Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:33, реферат
Термин “институционализм” происходит от слова “институт” или
“институция”, под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения.
Идеологи институционализма относили к институтам как надстроечные, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Расплывчатое понятие
“институт” тем не менее носило уже отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений.
Введение 3
1. Сущность институционализма 4
2. Основные течения институциональной теории 9
2.1. Социально-психологический институционализм 9
2.2. Социально-правовой институционализм 15
2.3. Конъюнктурно-статистический институционализм 16
Заключение 18
Американский психолог В.
Джеймс, автор “Принципов психологии”
(1891 г.), придерживающийся этой позиции,
оказал на Т. Веблена значительное влияние,
по выражению Д. Коммонса, теория Т.
Веблена является замечательным
применением Дарвина к сфере
экономики. Движущей силой социально-
экономических процессов Т. Беблен
объявляет иррациональную психологию
борющихся между собой
“Эволюция общественного
устройства явилась процессом
Классики марксизма-ленинизма
раскрыли несостоятельность и
“...Перенесение биологических понятий
вообще в область общественных наук есть
фраза”[12],— писал он.
И хотя Т. Веблен выступал с острой критикой наиболее одиозных проявлений экономических противоречий эпохи империализма, биологическая трактовка социальных институтов не позволяла раскрыть их действительные причины.
Институциональный подход к
экономическим явлениям при всех
его пороках означал крупный
шаг вперед по сравнению с методом
психологизированной
“индустрией” и “бизнесом”.
Эти две социальные сферы
и соответственно две социальные
группы буржуазного общества отражают
и концепции Т. Веблена распадение
буржуазии на немонополистическую
н монополистическую с
Различие между ними Т. Веблен проводит
по линии “привычных жизненных условий”,
в которых функционируют эти группы. Одна
из них функционирует в сфере производства
(“индустрия”) и объединяет рабочих, инженеров,
управляющих, мелких и средних предпринимателей.
Цель, к которой она стремится, состоит
н повышении эффективности производства,
обеспечении изобилия материальных благ
в обществе. Этому идеализированному изображению
немонополистического сектора Т. Веблен
противопоставляет мир “бизнеса”. К нему
он фактически относит финансовый монополистический
капитал. Бизнес, поясняет Т. Веблен, непосредственно
не участвует в материальном производстве.
Его цель — нажива, получение наибольшей
прибыли. Это паразитический нарост на
теле общества. “Отношение праздного
(т. е. имущего непроизводительного) класса
к экономическому процессу является денежным
отношением — отношением стяжательства,
а не производства, эксплуатации, а не
полезности”,— пишет Т. Веблен о магнатах
капитала. “Их функция,— поясняет он,—
является по своему характеру паразитической,
а их интерес заключается...”[13] в безудержном
и хищническом обогащении.
Между индустрией и бизнесом
складывается антагонистическое
Такой подход позволяет Т.
Веблену строить свою программу
реформирования буржуазного общества
под флагом устранения господства бизнеса
(с его рутиной и
Отсюда видно, что Т. Веблен
описывает ряд важнейших
Вместе с тем буржуазная
ограниченность Т. Веблена помешала
ему раскрыть подлинную картину
изменений, порождаемых переходом
к монополистическому капитализму.
Описание противоречий между монополистической
и немонополистической
Непонимание действительного классового
антагонизма буржуазного общества приводит
Т. Веблена к утопической технократической
теории. Вместе с тем даже такой подход
позволяет ему описать целый ряд противоречий
капиталистической экономики, что составляет
основу реформистских устремлений Т. Веблена.
Социальная позиция Т. Веблена наталкивает
его на обличение ряда наиболее одиозных
черт империализма, на подчеркивание паразитического,
социально опасного характера “бизнеса”,
его исторической бесперспективности.
Он писал: “Обычаи мира бизнеса сложились
под направляющим и избирательным действием
законов хищничества или паразитизма.
Это обычаи собственничества... Однако
современной экономической ситуации эти
финансовые институты никак не соответствуют...”[15].
Т. Веблен явился выразителем
интересов средней
За образ своих мыслей
многими идеологами того времени
он воспринимался как американский
Маркс. И причиной тому было не только
и не столько то, что Т. Веблен
— в прошлом студент самого
Дж. Б. Кларка —стал противником
экономической теории своего учителя,
придерживавшегося “чистой
“экономического человека” с общественными.
Вот почему в своих рассуждениях о “теологии”
и “апологии” он “решительно возражал
против центрального тезиса неоклассической
теории благосостояния, согласно которому
совершенная конкуренция при некоторых
ограничениях ведет к оптимальным результатам”,
и почему эволюционная наука для него
— это “исследование происхождения и
развития экономических институтов и
взгляд на экономическую систему как на
“кумулятивный процесс”, а не “самоуравновешивающийся
механизм”[16].
Особое видение проблем социально-экономического
развития общества Т.
Веблен подчеркивал даже в названиях изданных
им работ, в числе которых упомянутая выше
“Теория праздного класса” (1899), “Инстинкт
мастерства”
(1914), “Инженеры и система цен” (1921), “Собственность
отсутствующего”
(1923) и др.
Свою убежденность в эволюционном
преобразовании общества Т. Веблен основывал
на своеобразном преломлении теории
эволюции природы Ч. Дарвина.
Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности,
пытался аргументировать положение об
актуальности в человеческом обществе
“борьбы за существование”. При этом
им используется историческая оценка
развития
“институтов” общества, в которой отрицаются
марксистские положения о
“классовой эксплуатации” и “исторической
миссии” рабочего класса. Исходя из того,
что человек в своей деятельности (в том
числе и хозяйственной) руководствуется
подсознательными инстинктами, отражающими
его биологическую природу, Т. Веблен сделал
попытку “объяснить” социально-экономические
явления современного ему капитализма
биологическими причинами. В основе экономической
деятельности людей лежат, по Т. Веблену,
три движущие силы: родительское чувство,
инстинкт материнства и любознательность,
искажаемые и уродуемые отношениями частной
собственности. В конце XIX в. новым словом
буржуазной психологии была трактовка
инстинкта как наиболее важного элемента
человеческого поведения.
В теории “праздного класса”,
судя по содержанию одноименной книги
Т.
Веблена, отношение этого “имущего непроизводственного”
класса к экономическому процессу характеризуется
как отношение “стяжательства, а не производства,
эксплуатации, а не полезности”. Этот
класс, по Веблену, предпочитает “обычаи
мира бизнеса”, сложившиеся “под направляющим
и избирательным действием законов хищничества
или паразитизма”. В частности, для представителей
именно этого класса могут, очевидно, существовать
особые цены на товары, символизирующие
показатель их “престижности”, а не истинное
проявление закона спроса, что ныне принято
называть “эффектом Веблена”.
Последний характеризует ситуацию, при
которой снижение цены на товар воспринимается
покупателем как ухудшение его качества
или утрата его
“актуальности” либо “престижности”
среди населения и тогда этот товар перестает
пользоваться покупательским спросом,
а в обратной ситуации, напротив объем
покупок с ростом цены может возрасти.
Поэтому “финансовые слои, — заключает
Т. Веблен, — имеют известную заинтересованность
в приспособлении финансовых институтов...
Отсюда более или менее последовательное
стремление праздного класса направлять
развитие институтов по тому пути, который
бы отвечал денежным целям, формирующим
экономическую жизнь праздного класса”[17].
Итак, эволюция общественной
структуры — это, говоря словам Т.
Веблена,
“процесс естественного отбора институтов”
в “борьбе за существование”[18].
Немарксистская позиция
Т. Веблена наиболее очевидна в его
концепции реформ. Так, критикуя “паразитический”
образ жизни занятых только финансовой
деятельностью рантье — владельцев
особой (абсентеистской) формы частной
собственности, а также осуждая
подчинение сферы “индустрии” миром
“бизнеса”, стремящегося в лице финансистов
и крупных предпринимателей лишь
“к возможно большей прибыли”, он ратовал
не за революционное устранение
“классового антагонизма” и победу “диктатуры
пролетариата”, а за дальнейшую эволюцию
общества, сопровождаемую реформированием[19].
Сценарий реформ Т. Веблена
состоит в неуклонном ускорении
научно- технического прогресса и
возрастании роли инженерно-технической
интеллигенции. По его убеждению, интеллигенция,
рабочие, техники и другие участники
производства представляют сферу “индустрии”
и преследуют цель оптимизации и
повышения эффективности
В результате реформ Т. Веблен
предвидел установление “нового
порядка”, при котором руководство
промышленным производством страны
будет передано специальному “совету
техников”, и “индустриальная система”
перестанет служить интересам “
2.2. Социально-правовой
Джон Р. Коммонс (1862-1945), исследуя
такие коллективные институты, как
семья, профсоюзы, торговые объединения,
производственные корпорации, государство,
правовые отношения и другие, приоритетное
внимание уделял юридико-правовым институтам,
стал лидером юридического течения
институционализма. При этом он исходил
из неприятия идей о классовой
борьбе рабочих, а также, говоря его
словами, стремления “сделать систему
бизнеса эффективной настолько,
чтобы она заслуживала
Правовой аспект Дж. Коммонс
использовал и в выдвинутой им
концепции стоимости, в соответствии
с которой стоимость товарной
продукции есть не что иное, как
результат юридического соглашения
“коллективных институтов”.
А к последним он относил союзы корпораций,
профсоюзов, политических партий, выражающих
профессиональные интересы социальных
групп и слоев населения.
Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных “коллективных институтов”. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.
Эволюция капитализма
свободной конкуренции в
(1924), “Институциональная экономика. Ее
место в политической экономии”
(1934) и других. В них рассматриваются проблемы,
вызванные усилением
“социального конфликта” из-за “нечестной”
(монополистической) конкуренции предпринимателей.
Государственные правовые решения в рамках
экономических реформ, как полагает этот
автор, устранят противоречия и конфликты
в обществе, ознаменуют переход к стадии
административного капитализма.