Закон Тафта-Хартли:
установил требования раскрывать
информацию с целью регулирования
деятельности профсоюза с целью
раскрытия случаев подлога и
рэкета; запретил профсоюзам делать прямые
взносы в поддержку кандидатов, баллотирующихся
на федеральные посты; предоставил президенту
США право на отсрочку забастовок в отраслях,
считающихся жизненно важными для экономического
благосостояния страны или национальной
безопасности, и декларирование 80-дневного
"периода охлаждения" ("cooling-off period");
разрешил штатам принимать законы о праве
на труд, в которых запрещается принудительное
членство в профсоюзах.
Так же, как
и в отношении восстановления
на работе, нормы об оплате; за время
забастовки были установлены законом
Вагнера. Они сохранили свою силу и после
принятия закона Тафта-Хартли. Право издавать
приказы с требованием об оплате работнику
за время забастовки принадлежит Национальному
управлению по трудовым отношениям. В
диссертации критикуется мнение ряда
американских исследователей, отрицающее
наличие у рабочего субъективного права
«а оплату за время забастовки.
Эта оплата
является формой возмещения ущерба,
понесенного работником по вине
предпринимателя, и в этом смысле
она, несомненно, составляет содержание
его субъективного права. Национальное
управление по трудовым отношениям является
административным органом, который, проверяя
законность требования работника, выносит
или отказывается вынести соответствующий
приказ предпринимателю. В случае отказа
Т.о. Закон Тафта-Хартли,
внеся существенные поправки
в Закон Вагнера, стал одним
из корректирующих законов в
сфере социальных отношений. Закон
Вагнера (принятый в 1935 г. в
кризисной ситуации, преследовавший
не в последнюю очередь политические
цели Ф. Рузвельта перед очередными выборами)
создал определенный дисбаланс политических
сил, ограничивая свободу действий, "нечестную
трудовую практику" только предпринимателей,
что не могло не вызвать бурного протеста
с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935
г. началась сразу же после его принятия.
В нее включились возникшая в это время
антирузвельтовская организация "Американская
лига свободы", такие крупные организации
американского бизнеса, как "Национальная
ассоциация промышленников", "Торговая
палата" и др. До 1937 г. борьба велась
за признание закона неконституционным,
затем за пересмотр его конгрессом, в котором
за последующие 10 лет было рассмотрено
200 соответствующих законопроектов. В
1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят
Закон Тафта-Хартли, который действует
до сих пор.
Закон Тафта-Хартли
призван был создать механизм
пресечения незаконных забастовок,
а также предотвращения политизации
профсоюзов. Достижение этих целей
правящие круги видели в проведении
политики дальнейшей интеграции профсоюзов
в регулирующий социальные отношения
государственный механизм, а также в наделении
президента значительными правами для
предотвращения конфликтов в промышленности,
особенно тех, которые угрожали общественной
безопасности.
Закон пресекал
ряд направлений "нечестной
трудовой практики" профсоюзов: запрещал
некоторые виды забастовок, в
том числе вторичные бойкоты
(то есть бойкоты тех предпринимателей,
которые не являлись непосредственными
нанимателями бастующих рабочих),
стачки солидарности, пикетирование предприятий
с тем, чтобы добиться от предпринимателя
заключения договора с профсоюзом, который
не прошел установленной законом процедуры
его официального признания, забастовки
государственных служащих, стачки, угрозу
национальной безопасности, и др.
Допустимые формы
забастовок оговаривались рядом
условий: введением двухмесячного
"охладительного периода", обязательным
извещением предпринимателя о
намерении провести забастовку,
голосованием рабочих перед объявлением
забастовки и пр.
На основе специального
положения закона о защите
прав рабочих от профсоюзов
была значительно усилена правовая
регламентация деятельности профсоюзов,
в частности закон подробно
регулировал порядок заключения
коллективных договоров, рассматривал,
каким условиям должен отвечать профсоюз,
добивающийся права участия в коллективно-договорных
отношениях, требовал от руководителей
профсоюзов подписки о непричастности
к деятельности Коммунистической партии,
подачи ежегодных, отчетов Министерству
труда о своих финансовых делах и пр. Профсоюзам
было отказано в праве делать взносы в
избирательные фонды лиц, добивающихся
избрания на федеральные должности.
Запретив договор
"закрытого цеха" и ограничив
возможность заключения договора
"союзного цеха", закон тем
самым существенно ограничил право профсоюзов
диктовать предпринимателям условия найма
рабочей силы.
Вновь созданный
орган, Федеральная служба посредничества
и примирения, должен был разрешать
споры между предпринимателями
и рабочими путем коллективных
переговоров их представителей. Но главная
роль в деле проведения в жизнь положений
закона отводилась Национальному управлению
по трудовым отношениям (НУТО) и судам,
которым принадлежало право вынесения
запретительных приказов в отношении
незаконных забастовок, рассмотрения
гражданских исков и уголовных дел, касающихся
ложных показаний о непринадлежности
к Коммунистической партии, политической
деятельности профсоюзов и пр.
Закон создавал
также постоянно действующий
президентский механизм для пресечения
"недозволенной профсоюзной активности".
Президент мог запретить стачку на дней,
если, с его точки зрения, она "угрожала
национальным интересам", мог обратиться
в суд для вынесения судебного приказа
о запрещении стачки, назначить арбитражную
комиссию для рассмотрения трудового
конфликта. Антипрофсоюзная ограничительная
направленность Закона Тафта-Хартли была
усилена Законом Лэндрама-Гриффина 1959
г., поставившего профсоюзы под еще больший
контроль государственных органов, которые
получили регулировать проведение выборов
в профсоюзные органы, определять размеры
членских взносов, требовать Представления
в Министерство труда отчетов, копий уставов,
постановлений профсоюзов и пр.
Положения Закона
Тафта-Хартли неоднократно подкреплялись
впоследствии решениями Верховного
суда США. Например, в 1984, 1985 гг. Верховный
суд запретил оказывать давление на рабочих
с тем, чтобы они вступали в профсоюз (однако
разрешил вести среди них "разъяснительную
работу"), поддержал практику запрета
"закрытого цеха", предоставил компаниям,
"испытывающим финансовые трудности",
право разрывать трудовые отношения с
организованными в профсоюз рабочими
и пр. Закон Тафта-Хартли, при всей своей
антипрофсоюзной направленности, привел
к более жесткому упорядочению отношений
между трудом и капиталом, внес видимую
лепту в достижение согласия между ними
и тем самым способствовал укреплению
политической стабильности, в чем интересы
американских предпринимателей и американских
профсоюзов никогда не расходились.
В 1938 г. принимается
Закон о справедливом найме рабочей
силы, фиксирующий максимальную продолжительность
рабочего времени для некоторых групп
и минимум заработной платы. Ревизия мероприятий
и законодательства периода "нового
курса" произойдет в следующем десятилетии
путем принятия новых законов либо при
помощи толкований и решений Верховного
суда.
Самый длительный
эффект из программных законов
"нового курса" имели Закон
9 социальном страховании (1935 г.),
заложивший основы современного
социального законодательства в
стране, и Закон Вагнера, поскольку
он закреплял официальное признание роли
профсоюзов.
Заключение
Анализируя итоги
политики “нового курса” и
ее историко-правовое значение
следует отметить, что антикризисные
финансово-экономические и социальные
меры “нового курса”, стабилизировавшие
в известной мере экономику, имели ограниченный
эффект, о чем свидетельствовал новый
кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе
с тем политика «нового курса», направленная
на преодоление глубочайшего в истории
капитализма экономического кризиса,
привела к оформлению как экономических,
так и социально-политических основ ГМК
в США в его буржуазно-реформистском варианте.
Вторая мировая
война, милитаризация, научно-техническая
революция способствовали складыванию
целостной, постоянно действующей
системы ГМК в США. С этого времени совершенствование
методов государственного регулирования
капиталистической экономики и социальных
отношений, в частности проведение активной
политики в области бюджета и кредита,
направленной на обеспечение устойчивого
уровня спроса, производства и занятости,
становится ведущим направлением эволюции
американского капитализма.
Официальное «закрытие»
политики «нового курса» было
провозглашено Рузвельтом в одной
из речей в марте 1939 г. Скорректированные
судебной практикой и обстоятельствами
законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили
основы государственного регулирования
социально-хозяйственных отношений в
США на последующие десятилетия. Новый
этап усиления административного вмешательства
в экономику пришелся на годы Второй мировой
войны. В связи с обстоятельствами военного
времени администрации Рузвельта сформировала
несколько правительственных управлении,
на которые было возложено просто централизованное
управление связанными с войной отраслями
экономики и трудовыми отношениями. Управление
военного производства (1942) в годы войны
представляло собой почти сверхминистерство
экономики из 30 отделов с 22 тыс. служащих.
Его распоряжения о размещении военных
контрактов, заказов, о сокращении производства
тех или иных видов продукции были обязательны.
На военное управление труда (1942) возлагались
задачи по контролю над ценами и заработной
платой.
Всего таких
управлений было создано до 20,
и они значительно повысили
степень вмешательства государства
в экономику и трудовые отношения
— не только на общеправовом, но и прямо
на административном уровне.
Превалирование
административного принципа регулирования
экономики и социально-хозяйственных
связей (созданием правительственных
управлений, особыми полномочиями)
было вызвано преимущественно условиями
кризисов или военного времени. С началом
экономической и социальной стабилизации
(после Второй мировой войны) административное
регулирование уступило место главным
образом общеправовому.
В особенности
законодательное сокращение государственного
регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением
вмешательства в авиаперевозки, финансовые
операции и др.).
Вместе с тем
законодательное регламентирование
стало более детализированным. Специальные
акты были посвящены поддержке
малого бизнеса, охране окружающей
среды.
Значительному
ограничению производственная деятельность
корпораций и производителей
услуг подверглась после принятия
целой серии законов и правил
о защите гражданских потребительских
прав (1960-е — 1970-е гг.).
Вместе с актами
антитрестовского законодательства, законами
о регулировании социально-хозяйственной
сферы 1930-х гг. (кодифицированными в разделе
15 свода законов США) все они составили
принципы весьма детализированного правового
регулирования экономики, которое характерно
для США конца XX в., (не нарушая основ экономики
частной инициативы и свободной конкуренции).