Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:12, статья
Ежегодно ускоряется глобализация мирового экономического пространства и углубляется его трансформация. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, показал, что современные основы ведущих экономических институтов и экономических процессов в мире страдают из-за неустойчивости основных конструкций. То есть необходимы более прогрессивные и прочные формы хозяйствования, усовершенствованные методы инновационной деятельности для повышения продуктивности и прочности экономических средств. Кроме того, особое значение имеет вопросы методологической и теоретико-методической основ маркетинговых инноваций в современных условиях.
Ш.Т.Алиев
Сумгаитский Государственный Университет
О ПРОБЛЕМАХ
И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В
Ежегодно ускоряется глобализация мирового экономического пространства и углубляется его трансформация. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году, показал, что современные основы ведущих экономических институтов и экономических процессов в мире страдают из-за неустойчивости основных конструкций. То есть необходимы более прогрессивные и прочные формы хозяйствования, усовершенствованные методы инновационной деятельности для повышения продуктивности и прочности экономических средств. Кроме того, особое значение имеет вопросы методологической и теоретико-методической основ маркетинговых инноваций в современных условиях. Необходимо разработать и внедрить комплексный жизненный цикл инновационных функций, которые могли бы придать дополнительные стимулы управлению потенциалом национальных территорий и образований, национальных экономик, в том числе, инновационного развития хозяйственных субъектов и оказать положительное влияние на стратегические аспекты рыночных пространств.
Стоит отметить, что за последние 10-15 лет в Азербайджане проведены основные процессы экономических реформ, принципы рыночных экономик нашли свое отражение во всех сферах экономики и общества, завершилась интернационализация национальной экономики страны и расширилось интеграционное пространство в мировую мирохозяйственную систему. Азербайджан умело используя свои природные богатства и ресурсы, разработал и реализует нефтяную стратегию, которая оказывает локомотивные действия на продвижение всех других секторов экономики страны на пути к модернизации и инноватизации.
Однако все сказанные процессы не могут достаточно ускоренными темпами развивать реальные секторы экономики страны ненефтяного характера. Более того, в стране имеется огромный потенциал, ряд конкурентоспособных промышленных секторов, которые используются недостаточно. Правда, за последние годы стали сильно развиваться сферы ИКТ и туризма, создались инновационные перерабатывающие предприятия, холдинги и прочие. В целом, как было отмечено ранее, они не получили достаточного размаха способствуя увеличению экономики страны. Кроме того, мировой финансовый кризис и снижение цен на нефть серьезно повлиял на общие макроэкономические показатели и рост экономики страны.
Среди разных причин, мешающих ускорению инноватизации экономики страны отличаются медленным применением эффективные экономические рычаги и инструменты. Как известно, в мировой практике успешно применяются и функционируют инновационные Специальные Экономические Зоны (СЭЗ), которые способны оказать серьезный дополнительный стимул для роста экономики страны, увеличения экспортного потенциала и насыщения потребительского рынка конкурентоспособными товарами с приданием конкретной мотивизации развитию отдельных отстающих территорий, регионов, центров экономики и прочих.
Известный китайский специалист Дэн Сйаопин в научном труде «Основные проблемы современного Китая» отмечает, что «СЭЗ – это окно, через которое поступают освоение технических успехов, управленческих методов, знания и политики реализации внешних связей» [1]. По мнению российского ученого А.М.Басенко, СЭЗ в экономике играют роль «шлюзов», помогают в решении приоритетных вопросов, придают дополнительные направления экспорту, ускоряют высокотехничное производство, формируют современный рынок и производственную инфраструктуру и, конечно, в итоге ускоряют интеграцию в мировую экономику [2].
Стоит отметить, что в Азербайджане, понимая все выше сказанные факторы и особенности, проведена определенная работа по формированию законодательной базы и нормативных актов по созданию и функционированию инновационной деятельности, в том числе, СЭЗ. Закон о создании Специальных Экономических Зон в Азербайджанской Республике принят в 2009 году. Более того, с целью реализации данного закона правительственные органы разработали и приняли соответствующие нормативные документы по созданию и функционированию подобных зон в Азербайджане. Остаются нерешенными актуальны вопросы, связанные с применением СЭЗ, и на наш взгляд, необходимо ускорить реализацию стратегических задач: