, что в Германии в последние  годы подорвано доверие к социальной рыночной экономике. И все же, считает  Меркель, именно эта экономическая  модель в будущем может стать  образцом для всего мира. "Мы должны совместно защищать то, что придало  нам силы. Социальная рыночная экономика  должна стать экономической моделью  международного масштаба", — сказала канцлер. По ее мнению, эта модель создает четкие условия для конкуренции и является позитивным примером мирного разрешения конфликтов, например, с помощью механизма тарифной автономии.

В настоящее время  нужно восстановить доверие к  социальной рыночной экономике, считает  канцлер. Главной задачей политиков, по ее словам, является создание механизма, который позволил бы установить баланс между свободой и порядком в экономической  сфере. Эта тема будет доминировать в политических дискуссиях в ближайшей  перспективе. Германия, отметила Меркель, может сыграть в этом ключевую роль, поскольку социальная рыночная экономика является "фирменным  знаком" страны, обеспечив ей лидирующую роль в мировой экономике


Информация о работе Немецкая модель экономики