Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:35, реферат
В последние годы Европейский союз, в который входит уже 27 стран-участниц, все чаще выступает на международной арене с единых позиций. Усиливающаяся политическая интеграция в ЕС традиционно подкрепляется тесными экономическими связями внутри Евросоюза. По данным Евростата, в среднем 2/3 внешнеторгового оборота стран ЕС приходится на партнеров по этой интеграционной группировке; внутри нее замыкается и свыше 3/5 потоков прямых иностранных инвестиций, причем у малых стран данные показатели обычно еще выше. Тем не менее, по многим вопросам позиции государств-членов ЕС заметно расходятся.
(!) В последние годы Европейский союз, в который входит уже 27 стран-участниц, все чаще выступает на международной арене с единых позиций. Усиливающаяся политическая интеграция в ЕС традиционно подкрепляется тесными экономическими связями внутри Евросоюза. По данным Евростата, в среднем 2/3 внешнеторгового оборота стран ЕС приходится на партнеров по этой интеграционной группировке; внутри нее замыкается и свыше 3/5 потоков прямых иностранных инвестиций, причем у малых стран данные показатели обычно еще выше. Тем не менее, по многим вопросам позиции государств-членов ЕС заметно расходятся.
Сохраняющиеся в ЕС внутренние противоречия вполне закономерны – слишком разные страны входят в Евросоюз, особенно после недавних его расширений. В принципе, трудно ожидать, что интеграционная группировка с численностью населения около 500 млн чел. и общим ВВП, уже превысившим 14 трлн евро, будет представлять собой однородное пространство. Более того, размывание национального суверенитета в ЕС в будущем, на наш взгляд, не уменьшит проблем, так как сохранятся разительные контрасты на уровне отдельных регионов.
(!) Система регионов NUTS.
Страны-члены ЕС
используют разные принципы административно-
Поскольку в Евросоюзе
проводится активная региональная политика,
потребовалось некоторое
(!) Дифференциация регионов по уровню экономического развития.
Безусловно, с точки зрения сплоченности ЕС важны не столько абсолютные размеры отдельных региональных хозяйств, сколько чрезмерные контрасты в уровне экономического развития регионов. С вступлением в Евросоюз восточноевропейских стран возрос разрыв не только между государствами-членами, но и между составляющими их регионами. Наиболее адекватным показателем для оценки межрегиональных контрастов обычно признается размер ВВП на душу населения.
По последним данным, среди «старых» членов ЕС самым неблагополучным регионом NUTS 2-го уровня считается Западная Греция (Эллада), где ВВП на душу населения составил лишь 59.8% от среднего по ЕС-27. При этом в центральной части Большого Лондона, которая также образует регион NUTS 2-го уровня, ВВП на душу населения превысил средний по Евросоюзу показатель в 3,4 раза. С присоединением к ЕС в 2007 г. Болгарии контрасты стали еще больше. В целом ВВП на душу населения в Болгарии составил лишь 12,7% от среднего по ЕС-27.
Повышение ВВП на
душу населения в бедных регионах
является основной задачей ключевого
направления региональной политики
ЕС – «конвергенции». Пороговым
критерием для получения помощи
служит уровень 75% от среднего по ЕС. Хотя
расчет ведется с учетом региональных
различий в уровне цен, то есть на основе
паритетов покупательной
Поскольку включение в ЕС менее развитых восточноевропейских стран автоматически снизило средний показатель по Союзу, 16 проблемных регионов «старых» государств-членов покинули категорию бедных регионов исключительно вследствие этого статистического эффекта. В основном «пострадали» Восточная Германия и среднеразвитые районы Греции (хотя для них все-таки предусмотрен переходный период).
Расширение ЕС на
Восток сопровождалось не только появлением
в его составе множества
Контрасты между регионами NUTS более низкого, 3-го, уровня еще острее. Например, в 2005 г. в маленькой Латвии ВВП на душу населения в Риге превысил показатель региона Латгале почти вчетверо (45,7% против 12,3% от среднего по ЕС).
(!) Это наблюдение выводит
нас на более серьезную проблему: при сглаживании
межрегиональных различий на уровне крупных
административно-
Как отмечается в последнем долгосрочном прогнозе развития мировой экономики, составленном в ИМЭМО РАН, контрасты на уровне стран ЕС к 2020 г. заметно сократятся (особенно по линиям Север – Юг и Запад – Восток). Данные Евростата показывают, что уже в текущем десятилетии большинство проблемных регионов NUTS 2-го уровня в Южной и Восточной Европе демонстрируют опережающий рост ВВП на душу населения. Однако в будущем обострятся межрегиональные различия внутри отдельных стран, особенно между крупными городскими агломерациями и экономической периферией со «старой» хозяйственной специализацией. По нашим оценкам, даже хорошая экономическая динамика некоторых крупных периферийных регионов будет обеспечиваться в основном за счет локальных точек роста.
(!) Диспропорции в социальном развитии регионов.
Межрегиональные различия в уровне экономического развития осложняются разной глубиной социальных проблем. Одним из лучших индикаторов является безработица, поскольку даже в условиях динамичного роста наличие значительного числа людей, не способных найти работу (особенно среди молодежи), крайне негативно влияет на весь социальный климат. В 2009 г. уровень безработицы в среднем по ЕС лишь немного превысил 8%, в том числе среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет он составлял чуть более 16%. В то же время ситуация в разных странах ЕС неодинакова. По данным Евростата, в 2009 г. максимальный уровень безработицы наблюдался в Испании (17,4%), Латвии (16,1), Литве (15,5), Эстонии(11,1), минимальный – в Нидерландах (2,8%), Австрии (4,5), Кипре (4,9), Словении (5,0).
Необходимо учитывать контрасты и внутри отдельных стран. Наиболее критическая ситуация, пожалуй, складывается в Бельгии, которая имеет средний по ЕС уровень безработицы в основном за счет благополучной ситуации во Фландрии. В 2009 г. лишь 5% фламандского населения (в том числе 12,5% молодежи) не могли найти работу, тогда как во франкоязычной Валлонии уровень безработицы превышал 13%, причем почти каждый третий в возрасте от 15 до 24 лет не мог трудоустроиться.
В Германии и Италии межрегиональные контрасты в уровне безработицы во многом сводят на нет положительный эффект от политики выравнивания экономического развития. Так, на юге Западной Германии, в федеральных землях Баден-Вюртемберг и Бавария, уровень безработицы не достигает даже 7%, тогда как во всех восточногерманских землях он стабильно превышает 15%. На Северо-Западе и Северо-Востоке Италии лишены работы менее 4%, в Центральной Италии – уже порядка 6%, а на Юге и островах – около 12%.
(!) Контрасты в потенциале инновационного развития.
В еще большей мере сглаживание межрегиональных контрастов в ЕС зависит от активности в сфере НИОКР. Ни текущая поддержка отстающих территорий, ни даже создание общего благоприятного инвестиционного климата для предприятий (чаще всего имеющих среднюю или низкую наукоемкость) не дает устойчивого сокращения разрыва в уровне регионального развития. Ликвидировать в перспективе пропасть между ведущими экономическими центрами ЕС и периферийными либо депрессивными территориями можно лишь одним путем – создавая возможности для наращивания в регионах собственного потенциала инновационного развития.
На региональную политику уже приходится свыше 1/3 всех расходов общего бюджета ЕС. Однако финансовая перспектива не сулит в обозримом будущем заметного наращивания ни всего бюджета ЕС, ни расходов на выравнивание социально-экономического развития регионов. Выделяемых средств явно недостаточно, и политика сглаживания контрастов грозит постепенно свестись к мерам по подъему Восточной Европы и решению отдельных самых острых региональных проблем у «старых» членов ЕС.
В этих условиях,
по нашему мнению, в большинстве
стран Евросоюза будет
Для Евросоюза будут характерны не только контрасты между странами, но и дифференциация регионов, что стоит учитывать России при выстраивании экономических и политических отношений с этой интеграционной группировкой.