Общая характеристика моделей смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание

Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни. Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание истории позволяет увереннее строить планы и программы предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. В истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные и экономические структуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

1.Сущность смешанной экономики……………………………………………………………….4

2. Основные черты смешанной экономики……………………………………………………..5

3. Характеристика смешанной системы хозяйства…………………………………………...6

4. Модели смешанной экономики………………………………………………………………....8

Заключение…………………………………………………………………………………………….10

Список используемой литературы………………………………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 42.36 Кб (Скачать документ)

2) что рыночное хозяйство должно  ограничиваться там, где оно  привело бы к социально нежелательным  результатам или же результаты  свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными".

Поэтому социально-ориентированная  рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических  целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно сформулировать следующим образом:

- обеспечение экономического роста  и экономической стабильности;

- социальная обеспеченность и  социальная справедливость;

- содействие конкуренции;

- обеспечение политической стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время  на макроуровне развитие плановых методов  связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям  рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое  решение. Так, вопрос об объеме и структуре  производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа  приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет  заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям  и видам продукции. Маркетинговая  система управления производством  создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в  соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают  существенное влияние на объем и  структуру производимых товаров  и услуг, обеспечивая их большее  соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных  отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ.

 

 

Смешанная экономика имеет несколько  форм или моделей:

- американская;

- японская;

- шведская;

- германская;

- новых индустриальных стран  (Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг).

Американская модель - это преимущественно рыночная экономика, но вместе с тем экономические функции правительства играют в ней очень существенную роль.

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Черты Кореи:

- защита внутреннего рынка;

- жесткий экономический курс, проводимый  центральной властью;

- привлечение иностранного капитала;

- национальные кадры;

- образование массового среднего  класса.

Германская модель.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок  с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода как  условие функционирования рыночных  механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических  и организационных инноваций;

- проведение структурной политики;

- защита и поощрение конкуренции.  Перечисленные особенности германской  модели есть производные от  основополагающих принципов социальной  рыночной экономики, первым из  которых является органическое  единство рынка и государства.

 Японская модель.

Японская модель характеризуется:

- развитым планированием и координацией  деятельности правительства и  частного сектора;

- сохранение своих традиций, и  в то же время умение заимствовать  у других все то, что нужно  для развития страны;

- высокий престиж государственной  службы;

- стержнем стратегии экономического  развития является установка  на развитие наукоемкой продукции;

- высокий престиж образования,  и прежде всего высшего.

Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Хотя разговоры о "японском чуде" в общем почти прекратились, феномен японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене? Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.

Многое в японской промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может  быть полностью воспроизведено в  иных условиях. Однако значительная часть  того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного  и поучительного опыта.

Шведская модель:

- социальная политика. Большую  часть благ и услуг шведы  получают из государственных социальных фондов минуя рынок;

- полная занятость;

- ставка на труд, на самореализацию  личности, утверждение ее общественной  значимости.

Шведская модель - это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной  власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической  жизни. Однако нельзя не признать, что  концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским  социализмом" на практике стираются.

Таким образом, современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система  хозяйства".

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные  наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в  шведской политике явно выделяются две  доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и  определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно  большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем  жизни и широким масштабом  социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в  сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических  систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских  талантах и на справедливом отношении  к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно  посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия  рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода  индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового  государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового  государства, есть право свободы  потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему  представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы  права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность  гражданина других граждан берет  на себя государство. Такой расклад  сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство  стоит на его стороне. Закон, который  начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для  того, кто его уважает. Но, защищая  права граждан, государство не должно переходить границу как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Сама рыночная экономика как  механизм регулирования экономических  отношений является лишь научной  абстракцией, упрощенной моделью для  демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими  формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки); либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача -- предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации в результате чековой приватизации страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг; прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борисов Е.Д. Экономическая теория. - М.: Высшая школа, 2000. - 432с.

2.Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика: В 2-х т. Т.2. Спб.: Экономическая школа, 2002. - 503с.

3.Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 444с.

4.Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Экономика, 1996. - 326 с.

5.Основы теории переходной экономики. Вводный курс: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Киселевой. - Киров, 2001.-649с.

6.Основы экономической теории / Под ред проф. А.К. Шуркалина М.: Экономика, 2001. - 199 с.

7.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. -- М. Издательство Норма, 2002. -- 456 с.

8.Экономика и государство в шутку и всерьез. - М.: Профсоюзы и экономика, 1999.-615с.

9.Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. - М.: Проспект, 2003.-642с.

10.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. - Спб.: Питер: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2003. - 544с.

11.Экономическая теория./Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 188 с.

Информация о работе Общая характеристика моделей смешанной экономики