Общественное питание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:41, доклад

Описание

Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России и субъектов Федерации в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере потребительского рынка.

Работа состоит из  1 файл

ведение.docx

— 26.28 Кб (Скачать документ)

ведение

Актуальность темы исследования

Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка  России и субъектов Федерации  в современных условиях приобретают  особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние  годы произошли существенные изменения  в сфере потребительского рынка. Институциональные преобразования на потребительском рынке не избежали негативных проявлений: существовавшие ранее хозяйственные связи в  значительной мере разрушены, система  обеспечения населения товарами в большинстве субъектов Федерации  складывается стихийно. Резкий спад отечественного производства и снижение жизненного уровня населения, значительная дифференциация в доходах различных социальных групп населения привели к  сокращению платежеспособного спроса и сужению потребительского рынка.

Такое состояние  потребительского рынка диктует  необходимость принятия мер по стабилизации потребительского рынка и его  дальнейшему развитию. Поэтому с  целью принятия решений по управлению данным рынком необходимо комплексное  его исследование как на уровне страны, так и отдельно взятого региона.

Кризисные процессы в экономике охватили все регионы  России. Неравные стартовые условия  перехода субъектов Федерации к  рыночной экономике привели к  дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития. Негативное воздействие на социально-экономическое положение  регионов оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей,

4

обострившаяся внешняя  конкуренция. Увеличивается дифференциация регионов по уровню жизни. Существено различаются покупательная способность, номинальные денежные доходы, прожиточный  минимум. Появились депрессивные регионы, к которым стали относить территории, обладающие достаточным производственным потенциалом,

характеризующиеся в результате структурного кризиса  устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, растущей безработицей. Но кроме того, каждый регион имеет свои специфические  черты, определяемые природно-климатическими и географическими условиями, специализацией и направленностью развития региона, социально-экономическим положением, уровнем доходов, развитостью предпринимательства  и другими факторами. Все это  проявляется в особенностях функционирования потребительского рынка каждого  отдельно взятого региона или  группы схожих регионов.

Примером депрессивного  региона является Читинская область, которая в период трансформируемой экономики оказалась в неравных условиях по сравнению со многими  другими районами. Особенно сильное  негативное воздействие оказали: многократное уменьшение централизованных инвестиций, дотаций и субсидий при отсутствии достаточных внутренних финансовых источников. В регионе имеются  много серьезных социально-экономических  проблем: это снижение производства во всех отраслях народного хозяйства, кризис платежеспособности, существенное уменьшение доходов населения, растущая безработица. В области сложилась  ситуация, когда наблюдается резкое сокращение численности населения, низкая рождаемость.

Актуальность темы диссертационного исследования заключается  в необходимости активизации  и совершенствовании самого рынка  потребительских товаров и механизма  товародвижения на нем с учетом возрастающих потребностей самообеспечения территории в условиях

5

возрастающей конкуренции  со стороны других регионов, безработицей и низкой платежеспособностью населения.

Степень разработанности  проблемы. Вопросы, связанные с формированием  и развитием рынка, его ролью  и местом в экономической системе  общества, а также степени его  регулирования вызывали значительный интерес экономистов. Основы научного анализа этих проблем заложены в  трудах А. Смита, Д. Рикардо. Свой вклад  в изучение развития и функционирования рыночного механизма внесли А. Маршалл, Дж. Кейнс, М. Фридман, К.Р. Макконелл, С.А. Брю, Э.Дж. Долан и другие. Большой  след в изучении рынка оставили такие  экономисты, как В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, М.И. Туган-Барановский. Вопросы, связанные  с рынком, рассмотрены в современных  научных трудах отечественных исследователей: Ю.Л. Александрова, Н.Н. Барановского, В.М. Гальперина, А.И. Гребнева, А.И. Добрынина, М.И. Зайналова, Н.Н. Колосовского, В.А. Обручева, Б.А. Райзберга, Е.Г. Ищенко, Г.П. Журавлевой, Н.П. Фигурновой и других.

Особенностям социально-экономического развития региона на современном  этапе посвящены работы В.М. Багиновой, М.А. Винокурова, М.П. Деминой, О.Г. Дмитриевой, А.И. Добрыниной, Л.П. Куракова, Л.К. Корецкой, Л.А. Калининой, А.С. Новоселова, А.И. Попова, В.И. Самарухи, Н.Н. Филиппова, Л.В. Шемякиной, Р.И. Шнипера и др.

Значительный вклад  в исследование вопросов государственного регулирования рынка и рыночных отношений внесли зарубежные ученые и практики: Л. Аллен, Б. Берман, С. Брю, К. Пиндайк, С. Фишер. Среди российских ученых, занимающихся проблемами государственного регулирования, можно отметить Л.И. Абалкина, А.Г. Грязнову, А.Г. Зельднера, Д.С. Львова, С.С. Шаталина и других.

И вместе с тем, несмотря на то, что исследованию потребительского рынка уделялось и уделяется  большое внимание, существует достаточно много вопросов, требующих дополнительного  изучения. Они связаны с институциональными и 

6

структурными преобразованиями потребительского рынка, государственной  политикой на данном рынке, системой взаимодействия его субъектов в  трансформируемой экономике.

Актуальность, сложность  и многообразность проблем функционирования потребительского рынка в депрессивном регионе обуславливает необходимость  исследования его проблем применительно  к новым условиям развития экономики  и конкретным формам их реализации с учетом региональных особенностей.

Целью работы является исследование основных закономерностей  и особенностей функционирования и  развития потребительского рынка региона  и разработка подходов к совершенствованию  рыночного механизма регионального  потребительского рынка.

Для реализации поставленной цели возникла необходимость решения  следующих основных задач:

- исследовать сущность, факторы, условия и специфику  функционирования регионального  потребительского рынка в трансформируемой  экономике; 

- представить место  регионального потребительского  рынка в общей системе рынков;

- изучить специфические  черты и факторную зависимость  рыночного механизма в депрессивном  регионе; 

- разработать направления  совершенствования механизма функционирования  потребительского рынка региона  в современных условиях.

Объектом исследования является рынок потребительских  товаров Читинской области и  его специфика, определяемая концентрацией  экономических и социальных условий  региона и их использование на современном этапе развития.

Предметом исследования являются экономические процессы и  условия функционирования регионального  потребительского рынка в 

7

специфических условиях трансформируемой экономики.

Теоретическая и  методическая основа исследования. Исследование базируется на изучении теоретического наследия основных экономических школ. В качестве информационной базы послужили  официальные и нормативные документы  Правительства РФ, нормативные документы  Комитета экономики и управления социальной защиты населения, статистические публикации Государственного комитета статистики РФ и Комитета статистики Читинской области, Государственного таможенного комитета РФ, данные социологических  исследований, проводимых Комитетом  экономики и Комитетом статистики Читинской области.

Для обоснования  полученных в диссертации результатов  применялись методы логического  и экономического анализа. Использовались методы абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, монографический, социалогический.

Научная новизна  исследования состоит в следующем:

- выявлены специфические  особенности и условия функционирования  потребительского рынка, зависящие  от социально-экономического развития  депрессивного региона (степень  напряженности рынка труда, ограниченность  производственного потенциала, спад  производства, низкий уровень жизни  населения), которые накладывают  отпечаток на объем производства, объем потребления и уровень  самообеспечения региона потребительскими  товарами;

- выявлены факторы,  оказывающие наиболее существенное  влияние на региональный потребительский  рынок (падение платежеспособного  спроса населения, банкротство  местных товаропроизводителей, отток  населения из региона, "оккупация"  местного рынка импортными товарами, отсутствие конкурентных условий  и др.).

Представлены специфические  черты и полнота использования  составных элементов рыночного  механизма в условиях трансформируемой

8

экономики депрессивного  региона;

- обоснованы направления  государственного воздействия на  потребительский рынок региона  через механизм взаимодействия  спроса и предложения с целью  повышения эффективности его  существования и с учетом экономических  интересов всех субъектов потребительского  рынка; 

- сформулированы  направления совершенствования  развития потребительского рынка  и его основных элементов (розничной  и оптовой торговли) и их специфическая  реализация в конкретных социально-экономических  условиях региона, которые заключаются  в совершенствовании государственных  методов регулирования, укреплении  и развитии предпринимательской  деятельности, обеспечении контроля  за качеством производимых товаров,  реконструкции и развитии внешнеэкономических  связей региона. 

Теоретическая и  практическая значимость работы состоит  в том, что на базе теоретических  положений и оценок, сделанных  в исследовании, определены возможные  направления развития потребительского рынка депрессивного региона. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для экономического обоснования  программ и концепций, принимаемых  органами государственного управления в процессе выработки решений  в области повышения эффективности  функционирования потребительского рынка. Отдельные положения могут быть использованы для подготовки лекций и спецкурсов по проблемам функционирования потребительского рынка в Вузах.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены: на Международной  научно-практической конференции «Мир. Справедливость. Гуманизм» (Чита, 2000 г.), на Международной научно-практической конференции «Технические науки, технологии и экономика» (Чита, 2001 г.), на Международной  научной молодежной конференции  «Новые идеи - новому тысячелетию» (Чита, 2001

9

г.), на шестой студенческой научно-практической конференции «Молодежь  и кооперация в новом тысячелетии» (Чита, 2001 г.), на VI Международной молодежной научной конференции «Талант  и труд молодых — родному Забайкалью» (Чита, 2002 г.), а также нашли отражение  в 18 публикациях автора общим объемом 8,35 п. л.

Структура работы. Диссертационная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 147 наименований, 14 приложений. Основной текст диссертации содержит 183 страницы машинописного текста, 35 таблиц, 12 рисунков.

10

Глава 1. Сущность, структура  и место рынка потребительских  товаров в системе рыночных отношений 

1.1. Сущность рынка  потребительских товаров 

Изменения, которые  произошли в экономической сфере  страны, привели к формированию товарных, финансовых, информационных и других типов рынков. Одним из составляющих российских товарных рынков является потребительский рынок. Этот рынок  непосредственно связан с удовлетворением  потребностей населения в товарах  и услугах. Именно потребительский  рынок нуждается в первоочередном изучении, так как, не зная состояния, закономерностей его развития, способов балансирования спроса и предложения на нем, форм проявления интересов субъектов рынка, невозможно его регулировать [48, с. 29].

Изучение потребительского рынка необходимо, так как:

- во-первых, он ближе  всех расположен к первичным  человеческим потребностям;

- во-вторых, потребительский  рынок существует везде, где  есть покупатели и продавцы;

- в-третьих, рынок  есть одновременно и механизм  организации и упорядоченного  обмена товарами и услугами, и,  с помощью отношений конкуренции,  направляющая всех добровольных  сделок, в которых участвуют товары  и услуги.

Потребительский рынок  существует в системе рыночных отношений, он не изолирован, поэтому, по нашему мнению, прежде чем приступить к исследованию потребительского рынка, следует остановиться на более общей категории «рынок».

Информация о работе Общественное питание