Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:41, доклад
Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России и субъектов Федерации в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере потребительского рынка.
ведение
Актуальность темы исследования
Проблемы стабилизации
и развития потребительского рынка
России и субъектов Федерации
в современных условиях приобретают
особую значимость. Это обусловлено,
прежде всего, местом и ролью потребительского
рынка в системе
Такое состояние потребительского рынка диктует необходимость принятия мер по стабилизации потребительского рынка и его дальнейшему развитию. Поэтому с целью принятия решений по управлению данным рынком необходимо комплексное его исследование как на уровне страны, так и отдельно взятого региона.
Кризисные процессы
в экономике охватили все регионы
России. Неравные стартовые условия
перехода субъектов Федерации к
рыночной экономике привели к
дифференциации регионов по уровню социально-экономического
развития. Негативное воздействие на
социально-экономическое
4
обострившаяся внешняя
конкуренция. Увеличивается дифференциация
регионов по уровню жизни. Существено
различаются покупательная
характеризующиеся
в результате структурного кризиса
устойчивым снижением производства
и реальных доходов населения, растущей
безработицей. Но кроме того, каждый
регион имеет свои специфические
черты, определяемые природно-климатическими
и географическими условиями, специализацией
и направленностью развития региона,
социально-экономическим
Примером депрессивного
региона является Читинская область,
которая в период трансформируемой
экономики оказалась в неравных
условиях по сравнению со многими
другими районами. Особенно сильное
негативное воздействие оказали: многократное
уменьшение централизованных инвестиций,
дотаций и субсидий при отсутствии
достаточных внутренних финансовых
источников. В регионе имеются
много серьезных социально-
Актуальность темы
диссертационного исследования заключается
в необходимости активизации
и совершенствовании самого рынка
потребительских товаров и
5
возрастающей конкуренции со стороны других регионов, безработицей и низкой платежеспособностью населения.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с формированием и развитием рынка, его ролью и местом в экономической системе общества, а также степени его регулирования вызывали значительный интерес экономистов. Основы научного анализа этих проблем заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо. Свой вклад в изучение развития и функционирования рыночного механизма внесли А. Маршалл, Дж. Кейнс, М. Фридман, К.Р. Макконелл, С.А. Брю, Э.Дж. Долан и другие. Большой след в изучении рынка оставили такие экономисты, как В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, М.И. Туган-Барановский. Вопросы, связанные с рынком, рассмотрены в современных научных трудах отечественных исследователей: Ю.Л. Александрова, Н.Н. Барановского, В.М. Гальперина, А.И. Гребнева, А.И. Добрынина, М.И. Зайналова, Н.Н. Колосовского, В.А. Обручева, Б.А. Райзберга, Е.Г. Ищенко, Г.П. Журавлевой, Н.П. Фигурновой и других.
Особенностям социально-
Значительный вклад в исследование вопросов государственного регулирования рынка и рыночных отношений внесли зарубежные ученые и практики: Л. Аллен, Б. Берман, С. Брю, К. Пиндайк, С. Фишер. Среди российских ученых, занимающихся проблемами государственного регулирования, можно отметить Л.И. Абалкина, А.Г. Грязнову, А.Г. Зельднера, Д.С. Львова, С.С. Шаталина и других.
И вместе с тем, несмотря
на то, что исследованию потребительского
рынка уделялось и уделяется
большое внимание, существует достаточно
много вопросов, требующих дополнительного
изучения. Они связаны с
6
структурными преобразованиями потребительского рынка, государственной политикой на данном рынке, системой взаимодействия его субъектов в трансформируемой экономике.
Актуальность, сложность
и многообразность проблем
Целью работы является
исследование основных закономерностей
и особенностей функционирования и
развития потребительского рынка региона
и разработка подходов к совершенствованию
рыночного механизма
Для реализации поставленной цели возникла необходимость решения следующих основных задач:
- исследовать сущность,
факторы, условия и специфику
функционирования
- представить место
регионального
- изучить специфические
черты и факторную зависимость
рыночного механизма в
- разработать направления
совершенствования механизма
Объектом исследования является рынок потребительских товаров Читинской области и его специфика, определяемая концентрацией экономических и социальных условий региона и их использование на современном этапе развития.
Предметом исследования являются экономические процессы и условия функционирования регионального потребительского рынка в
7
специфических условиях трансформируемой экономики.
Теоретическая и
методическая основа исследования. Исследование
базируется на изучении теоретического
наследия основных экономических школ.
В качестве информационной базы послужили
официальные и нормативные
Для обоснования полученных в диссертации результатов применялись методы логического и экономического анализа. Использовались методы абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, монографический, социалогический.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлены специфические
особенности и условия
- выявлены факторы,
оказывающие наиболее
Представлены специфические черты и полнота использования составных элементов рыночного механизма в условиях трансформируемой
8
экономики депрессивного региона;
- обоснованы направления
государственного воздействия
- сформулированы
направления совершенствования
развития потребительского
Теоретическая и
практическая значимость работы состоит
в том, что на базе теоретических
положений и оценок, сделанных
в исследовании, определены возможные
направления развития потребительского
рынка депрессивного региона. Результаты
проведенного исследования могут быть
использованы для экономического обоснования
программ и концепций, принимаемых
органами государственного управления
в процессе выработки решений
в области повышения
Апробация работы. Основные
положения диссертационного исследования
были представлены: на Международной
научно-практической конференции «Мир.
Справедливость. Гуманизм» (Чита, 2000 г.),
на Международной научно-
9
г.), на шестой студенческой научно-практической конференции «Молодежь и кооперация в новом тысячелетии» (Чита, 2001 г.), на VI Международной молодежной научной конференции «Талант и труд молодых — родному Забайкалью» (Чита, 2002 г.), а также нашли отражение в 18 публикациях автора общим объемом 8,35 п. л.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 147 наименований, 14 приложений. Основной текст диссертации содержит 183 страницы машинописного текста, 35 таблиц, 12 рисунков.
10
Глава 1. Сущность, структура и место рынка потребительских товаров в системе рыночных отношений
1.1. Сущность рынка потребительских товаров
Изменения, которые
произошли в экономической
Изучение потребительского рынка необходимо, так как:
- во-первых, он ближе всех расположен к первичным человеческим потребностям;
- во-вторых, потребительский рынок существует везде, где есть покупатели и продавцы;
- в-третьих, рынок
есть одновременно и механизм
организации и упорядоченного
обмена товарами и услугами, и,
с помощью отношений
Потребительский рынок существует в системе рыночных отношений, он не изолирован, поэтому, по нашему мнению, прежде чем приступить к исследованию потребительского рынка, следует остановиться на более общей категории «рынок».