О системе минимальных государственных социальных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:57, доклад

Описание

В современных условиях наиболее важным способом реализации социальных процессов является формирование и применение системы государственных минимальных социальных стандартов и определение задач, для решения которых предназначено введение этой системы. Рассматриваются вопросы применения государственных минимальных социальных стандартов в бюджетной практике.

Работа состоит из  1 файл

флегонтов.docx

— 24.20 Кб (Скачать документ)

О системе минимальных  государственных  социальных стандартов.

В современных  условиях наиболее важным способом реализации социальных процессов является формирование и применение системы государственных  минимальных социальных стандартов и определение задач, для решения  которых предназначено введение этой системы. Рассматриваются вопросы  применения государственных минимальных  социальных стандартов в бюджетной  практике.

При переходе к рыночным отношениям необходимым условием устойчивого  развития России является обеспечение  конституционных гарантий социальной защиты граждан. Это предполагает выработку  целостной системы социальных индикаторов, имеющих четко обусловленные  количественные параметры и постоянно  учитывающие качественные изменения  социального развития. Учитывая мировой опыт, социальные индикаторы могут формироваться по так называемой системе затраты – выпуск, где затраты определяются уровнем финансирования государством социальной сферы и их эффективностью, а выпуск – это конечные результаты деятельности соответствующих социальных служб в виде объема, качества и структуры социальных услуг. К основным требованиям, предъявляемым к социальным показателям, относят количественные критерии, которые должны выражаться в конкретной количественной мере; простоту и доступность; специфичность и дифференциацию (они могут быть дифференцированы в зависимости от специфики предоставляемых социальных услуг и т.д.).

Официально в России термин «государственные услуги» появился в 1998 г. с принятием Бюджетного кодекса  РФ. Становление системы государственных  услуг в постсоветской России начинается с принятием Закона РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» в апреле 1993 г., в котором  практически была сделана попытка  дать определение таким понятиям, как консолидированный бюджет, минимальный  бюджет, минимальные социальные и  финансовые нормы и нормативы. Этот законодательный акт, являясь достаточно прогрессивным, не был в полной мере реализован, но он положил начало организации  подготовки государственных минимальных  социальных стандартов ( ГМСС ) для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Острой необходимостью стала разработка научно обоснованной концепции формирования системы государственных минимальных социальных стандартов.

Вопросом разработки системы ГМСС и нормативов финансирования социально значимых расходов из бюджетов всех уровней отводится особая роль и практическая значимость в решении  сложных проблем финансовой стабилизации, в проведении активной социальной политики, прежде всего в бюджетном процессе. Необходимость формирования правовой базы для установления и применения ГМСС обусловлено тем, что их использование  предусматривается БК РФ и другими  действующими законодательными актами. Система ГМСС представляет комплекс государственных гарантий и государственных  услуг населению, устанавливаемых  бесплатно или на льготной основе за счет бюджетной системы РФ.

Формирование ГМСС должно осуществляться исходя из следующих  основных принципов:

безусловное соблюдение конституционных прав граждан;

общедоступность обеспечения  социальной защиты, бесплатных и частично платных услуг вне зависимости  от социального статуса граждан, уровня дохода, пола, возраста и места  жительства;

целевое адресное подушное финансирование, обеспечение ГМСС из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

прозрачность бюджетного и внебюджетного финансирования, обеспечения реализации ГМСС;

ответственность государственной  власти за применение и соблюдение ГМСС;

эффективность и  экономичность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;

научное проектное  и статистическое обеспечение;

гласность и другие.

Рассмотрение системы  ГМСС целесообразно проводить в  нескольких аспектах. Во-первых, с позиций  системного подхода, что предопределяет не только комплексное, но и взаимоувязанное планирование составляющих ее услуг и системы гарантий. Во-вторых, модель системы ГМСС следует отнести к классу социального равновесия. В-третьих, систему ГМСС правомерно представлять как динамическую систему. В-четвертых, система ГМСС должна рассматриваться как совокупность государственных гарантий и государственных услуг, необходимых и достаточных в соответствии с целевой установкой введения системы ГМСС. В-пятых, уровень соотношений платности и бесплатности должен определяться правительством исходя из того, что увеличение бюджетных социальных расходов, финансируемых через налоги и сборы, ведет к уменьшению доходов и, следовательно, снижает платежеспособный спрос населения; сокращение социальных бюджетных расходов через уменьшение налогов и сборов способствует увеличению доходов населения, для которого становятся доступными услуги большего объема с учетом реальных потребностей.

Введение ГМСС доходов  бюджета направлено на решение следующих  задач:

совершенствование механизма реализации основных конституционных  прав, гарантированных гражданам;

удовлетворение важнейших  потребностей человека;

сохранение единого  социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;

повышение обоснованности формирования бюджетов, прежде всего  на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.

При формировании системы  ГМСС следует исходить из дейст-

вующих законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.

Выбор социальных нормативов и норм и их правовая регламентация  в качестве ГМСС должна ориентироваться прежде всего на компетенцию органов управления субъектов РФ и местного самоуправления. При этом выбранные для установления стандартов показатели, характеризующие набор услуг, должны позволять рассчитывать финансовые нормативы для формирования бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией.

С формированием  системы ГМСС особое значение приобретают  такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, налагаемые на возможности предложения  и ценообразования (правовые, экономические, социально-психологические, экологические  и др.), многовариантность набора, возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, набор наиболее рационального варианта, меры государственного и муниципального регулирования рынка услуг и другой особый вопрос – состав системы ГМСС.

Актуальность задачи углубленной разработки ГМСС, а на их основе социальных норм и финансовых нормативов усиливается в связи  с требованиями регионов о расчете  трансфертов на основе социальных стандартов, что призвано способствовать выравниванию уровней удовлетворения потребностей граждан, проживающих на различных  территориях страны.

Таким образом, важнейшим  направлением использования системы  ГМСС является совершенствование межбюджетных отношений и государственной  поддержки местных бюджетов в  части обеспечения социального  развития. Отсюда вытекает и основополагающий принцип формирования и применения ГМСС – изменения структуры закрепления  доходов и расходов на социальные нужды по бюджетам всех уровней и  государственным внебюджетным фондам при разграничении предметов  ведения и полномочий между органами власти и местного самоуправления. Формирование и применение ГМСС выдвигается  в настоящее время важнейшим  средствам повышения управляемости  социальным процессом, преодоления  кризиса в социальной сфере и  осуществления социальных реформ.

 

Приложение.  

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МИНИМАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ     

Настоящий Федеральный  закон устанавливает правовые основы и общий порядок разработки, утверждения  и применения минимальных государственных  социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие  в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры и на получение  квалифицированной юридической  помощи, закрепленных в Конституции  Российской Федерации. 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном  законе     

В настоящем Федеральном  законе используются следующие основные понятия: минимальные государственные  социальные стандарты - единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации  на минимально допустимом уровне для  обеспечения реализации установленных  в Конституции Российской Федерации  отдельных социальных гарантий и  прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации;  
     бесплатные социальные услуги - услуги, предоставление которых гражданам Российской Федерации гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основе государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;  
     минимальные социальные нормы - единые или групповые удельные показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими социальными услугами по их видам;  
     финансовые нормы - денежное выражение минимальных социальных норм.

Статья 2. Задачи утверждения  и применения минимальных  государственных  социальных стандартов     

Минимальные государственные  социальные стандарты утверждаются и применяются для решения  следующих задач:  
     - реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;  
     - упорядочивание и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

Статья 3. Законодательство о  минимальных государственных  социальных стандартах     

Законодательство  о минимальных государственных  социальных стандартах состоит из Конституции  Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.       

Статья 4. Перечни и виды минимальных государственных социальных  
     стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм     

1. Минимальные государственные  социальные стандарты утверждаются  в следующих сферах:  
     - образование;  
     - здравоохранение;  
     - культура;  
     - социальное обслуживание населения;  
     - жилищно-коммунальное хозяйство;  
     Минимальные государственные социальные стандарты применяются при оказании юридической помощи гражданам.  
     2. В вышеуказанных сферах утверждаются перечни и виды минимальных государственных социальных стандартов, а также минимальных социальных и финансовых норм.  
     а) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере образования утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольного, основного общего, начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;  
     б) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;  
     в) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере социального обслуживания населения утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социального обслуживания, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;  
     г) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере культуры утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для обеспечения библиотечного обслуживания населения;  
     д) в качестве минимальных государственных социальных стандартов в жилищно-коммунальной сфере утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг, необходимых для предоставления малоимущим и иным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатного жилья;  
     и) в качестве минимальных государственных социальных стандартов при оказании юридической помощи населению утверждаются требования к объему и качеству предоставления определенного вида юридических услуг гражданам Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 

Информация о работе О системе минимальных государственных социальных стандартов