Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:33, доклад

Описание

Нетарифные ограничения (НТО) — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и/или экспорту отечественных товаров на внешние рынки.
В настоящее время в мировой торговле применяется около 800 видов НТО.

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 29.00 Кб (Скачать документ)

Нетарифные  методы регулирования внешней торговли 

 Нетарифные  ограничения (НТО) — это комплекс  мер ограничительно-запретительного  характера, препятствующих проникновению  иностранных товаров на внутренние  рынки и/или экспорту отечественных  товаров на внешние рынки. 

В настоящее  время в мировой торговле применяется  около 800 видов НТО. 

Цель  применения НТО — усиление конкурентных преимуществ компаний импортирующей  страны и защита национальной промышленности (национального производителя), а  также жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности. 

Основное  преимущество НТО — гибкость и  возможная избирательность действия. 

Все нетарифные меры регулирования внешней торговли делятся на два больших блока: административные (запреты или ограничения, например эмбарго — полный запрет на торговлю определенным товаром или товарами) и экономические. Последние в свою очередь подразделяются на количественные, финансовые, технические и паратарифные. 

1. Количественные  методы включают квотирование (контингентирование) и лицензирование экспорта и/или импорта. 

Квота (контингент) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта  товара определенным количеством или  суммой на определенный промежуток времени. Она определяется как разность между потреблением и производством данного товара внутри страны. По направленности действия квоты разделяются на экспортные и импортные. 

Лицензирование  — это регулирование внешней  торговли через разрешения по товарной или географической структуре, выдаваемые государственными органами на экспорт и/или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Это — разрешение, выдаваемое импортеру на ввоз товара в рамках установленной квоты. 

Механизм  распределения лицензий достаточно разнообразен. 

• Аукцион  — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения  лицензий, способным принести доходы государственной казне. 

• Система  явных предпочтений — закрепление  лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период. 

• Распределение  лицензий на внеценовой основе — выдача лицензий тем фирмам, которые осуществляли импорт (экспорт) наиболее эффективным  способом. 

«Добровольное»  ограничение экспорта — количественная нетарифная мера ограничения экспорта, основанная на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить (или не расширять) объем экспорта. Это обязательство принимается в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. 

Общий экономический эффект для импортера  от использования «добровольных» ограничений  экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольных» ограничений на свой экспорт. 

2. Финансовые  методы регулирования внешней  торговли основаны на оказании  государством финансовой поддержки  экспортеру с целью повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках или национальному производителю с целью повысить конкурентоспособность его товара на национальном рынке и таким образом дискриминировать импорт. Финансовые методы включают субсидии, налоговые льготы, меры валютного регулирования, требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов и др. Субсидирование национального производства считается предпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом или квотой. 

3. Технические  барьеры — скрытые методы торговой  поли-. тики, возникающие в силу  того, что национальные технические,  административные и иные нормы  и правила построены так, чтобы  препятствовать ввозу товаров  из-за рубежа. Они основаны на  различии в технических и прочих стандартах в стране производителя и потребителя. 

Наиболее  распространенные барьеры — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической  упаковке и маркировке, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и проч. 

Так, в  странах ЕС с 1993 г. действует директива  о защите потребителей, обязывающая  производителей потребительских товаров  выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для  жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей обо всех рисках, связанных с использованием товара. 

4. Паратарифные  ограничения включают косвенные  налоги, сборы и платежи, увеличивающие  стоимость импортируемого товара. Они направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти.

Информация о работе Нетарифные методы регулирования внешней торговли